О. М. Лобанов: «Моё хобби – это работа после работы»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук С. О.М. Лобанов: «Моё хобби – это работа после работы» : [о директоре Автозаводской высшей школы управления и технологий НГТУ] // Автозаводец. – 2008. – 22 окт. – С. 3

Традиции делать интервью с известными людьми в канун их юбилея, наверное, столько же лет, сколько и самой журналистике. Но кто определил, что, беседуя с человеком в такой день, прежде всего надо уделить внимание работе? Праздник — это повод поговорить и о семье, мировоззрении, хобби...

22 октября отмечает свой юбилей Олег Михайлович ЛОБАНОВ, бессменный директор Автозаводской высшей школы управления и технологий НГТУ.

Цельная личность

— Олег Михайлович Лобанов из тех людей, которых принято называть цельными личностями. Всю свою сознательную жизнь он посвятил Нижегородскому техническому университету и... ГАЗу. Автозаводский факультет и Горьковский автомобильный всегда были связаны настолько прочно, насколько это вообще возможно. Не знаю, как сложилась бы судьба Автозаводского филиала, если б не возглавлял его на протяжении более 30 лет Лобанов. Появилась ли бы на свет Автозаводская высшая школа управления и технологий без Лобанова? Очень и очень сомневаюсь. В своей книге «50 лет с Горьковским автомобильным» отдельную главу я посвятил АВШ и, конечно же, Олегу Михайловичу Лобанову.

АВШ, созданная им, — это несомненная и очень крупная удача. В сложные 90-е годы мы смогли открыть элитарное (не по «родословной» учащихся, а по уровню обучения) учебное заведение, нацеленное на подготовку специалистов непосредственно для ГАЗа.

После 2-го, 3-го курса у будущих инженеров начиналась ознакомительная практика. Олег  Михайлович Лобанов метко назвал ее «принцип ромашки». Группу из 25 студентов разбивали на 5 подгрупп и распределяли по разным производствам. В течение недели молодые люди знакомились, к примеру, с грузовым конвейером. Через неделю подгруппы менялись под Через неделю подгруппы менялись подразделениями, и те, кто изучал конвейер, отправлялись в прессово-рамное производство, а из него молодежь шла в кузнечное... Таким образом у будущих наших специалистов складывалось целостное впечатление о заводе.

После 4-го курса мы закрепляли студентов за теми подразделениями завода, где им впоследствии предстояло работать, и очередную практику они проходили каждый "в своем" подразделении. А после 5- го курса молодежь, еще не закончившая обучение, принималась на работу. Мы оформляли их помощниками инженеров, платили зарплату, ребята работали, вникали в задачи и проблемы своего отдела, бюро, цеха, писали дипломы на основе реально действующего производства (дипломы выпускников АВШ преподаватели политеха всегда хвалили за практическую направленность), защищались и возвращались на завод готовыми  специалистами.

Во многом это заслуга Олега Михайловича. Знающий не просто проблемы образования, а  саму суть, сам их корень, готовый отстаивать интересы студентов (в плане получения ими качественных знаний) до конца — в этом весь он.

Как-то на одной из встреч выпускников политеха я услышал: «Лобанов? Да он вечный!» Он,  и правда, вечный — пожалуй, никто еще не сделал для развития высшего образования на автозаводе столько, сколько Олег Михайлович. В день юбилея я искренне желаю Олегу Михайловичу энергии, оптимизма и, конечно же, много умных, думающих, старательных студентов.

Н. ПУГИН, президент ОАО «ГАЗ», депутат областного Законодательного Собрания.

«Английский» год

— Мои увлечение и работа — это АВШ, — улыбается О. М. Лобанов в ответ на мое предложение отойти от «производственной» темы, — Автозаводская высшая школа — и есть моя жизнь.

— Но до появления Автозаводской высшей школы жизнь-то тоже на месте не стояла! Что было до «эры АВШ»?

— Да, началась моя жизнь немного раньше, — смеется Олег Михайлович, — и не в Горьком, а в Астрахани. В Горьком я оказался после войны. Мой отец, Михаил Федорович, окончил Московский строительный институт и, демобилизовавшись, оказался в Горьком. Восстанавливал разрушенные цеха автозавода. В 1946 году мы с мамой переехали к нему. Мне есть чем гордиться — отец был главным инженером на строительстве Дворца культуры ГАЗа и Горьковского цирка. Так что два памятника он себе воздвиг. Мама, Елизавета Николаевна, работала в медсанчасти автозавода. В 1956 году я окончил школу № 133 и подал документы в политехнический институт. Конкурс был громадный, сдавать пришлось 5 экзаменов, а «проходной» — 24 балла.

— Ничего себе! Одна «четверка» и четыре «пятерки».

— Вот так. Я поступал на механический факультет, но недобрал один балл.

— Мне сразу хочется сделать ремарку для абитуриентов, так и не ставших в этом году студентами: ребята, у вас есть шанс в будущем стать директорами Высших школ. Если сумеете вовремя сделать нужные выводы из своих недоработок.

— Я по комсомольской путевке пошел работать бетонщиком на строительство здания университета имени Лобачевского, того, что на проспекте Гагарина. Параллельно занимался на подготовительных курсах в политехе и на следующее лето достаточно легко сдал экзамены на все тот же механический факультет. Специальность моя — кузнечно-прессовые машины. Но начинать учебу пришлось не с лекций, а с... освоения целины на Алтае. Сейчас это звучит странно, а тогда воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Там, на целине, я узнал, что зерновая пыль очень горькая. Мы грузили зерно в вагоны, пылью приходилось дышать... Ужасно горько!

— Вот такое вредное производство.

— Да нет, по молодости все было легко и просто. Потом началась учеба, обязанности старосты группы... В 1962 году, когда мы только-только защитили дипломы, у Никиты Сергеевича Хрущева возникла идея помогать «африканским братьям» — направлять на черный континент специалистов для поднятия их экономики. Общаться нужно было на английском языке, и нас, 10 лучших студентов, отобрали в группу для углубленного изучения «инглиша». После года учебы мы говорили на нем свободно.

— Всего года? Это по какой же прогрессивной методике вы учили язык?

— Восемь часов в день аудиторных занятий английским плюс домашние задания — вот и весь секрет. Помню, когда нам задавали составить рассказ на английском об интересном событии, мы переводили статьи из «Литературной газеты». Кстати, тогда я понял, как можно определить уровень владения иностранным языком. Человек, который знает язык слабо, читает текст на иностранном и затем мысленно переводит его на русский. Тот, кто владеет им в совершенстве, воспринимает «с ходу». Вообще язык — это гораздо больше, чем словарный запас, грамматика. Я как-то читал дома английские анекдоты, хохотал. Отец попросил: «Ты хоть переведи, о чем там, вместе посмеемся». Перевожу — не смешно. На английском обхохочешься, начинаешь рассказывать го же самое на русском — пожимаешь плечами: «И где смеяться?»

— А что с Африкой? Как поднимали экономику?

— А с Африкой ничего. В 1964 году, когда мы закончили подготовку, Хрущева сняли и эта инициатива канула в Лету. Но я не жалею об «английском годе». Во-первых, я сразу сдал кандидатский минимум по иностранному языку, во-вторых, знания никогда лишними не бывают. Меньше года проработал на ГАЗе, а потом меня сосватали в научно-исследовательскую лабораторию политеха. Так что с февраля 1964 года я работаю в НГТУ.

Проект и жизнь

— В 1971 году, уже будучи кандидатом технических наук, вы стали заместителем декана, а затем и деканом Автозаводского филиала политеха...

— Да, поначалу основной моей заботой было достроить здание на улице Лескова, то самое, где мы сейчас с вами беседуем. Когда я сюда пришел, с четвертого этажа сквозь плиты был виден первый.

Причем здание это — типовой проект химфака, для машиностроителей оно, мягко говоря, не совсем подходило. Пришлось по ходу дела все переоборудовать, перепланировать, ругаться со строителями.

Будете смеяться, но по проекту даже двери в туалет были... стеклянными.

Вот это да! Я понимаю, нам нечего скрывать, но не до такой же степени!

— Да-да. Я говорил строителям: «Вы же видите, что это — бред». Они отвечали: «Да, бред, но в проекте значится: дверь стеклянная».

— Знаю, что в одной из аудиторий стоит преподавательский стол, созданный по вашему проекту. Что, кроме стола, построено вашими руками?

— Гаражи. Сам кладку делал. Понимаете, какое дело... В то время народ другой был. Это здание пустили в декабре 1971 года. После зимней сессии 72-го мы решили срочно переезжать (раньше Автозаводский филиал располагался напротив 6-й проходной) — и в феврале, во время каникул, перевезли все сюда. Кинули клич среди студентов: кто может помочь? Помогали все. Ребята, заочники, вечерники, работавшие водителями, приезжали на грузовиках, перевозили мебель, вместе с преподавателями паковали, грузили оборудование. Забавно: когда мы расставили всю мебель здесь, на Лескова, оказалось, что хватает ее всего на 10 аудиторий. Но с финансированием проблем не возникало — ГАЗ выделял для «своего» вуза столько средств, сколько требовалось. К примеру, завод купил нам полностью укомплектованную лабораторию химии, стоила она 75 тысяч рублей. «Волга» продавалась за 5600... Видите, вроде бы вы хотели, чтобы я рассказал о себе, а все равно получается — о вузе. Я же говорил, Автозаводский факультет, АВШ — это моя жизнь.

Самое эффективное вложение капитала — образование

— Олег Михайлович, среди молодежи бытует мнение, что работать на одном месте дольше 5 лет неэффективно. Человек начинает скучать, исчезает азарт... Вы же более 30 лет возглавляете Автозаводский филиал. Не наскучило?

— Надо знать особенности образовательных учреждений. В 2008-м мы приняли на 1-й курс студентов. О чем мы говорим? О 2014 годе, когда их нужно будет выпускать с востребованной на рынке труда профессией. А если ректор вуза знает, что он через 5 лет уйдет, станет он так уж беспокоиться о будущем студентов? Нет. Опять же, что такое квалифицированный лектор? Это человек, которого среди ночи разбуди, скажи: «Срочно нужно прочесть лекцию вот по этой теме» — и он прочитает, зная при этом на порядок больше того, что дает студентам. Это западная тенденция — менять места службы как перчатки, но я не считаю, что она оправданна. Каждый новый сотрудник первые полгода своей работы тратит на адаптацию. Так эффективно ли это для производства: 6 месяцев из каждых пяти лет посвящать фактическому «простою»? Кстати, именно поэтому, открывая АВШ, мы закладывали в план практику студентов на ГАЗе в тех отделах, цехах и бюро, где им в будущем предстояло работать. Таким образом, время на адаптацию получившего диплом специалиста сводилось к минимуму.

— Россияне вообще любят априори ставить «пятерки» всему, что приходит с Запада...

— Да, это касается и западной системы образования. Советская школа, которую так любят ругать в последнее время, дала миру Капицу, Сахарова, Келдыша, Алферова и многих других ученых, о которых мечтала вся «заграница». Впрочем, и нам есть что перенять. На ФИАТе я знакомился с итальянской системой работы с кадрами. Там среди выпускников всех вузов Европы отбирают несколько дипломированных специалистов. В течение 3-5 лет этих молодых и перспективных пропускают через массу должностей и филиалов и «на выходе» получают великолепных специалистов — грамотных, владеющих информацией о концерне в целом, умеющих принимать решения. Они, как правило, затем становятся топ-менеджерами ФИАТа.

— Интересная система.

— Я не устану повторять: самое эффективное вложение капитала — это образование. Видели, в прошлом году поставили заборчики на проспекте Молодежном?

— Недолго же они простояли...

— И не только они. Помните поломанные телефоны-автоматы? Исписанные стены? Покореженные урны? Можно каждый месяц тратить средства на их восстановление, а можно вложить деньги в качественное воспитание и образование подрастающего поколения. Сколько бы средств мы сэкономили на неразбитых ограждениях, несломанных качелях!

Отдых всегда вторичен

— Студенты XXI века готовы прикладывать усилия, чтобы стать образованными?

— Вспоминаю то время, когда девчонки у нас плакали, неожиданно для себя получая на экзамене «четыре», — они привыкли учиться на «отлично». Сейчас молодежь стремится как можно быстрее заработать деньги.

— Вроде бы поэтому должны и учиться хорошо. Обычно успешная учеба в вузе способствует достойной зарплате.

— Молодежи нужны «близкие» деньги, а умственный труд «близких» денег не дает. Для того чтобы получить хорошую зарплату, человек должен что-то «продать»: свои знания, умения, опыт. Помню, когда я учился в вузе, стипендия у нас была 29 рублей. Фактически по 1 рублю на день. При этом за сколачивание деревянных ящиков на заводе шампанских вин платили 120 рублей в месяц. После вуза я работал ассистентом на кафедре деталей машин. Получал уже 105 рублей. Но знал, что, став доцентом, буду зарабатывать 320. А сколачивание ящиков по-прежнему оценивалось в 120 рублей плюс полное отсутствие карьерных перспектив.

— Олег Михайлович, а если попробовать-таки абстрагироваться от АВШ, политеха. Вы хоть  как-то отдыхаете в свободное от работы время?

— Да не умею я отдыхать. Мое хобби — работа после работы. Разве что, пока учился в аспирантуре, 6 лет (лет — от слова «лето») подряд по месяцу жили в палатках на Волге.

— А комары и бытовая неустроенность?

— Да ладно вам, комары. Я до сих пор с ностальгией вспоминаю те «палаточные» месяцы. Вообще очень люблю Волгу. Отдых на воде для меня один из лучших. Но отдых, он ведь вторичен. Если отдыхать не от чего, то и сам отпуск теряет смысл. А главное для меня, повторюсь, — это Автозаводская высшая школа.

Светлана СТОРОЖУК.

Редакция газеты «Автозаводец» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы