Николай Астров

Николай Астров // Нижегородская энциклопедия. – 2010. – 26 февр.

Свой рабочий стаж на Горьковском автозаводе Николай Александрович Астров исчислял с середины августа 1941 года, когда приехал в Горький из Москвы, управляя танком Т-60, на броне которого были закреплены тросами две бочки с бензином. Астров с 1934 года работал главным конструктором московского завода, изготовлявшего танки. Но с началом войны Государственный комитет обороны определил пять предприятий, которым поручался выпуск гусеничных бронемашин Т-60. Головным заводом был назван ГАЗ. Тридцатипятилетний специалист должен был развернуть работу по производству танков в Горьком.

В танкистском комбинезоне, держа шлемофон в руке, Астров вошел в кабинет главного конструктора Липгарта и вручил пакет, в котором был приказ о своем назначении заместителем главного конструктора Горьковского автозавода по танкам. В начале октября 1941 года несколько танков Т-60, выпущенных на ГАЗе, уже прошли испытание на полигоне. Машины были признаны пригодными и отправлены на фронт. Боевое крещение они приняли в битве за Москву.

А в конструкторско-экспериментальном отделе автозавода Липгарт и Астров уже разрабатывали новую бронемашину — легкий танк Т-70. Сроки были по-военному сжатые. И уже 15 февраля 1942 года конструкторы показывали Т-70 в Московском Кремле И. В. Сталину. Председатель Государственного Комитета обороны подписал постановление о массовом производстве нового танка и о принятии его на вооружение Красной Армии.

Между прочим, встреча со Сталиным была у Астрова не первой. В 1975 году присутствовавший во Дворце культуры ГАЗа на праздновании 30-летия великой Победы Николай Александрович сообщил, что со Сталиным ему пришлось общаться девять раз. И не было случая после самой первой встречи, которая состоялась осенью 1933 года на демонстрации астровского плавающего танка ПТ-1, чтобы вождь, завидев Николая Александровича, непременно не подчеркивал: «Товарищ Астров, я вас помню!» Астров считал, что только одно слово Сталина: «Продолжайте», сказанное в 1933 году и ставшее напутствием на длительный срок для работы над дизельным танковым двигателем, оградило его от репрессий в предвоенные, суровые времена.

А ведь биография у конструктора была, по тем временам, далеко не безупречной, начиная с того, что происходил он из семьи опального профессора Московского высшего технического училища, при советской власти носившего имя убитого в 1905 году революционера Баумана. В 1919 году отцу и брату инкриминировали участие в контрреволюционном заговоре, и они были расстреляны. Николая вместе с матерью выслали из Москвы. Однако в 1929 году, после окончания частного электротехнического института, Николай Александрович оказался в «шарашке» при Бутырской тюрьме, где проявил себя как перспективный конструктор, способный принести большую пользу в оборонном оснащении Красной армии. И оправдал надежды. Благодаря ему армия вскоре была вооружена малыми плавающими танками: ПТ-1 (1933 год), затем Т-38 (1935 год) и Т-40 (1939 год).

Во время совещания в Кремле в конце декабря 1939 года, на котором обсуждалась проблема увеличения проходимости танков, Астров со своим сообщением не уложился в отведенные ему три минуты, и председатель Совета народных комиссаров СССР Молотов прервал его: «Хватит, садитесь!». Но тут со своего места поднялся Сталин, подошел к трибуне, за которой стоял Астров, и тихо сказал: «Пусть говорит, пусть расскажет…». — «Но только коротко!» — попытался исправить свою неловкость Молотов. Лучше бы ему этого не делать. Сталин неодобрительно глянул на него и еще тише, почти шепотом повторил: «Пусть расскажет… Зачем — коротко?». Астров говорил еще около получаса. Вождь задавал ему вопросы, из которых можно было сделать вывод, что Сталин весьма эрудирован и способен на конструкторском уровне знаний обсуждать сложные технические проблемы.

В 1943 году на Горьковском автозаводе Астровым был создан малый танк Т-80 и началось его массовое производство. Именно этот танк установлен на мемориальной площади с Вечным огнем в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.

После войны под руководством Николая Александровича Астрова создавались гусеничные тягачи повышенной проходимости, а для их выпуска был образован специальный филиал ГАЗа — завод в новом городе Заволжье, что вырос напротив древнего Городца.

К сведению, Астров является автором двадцати шести типов гусеничных и колесных бронемашин. Он трижды удостоен Сталинской премии, Государственной премии СССР, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 «Продолжайте!» Колесникова Н. «Продолжайте!» : [о конструкторе военной техники Н.А. Астрове] // Автозаводец. – 2016. – 28 апр. (№ 47). – С. 4
2 Герой-конструктор удостоился музея Ильицкий В. Герой-конструктор удостоился музея // ТАМ. – 2011. – 13 янв.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Концепция лидерства Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект).
4 Разработчик и испытатель Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа).
5 Незаурядный человек Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память).
6 В честь Липгарта Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14.
7 Завод судьбы Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей).
8 Аллея славы Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
9 Мастер библиотечного дела Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память).
10 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).

Страницы