«Не строительство, а творческий шквал!»
2 ноября 1931 года (70 лет назад) состоялся митинг, посвященный окончанию строительства завода. Завод был построен в рекордно короткий срок — за 18 месяцев.
В этот же день было принято решение об образовании Автозаводского района.
70 лет назад, в такой же бесснежный день 2 ноября 1931 г., торжественным митингом и демонстрацией было отмечено завершение строительства завода. Дата пришлась на понедельник, но по случаю праздника был объявлен общий выходной день по Автострою и гарнизону: Многотысячный митинг состоялся на «прессовой» площади между прессовым, механосборочным, ремонтными цехами, проходной и главной конторой. Шествие колонн сопровождалось духовым оркестром. Вечером, с 18 до 21 часа, во Дворце культуры в Канавине прошло торжественное заседание ударников Автостроя и гостей. А накануне, 31 октября, на автозаводе состоялись собрания в цехах и на объектах, в клубе-столовой — вечер иностранных специалистов.
С 10 часов 10 сентября вся краевая комсомольская организация была мобилизована для решающих боев за своевременный пуск автомобильного гиганта. Из числа комсомольцев создавались ударная дивизия, подразделявшаяся на полки, батальоны, роты, взводы и отделения. Октябрь стал месяцем большевистского штурма: все члены партии и кандидаты призывались в вечернее время на ликвидацию прорыва в строительных и монтажных работах. Работы начинались в 6 вечера и продолжались до 12 часов ночи. Каждый автостроевец (беспартийные в том числе) должен был отработать не менее 5 часов в день сверх обычного рабочего времени. Посетивший автозавод в конце октября Демьян Бедный, «ученик и соратник Ленина», так писал о строительстве в «Героическом материале», который опубликовала газета «Автогигант»:
Не соберу концов
Своих мыслей
и впечатлений,
Чего натворил
наш пролетарский
Гений!
Не строительство,
а творческий шквал!
Сказка из железа и бетона!
«Автогигант» сообщал: «В связи с вступлением завода в период подготовки производства с 1 ноября все цехи и отделы переводятся на 7-часовой рабочий день. Все работают на 6-дневной прерывке (5 дней рабочих и один — выходной)»...
Строительство началось в июле 1930 г., а к 1 ноября было завершено сооружение литейного, кузнечного, механосборочного, прессового, рессорного, ремонтно-кузнечного, ремонтно-механического и деревообделочного корпусов; строительство электротеплоцентрали, центральной высоковольтной понизительной подстанции, 13 цеховых трансформаторных подстанций, здания профтехкомбината, главной конторы, проходной, склада сырья для кузницы. Проложили нефтепровод от р. Оки до нефтехранилищ и построили 4 железобетонные нефтехранилища емкостью по 5 тыс. тонн каждый; на реке Оке — водозаборные сооружения и 5 км водозабора до завода. По всей территории закончили сооружение водопроводной, ливневой, фекальной и отопительной систем. Началась эксплуатация ремонтно-механического, ремонтно-кузнечного, штампового, инструментального и деревообделочного цехов.
«В отделении серого чугуна литейного цеха монтаж семи конвейеров закончен в 26 дней. Значительно меньшие конвейеры на Сталинградском тракторном монтировались полтора месяца. Несмотря на рекордные сроки, качество монтажа превосходит даже американские требования: поставленная ребром на ленту конвейера трехкопеечная монета прошла весь путь длиною сто метров и не упала».
В список почетных бойцов за пуск автогиганта занесены 39 человек, среди них С. С. Дыбец, начальник Автостроя, А. А. Мертц, главный проектировщик завода, Н. Н. Тетеревников, профессор, рекордная бригада бетонщиков и ее бригадир т. Чепаксин, Ф. Ё. Ракова, ударница-чернорабочая, И. А. Долгов, ударник-плотник, А. В. Красный, начальник монтажных работ ВЭО, Г. А. Переходников, литейщик, первый председатель производственно-бытовой коммуны. Для премирования особо отличившихся работников и бригад 13-го Госстройтреста, ведущей строительной организации завода, выделено 50 тыс. руб., 25 велосипедов и 50 карманных часов.
К знаменательной дате автосборочный завод № 1, на котором шла подготовка квалифицированных сборщиков для автозавода, перевыполнил октябрьскую программу: вместо 250 машин по заданию собрал 321 (из них 113 двухосок), что составило 128,4 процента.
Всего через 2 месяца Монастырка станет, как и намечалось, советским Детройтом: 1 января 1932 г. на Нижегородском автозаводе будет собрана первая автомашина.
Подготовила Ирина КУЛЬКОВА
по материалам газеты «Автогигант» (1931)
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Гвардейцы тыла | Мухина Е. Гвардейцы тыла : [об автозаводских подростках, работавших в годы войны на ГАЗе] // Автозаводец. – 2016. – 12 мая (№ 51). – С. 2 |
2 | «...Если нужно будет, сменим чертежные доски на винтовки» | Гордин, А. "...Если нужно будет, сменим чертежные доски на винтовки". 17 сентября 1939 года: советская пропаганда и общественные настроения : [город Горький (Нижний Новгород), население Автозаводского района в 1939 году] / А. Гордин // Родина. – 2010. – № 9. – С. 8-9. |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
3 | Символ величия | Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей). |
4 | Легенда ГАЗа для легенд СССР | Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22. |
5 | Важная птица | Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17 |
6 | Шаги истории самой | Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017) |
7 | «Волга» — кроссовер | Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4 |
8 | Юбилей полуторки | Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2 |
9 | Восемьдесят пять лет на ходу | Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17 |
10 | Путешествие начинается | Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2 |