На встречу с реченькой Окой: от Веденяпина до Гайдара

Зайцева А. На встречу с реченькой Окой: от Веденяпина до Гайдара : [экскурсия] / А. Зайцева, Е. Терских // Автозаводские прогулки : [экскурсии по району] / [под ред. Л.А. Гончар]. – Нижний Новгород, 2012. – С. 70-82.

ЭКСКУРСИЯ СЕДЬМАЯ

Экскурсию ведут экскурсоводы поисковой группы школьного музея «Истоки» (школа № 58), а ныне студентки автомобильного факультета НГТУ им. Алексеева Зайцева Анна и Терских Евгения

Маршрут: улица Веденяпина — Южное шоссе — улица Прыгунова — Торговый центр Автозавода — улица Старых производственников — улица Янки Купалы — улица Героя Шнитникова — улица Аркадия Гайдара

Сегодня мы отправимся на встречу с прошлым и настоящим по улице широкой, светлой и радостной — по улице Веденяпина. Как полноводная река, несёт она людской и автомобильный поток в юго-западном направлении к матушке-реке Оке. Эту центральную улицу по праву можно назвать самой торговой в районе. И начинается она от торгового центра «Парк Авеню», который вступил в действие в 2006 г. Это пятиэтажное здание очень гармонично смотрится на площади Киселёва на фоне серых пятиэтажек улицы. А когда-то здесь был пустырь, на котором предполагалось построить кинотеатр «Космос».

Рядом находится одно из любимых мест современного поколения — ресторан быстрого обслуживания «Макдональдс», который был открыт в 1998 г. Быстрое обслуживание требует молодой энергии, подвижности, коммуникабельности, вот почему среди обслуживающего персонала преобладает молодёжь. Здание ресторана имеет огромные окна, что позволяет с удовольствием наблюдать за мощным автомобильным движением по Веденяпина. Внутри здания на потолке и стенах автомобильная газовская тематика, что вызывает чувство гордости за свой район. По всему течению улицы расположены магазины, торговые центры, салоны. А началось строительство улицы в далёкие 60-е гг.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв выдвинул идею построения коммунизма к 1980 г. Для общего счастья народа нужно было решить жилищную проблему. Так начинается эпоха массового жилищного строительства в СССР, в том числе и в Автозаводском районе. Строительство 2—4-этажных домов стало считаться нерентабельным. Как грибы после дождя, стали расти простые без всяких украшений типовые пятиэтажки. В народе их прозвали «хрущёвками». Комнаты в них проходные, но удобства были замечательными — газовые плиты, центральное отопление, туалет и ванна, горячая вода, нагревающаяся от газовых колонок. Автозаводцы, перебиравшиеся из бараков в эти квартиры, были счастливы.

Настоящим украшением улицы Веденяпина стали мощные девятиэтажки, которые придали улице мощность и солидность. В 70-е гг. всеми были любимы магазины «Олимпиец» (спортивные товары), «Дом обуви». На месте салона ТСС располагался единственный в районе ресторан «Салют» (не считая ресторана «Чайка» в гостинице «Волна»).

Сегодня напротив салона стоит на высоком постаменте автомобиль ГАЗ-2410 («Волга»), который выпускался с 1985 по 1992 г. Само же семейство 24-х получило жизнь в 1969 г. За 23 года было выпущено почти полтора миллиона таких легковушек. Это была самая популярная машина в Советском Союзе — такси, машины чиновников и партократов, свадебные машины. Хозяин машины ГАЗ-24 считался человеком солидным и уважаемым, ведь автомобиль стоил 10— 12 тыс. руб. при средней зарплате 100 — 120 руб. в месяц. Да и купить машину было непросто. Нужны были положительные характеристики от профкома, парткома, комсомола. Часто «Волгу» давали за особые заслуги перед Родиной. Копить деньги на автомобиль приходилось длительное время, часто подрабатывая где-то. Но и скопив деньги на автомобиль, люди не могли сразу приобрести его. Приходилось стоять в очереди годами. Неоднократно модель ГАЗ-2410 получала международные награды: Золотую медаль на международной выставке в г. Пловдиве (Болгария), Золотую медаль на международной ярмарке в г. Лейпциге (ГДР). Многие автозаводцы вложили свой труд в производство этой машины, поэтому установленный автомобиль можно считать памятником трудовой доблести наших ветеранов.

Да и улица носит имя достойного человека, славного труженика — директора ГАЗа с 1950 г. по 1952 г. Георгия Александровича Веденяпина.

Жизнь этого человека складывалась нелегко, драматично. Родился Георгий в 1904 г. в селе Чистоха Порховского района Псковской губернии в семье военного. В годы Первой мировой погибает отец, уходит на фронт мать. Мальчик оказывается в детском приюте. Став взрослее, он находит мать и её новую семью, но жизнь начинает самостоятельную, трудовую. В 1930 г. сбывается его мечта — он поступает учиться в Ленинградский политехнический институт имени Калинина. После окончания получает направление на Горьковский автомобильный. С 1937 г. на Горьковском автозаводе им. Молотова он работает заведующим конструкторским бюро, затем механиком моторного цеха, зам. начальника ОТЕ, главным механиком, главным инженером, а с 1950 г. — директором завода. За участие в разработке конструкции и технологии производства грузового автомобиля ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии. Георгий Александрович Веденяпин всюду проявлял себя как настоящий коммунист, как способный и энергичный руководитель, требовательный к себе, чуткий и отзывчивый к людям. В годы войны он неоднократно помогал работникам автозавода, потерявшим продовольственные карточки, — отдавал свои. Требуя высокой отдачи от работников в военные годы, он всё же не забывал о необходимом для них отдыхе, создавал на производстве определённые условия. Он любил людей, был жизнерадостным и оптимистичным (может потому, что сам в детстве настрадался). Люди доверяли ему и избирали его в органы власти. Он был членом горкома ВКП(б), депутатом областного Совета и депутатом Автозаводского районного Совета депутатов трудящихся. За образцовое выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны Веденяпин награжден орденами Красной Звезды, «Знак почета» и медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

И все же нашлись завистники и недоброжелатели и у этого замечательного человека. По доносу анонимщика Георгия Александровича Веденяпина сняли с поста директора завода и перевели начальником моторного цеха на Ярославский автозавод. Он не пал духом и показал свой профессионализм и твёрдый характер. Впоследствии ему вновь доверили высокий пост, он возглавил Горьковский совнархоз. Жизнь отмерила Георгию Александровичу, к глубокому сожалению, небольшой срок — 55 лет. Умер он в больнице от язвы желудка 7 марта 1960 г. Последнее его желание было выполнено — родными были куплены цветы, которые были подарены всем женщинам-медикам больницы. Поразительно, умирая, он думал о других. А мы смогли бы так?

Немного грустно на душе, и в то же время светло — имена замечательных людей не забываются, а живут среди нас. Мы поворачиваем и оказываемся на Южном шоссе, которое плавно «течёт» параллельно реке Оке. А в самом начале улицы, как бы освещая золотистым куполом этот «южный поток», стоит деревянная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы во имя Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Этот храм был освящён 9 Мая 2010 г. в 65-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Почему храм был построен на этом месте? Оказывается, давным-давно в XVI в. эти земли принадлежали Амвросиеву Николаевскому Дудину монастырю. В книге архимандрита Макария «Памятники церковных древностей» (Нижегородская губерния, 1857 г.) говорится об освобождении в 1617 г. Троицкой церкви в деревне Монастырка от многих сборов. В XVIII в. монастырь был упразднён, а деревня Монастырка отошла ко 2-му благочинию Балахнинского уезда и была приписана к селу Карповка. В 30-е гг. XX в. сюда пришли строители автозавода. Деревня вместе с церковью были снесены. Сегодня как напоминание о тех далёких временах, рядом с Троицкой церковью начинается улица Монастырка. Она представляет собой промышленную зону. Вернёмся к храму. В конце 1998 г. был документально подтверждён факт существования Троицкой церкви и земского училища для детей деревни Монастырка на месте пересечения улиц Юлиуса Фучика и Южного шоссе. В 2000 г. 17 мая при митрополите Нижегородском и Арзамасском Николае, при большом стечении верующих здесь был установлен крест в знак строительства будущего храма, а позднее возведена часовня, вместимость которой была очень небольшой. Инициатором возведения храма и выделения для этого территории был директор компании «Раша». Сегодня в храме во имя Троицы идут богослужения.

Южное шоссе застраивалось в 60—70-е гг. XX в. Дома разные — кирпичные, панельные, пяти и девяти этажей. От Южного шоссе идут улицы-перпендикуляры: Прыгунова, Старых производственников, Янки Купалы. Одна из самых широких и зелёных — улица Героя Советского Союза Прыгунова. По замыслу, эта улица — пешеходная, и должна была связать жителей Юго-западного микрорайона с Автозаводским парком. Здесь нет прямого сквозного проезда, общественного транспорта. Она напоминает широкую зелёную реку Днепр, которую форсировал Александр Васильевич Прыгунов. Начинается улица от парковой зоны и заканчивается на Южном шоссе. Эту улицу можно назвать улицей контрастов, где красивые уголки сменяются пустырями. Вот перед нами широкий красивый сквер. Он посвящен работникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга. В 90-е гг. при задержании опасного преступника были убиты автозаводские милиционеры. В память о них и их подвиге был разбит сквер и поставлен гранитный камень. Здесь гуляют влюблённые, мамы с малышами. Рядом, как напоминание о том, что жизнь продолжается, стоит кафе «Алекс». Следом идёт большой пустырь, который сменяется заброшенной детской площадкой. В 70—80 гг. здесь было многолюдно и весело. На Новый год стояла большая ёлка, играла музыка, проводились утренники. Нет и кафе «Лада». Вместо кафе стоят торговый и медицинский центры. Прямо у дороги на пересечении с улицей Лескова шумит небольшой фонтан, стоят скамейки, есть детская площадка. В жаркую погоду здесь всегда многолюдно и весело. Через дорогу продолжается зелёная зона, плавно переходящая в парк.

Что же это был за человек Александр Васильевич Прыгунов, в честь которого названа улица? Родился Александр 12 апреля 1907 г. в городе Минеральные Воды Ставропольского края в семье служащего. Позднее, в 1921 г., семья переехала в Красные Баки Горьковской области. Саша окончил десятилетку, работал учителем физкультуры. Александр был активным и способным человеком. Он поступает в Ленинградский институт инженеров коммунального хозяйства и после окончания работает в разных городах — Ленинабаде, Балахне, инженером на Горьковском автомобильном заводе. Все его знали как активиста-комсомольца, заядлого спортсмена. Накануне Великой Отечественной он отправился на строительство железной дороги Котлас-Воркута.

Но грянула война. До августа 1943 г. он находился в частях Карельского флота. На Западном фронте он возглавляет сапёрную роту 6-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады 40-й армии Воронежского фронта. Осенью 1943 г. началась великая битва за Днепр. Старшему лейтенанту Прыгунову поручают организовать переправу техники и живой силы с левого на правый берег Днепра. В районе Великий Букрин Мироновского района Киевской области Украины была успешно осуществлена переправа. Противник нанёс сокрушительный удар по переправным средствам. На уцелевшем пароме в ночь на 28 сентября было переправлено свыше 500 бойцов, 17 артиллерийских орудий с расчётами, 117 ящиков с боеприпасами и другая техника. 29 сентября необходимо было доставить подкрепление. Из оставшихся лодок была сооружена переправа. Под вражеским бомбовым ударом двигался паром. Одна из лодок была повреждена. Своей телогрейкой Прыгунов заделал пробоину. Вскоре была повреждена вторая лодка. Дважды раненый, Александр продолжал переправу. Третье ранение оказалось смертельным. Бойцы вынесли тело командира и 30 сентября похоронили его у деревни Яшники Киевской области. 10 января 1944 г. старшему лейтенанту Александру Васильевичу Прыгунову за мужество и героизм посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1965 г. на доме №10 по улице Прыгунова была установлена аннотационная доска, в которой рассказывается о подвиге героя.

Вернёмся на Южное шоссе. Перед нами — торговый центр. 14 декабря 1991 г. он впервые распахнул двери перед автозаводцами. Он так и назывался Торговый центр автозавода. В перестроечные и переходные 90- е гг., когда в стране был дефицит товаров и гиперинфляция, он насыщал автозаводский рынок китайскими товарами: пуховиками, термосами, полотенцами и многими другими. Сегодня здесь расположились супермаркеты «Электроника» и «Перекрёсток». Открытие гипермаркета на Автозаводе стоимостью около $20 млн. состоялось 25 декабря 2005 г.

Историческая справка. «Перекресток» — федеральная сеть супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ритейла. Первый «Перекресток» был открыт в сентябре 1995 г. в Москве. В 2003 г. объем продаж «Перекрестка» составил $453 млн. руб., а в 2010 г. — показатель увеличился почти в 6 раз до $2,7 млрд.

На конец 2010 г. открыт 301 супермаркет «Перекресток» в более чем 20 городах России и Украины, из них 8 «Зеленых Перекрестков», где к товарам повседневного спроса добавлены лучшие деликатесы со всех концов света. Кроме того, в Москве и области работают 45 франчайзинговых магазинов у дома «Перекресток-Экспресс».

Рядом с супермаркетом расположился каток «Ледо». Зимой здесь можно покататься на коньках, а летом поиграть в боулинг, настольный теннис, бильярд. Перед торговым центром стоит фонтан в виде металлического цветка. Открыт он был в 1992 г. в честь 60-летия Горьковского автомобильного завода. Когда-то он приносил много радости автозаводцам. К сожалению, сегодня фонтан «молчит». И всё равно в летнее время площадь перед центром становится прогулочным местом для автозаводцев.

Мы подошли к оживлённому перекрёстку, где начинается улица Старых производственников. Эта улица специально застраивалась домами, где квартиры получали люди с большим трудовым стажем — старые производственники. Заканчивается Южное шоссе пересечением с улицей Янки Купалы. Янка Купала — псевдоним народного белорусского поэта.

Параллельно Южному шоссе ближе к Оке идут кварталы 6-го микрорайона. Часть из них в наше время получила название улицы Героя Шнитникова. Новые времена — новые герои. В школе №12 есть музей, посвященный этому герою. Основы музея были заложены учителем истории Татьяной Борисовной Шамеевой. Сегодня ученики вместе со своим наставником Татьяной Васильевной Панкратовой разработали экскурсии, которые проводят для всех ребят района. Музейный совет поддерживает дружбу с семьёй Евгения Шнитникова, организовывает встречи, митинги. Вот такую историю о Евгении Петровиче Шнитникове поведали нам экскурсоводы школы №12.

Шнитников Евгений Петрович родился 8 сентября 1953 г. в городе Перми в семье военнослужащего. После смерти отца семья перебирается в город Горький к родственникам. Детство пролетело быстро. Как все мальчишки, он любил играть в футбол, гонять на велосипеде. Учился хорошо. В 4-м классе даже был сфотографирован на фоне пионерского знамени. А ещё он очень любил технику и готов был часами копаться в моторах, генераторах. Любовь к собакам привела 15-летнего Евгения в Клуб юных кинологов при Дворце пионеров имени В. П. Чкалова. В клубе он воспитал двух собак, с одной из которых Барой он отправился служить в пограничные войска в Краснознамённый Северо-Западный военный округ. Позади была учёба в школе №145 (посёлок Доскино), Дзержинском химико-технологическом техникуме, работа на заводе «Химмаш». Из армии Шнитников вернулся в звании младшего сержанта. В органы внутренних дел Шнитников пришел в феврале 1975 г. на должность младшего инспектора-кинолога Автозаводского РОВД города Горького. От милиционера-водителя до оперуполномоченного СОБР Волго-Вятского управления по борьбе с организованной преступностью — таков служебный путь Шнитникова. Спокойная жизнь была не для него. За годы службы Евгений Петрович не раз бывал в горячих точках. Дважды отправлялся в командировку в Афганистан (1982, 1983—1984), трижды — в Чечню. Июль и август 1996 г. для него оказались роковыми. В тот июльский день его БТР отъезжал от здания в Грозном, где находилось управление по борьбе с организованной преступностью. Выстрел из гранатомёта противника оказался точным, но Шнитников не покинул машину, взялся за пулемёт и стал огнём прикрывать уходящих товарищей. Товарищей он спас, но сам при отходе получил ранение от снайпера. Почти три недели продолжался бой. Бандиты устроили пожар в здании. От удушливого дыма и потери крови погиб ослабевший капитан. Ещё несколько дней в сложнейших условиях товарищи Евгения Петровича уходили от противника, но спасли тело боевого друга. 18 декабря 1997 г. Евгению Петровичу Шнитникову было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Похоронен Герой на Старом Автозаводском кладбище. На здании школы №145, где он учился, установлена мемориальная доска. Действительно, никто не забыт и ничто не забыто. Сестра Е. П. Шнитникова Вера Петровна встречается с подрастающим поколением и рассказывает им о своём брате, настоящем гражданине России.

Южное шоссе плавно переходит в улицу Аркадия Гайдара. Когда-то эта улица называлась Школьной. Перед нами частный сектор — посёлок Стахановский. После войны завод выделял деньги своим работникам, и те самостоятельно строили своё жильё. Так возник поселок Стахановский.

Среди частного сектора неожиданно возникает современный жилой квартал. Это МЖК — молодёжный жилой комплекс, первый в нашем городе. В 1985 г. началась перестройка. Она всколыхнула всю страну, пробудила надежду на лучшие перемены. Молодёжь Горьковского автомобильного завода выступила с инициативой решить жилищную проблему молодых семей  путём самостоятельного строительства. Идею заводской комсомолии (секретарь Марьин) поддержал генеральный директор ГАЗа Николай Андреевич Пугин. Была создана общественная  организация МЖК — Молодёжный жилой комплекс, председателем которой стал заместитель секретаря комсомольской организации ГАЗа Сергей Васильевич Послов. Среди комсомольцев завода развернулось социалистическое соревнование за право стать бойцом комсомольско-молодёжного отряда. В первую очередь учитывались производственные показатели, важную роль играло активное участие в спортивных мероприятиях, выпуски «Комсомольских прожекторов», участие в субботниках и воскресниках, концертах и конкурсах. В результате было сформировано 28 отрядов. В 1987 г. был заселён первый дом №18. Мечта о новом уровне проживания стала воплощаться в жизнь. В подъездах появились занавески на окнах, на подоконниках — цветы. После работы во дворе проходили волейбольные матчи, бурные обсуждения политических событий. Жители дома были молодыми, активными, творческими. Вскоре в МЖК появилось своё кабельное телевидение, свои передачи. Важным событием стало открытие школы № 58 1 сентября 1989 г., которую строили сами родители-бойцы МЖК. Директор избирался советом МЖК в ходе конкурсных уроков, изложения концепций развития школы. Среди кандидатов победу одержала молодая учительница биологии Елена Афанасьевна Деньгина. Школа получила художественно-эстетический уклон: создавались хореографические коллективы, вокальные ансамбли, театральная студия, гончарная мастерская. Сегодня в школе работает историко-этнографический музей «Истоки». Создавался он силами учеников, педагогов и родителей. Лидия Александровна Ионова и автор этой книги Любовь Александровна Гончар уже 16 лет руководят работой этой научно-творческой лаборатории. Музей — победитель и лауреат районных, городских, областных и всероссийских конкурсов. В микрорайоне «Аэродромном» появились два детских сада, почта, магазин. Но наступили тяжёлые 90-е гг. Первые подъезды дома №26 по улице Гайдара строились почти 10 лет. Но общественно-политическая организация МЖК продолжает осуществлять свою деятельность и сегодня. Идёт строительство дома, проходят фестивали МЖК, праздники двора, новогодние ёлки. Как нам сегодня не хватает такого единения! Первые бойцы МЖК уже стали дедушками и бабушками, но жизнь продолжается, и во дворе по-прежнему звучит детский смех, гудят свадебные машины, поют песни под гитару. В 6-м подъезде уютно разместился Автозаводский турклуб.

Автозаводский клуб туристов возник при Горьковском автомобильном заводе в 1971 г. Тогда туризм стал любимым видом отдыха и досуга у населения. В 60-е гг. при ДКШ (дом культуры школьников) работал кружок юных туристов под руководством Олега Николаевича Смольянинова. В Доме пионеров Автозаводского района действовал кружок туристов (руководитель А.А.Юрченков, позднее директор ООСЮТУР с 1964 по 1995 гг.). Из интервью Юрченкова мы узнаём, что ученики автозаводской школы №20 в 1971 г. под руководством Валерия Яковлевича Суровикова в Смоленске заняли 1-е место на Всероссийском турслёте и 2-е на Всесоюзном в Витебске. Для развития массового туристского движения этого было недостаточно.

Спортивной работой района занимался спортклуб «Чайка» (впоследствии «Торпедо»). В 1970 г. инициативная группа работников КЭО ГАЗ, обратились с просьбой к руководству турклуба «Чайка» подписать им официальную заявку на участие в областных соревнованиях по ТВТ (техника водного туризма). Администрация пошла навстречу и не ошиблась. Байдарочники Владимир Чернышёв, Евгений Блинов, Евгений Лисин, Игорь Слета, Антон Балакин заняли 2-е место по Горьковской области. Спортсмены принесли клубу благодарность от областного комитета по физкультуре и спорту. Весной 1971 г. секция водного туризма была открыта. Первоначально помещение туристов находилось по адресу: улица Тюменская, дом 25, квартира 2. Ветеран туристского движения Ида Соломоновна Смирнова вспоминает, что в это же время на улице Лескова в доме №1 при жэковском клубе собирались любители пешеходного туризма. Тренировки возглавил Александр Жулев. Осенью 1972 г. была создана секция пешеходного туризма с постоянным ядром спортсменов, регулярными тренировками в Парке культуры  и отдыха Автозавода, теоретическими  и  практическим занятиями. Ветераны пешеходного туризма — Виктор Попов, Василий Фомичев, Виктор Васькин, Юрий Тураев, Николай Исаев. Всех туристов объединило общее здание, дом 17 «Б» на улице Обнорского. Вскоре к ним присоединились любители велосипедного туризма во главе с Германом Петровичем Таракановым. В истории Автозаводского турклуба нужно выделить три этапа. Первый этап развития при спортивном клубе ГАЗа «Чайка» — с 1971 по 2001 гг. Первый председатель — инструктор по туризму Николай Иванович Дворников. На этом посту он пробыл до 1974 г. С 1974 по 1976 гг. клубом руководил Владимир Ильич Чернышев. Ответственный, дисциплинированный, строгий, он многое сделал для укрепления материальной базы клуба, был инструктором-методистом, работал в городской МКК (маршрутно-квалификационной комиссии), определял степень сложности походов и подготовленность групп к маршрутам. С 1976 г. директором становится Александр Иванович Соловьев, человек спокойный, уравновешенный. С 1989 г. и по сей день председателем клуба является Евгений Олегович Харевич. На его долю выпало непростое время  перемен. В 1999 г. ГАЗ отказался от содержания Автозаводского турклуба. Здание было признано аварийным. Руку помощи протянул председатель МЖК Автозаводского района Сергей Васильевич Послов. Он предоставил временное помещение для туристов в клубе МЖК. Активистам клуба пришлось разобрать снаряжение по домам, гаражам. Через 2 года спорткомитет Нижнего Новгорода предложил продолжить работу клуба.

С ноября 2001 г. Автозаводский турклуб становится муниципальным предприятием «Турклуб-НН». Активно развиваются конный, пешеходный, водный, велосипедный туризм, виндсерфинг, сноуборд. Неоднократно через СМИ Е.О.Харевич обращался к спонсорам, предпринимателям о финансовой помощи клубу: «Пришлось сдать в аренду помещения клуба, но это не решило финансовых проблем. Для участия в различных соревнованиях необходимо было делать стартовые взносы или выступать за другие команды. Деньги необходимы были и для проведения тренировочных походов в школе начальной турподготовки, приобретения туристического снаряжения, транспорта. Турклуб выживал благодаря преданности, любви к туризму своих активистов. В трудное и непростое время они остались верны идеям здорового образа жизни, пропаганде спортивного туризма, любви и охране родной природы, спортивно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Это Евгений Харевич, Андрей Капитанов, Александр Смирнов, Ида Смирнова, Александр Кузнецов, Сергей Бакаев, Владимир Шленкин. У этих педагогов, тренеров оказалось много последователей среди молодежи: Николай Храпковский, Евгений Пузов, Денис Брук».

Разразившийся экономический кризис 2008 г. создал еще более жесткие условия для развития клуба. Город отказался от финансирования предприятия «Турклуб-НН» как убыточного. Сегодня Автозаводский турклуб пытается сохранить себя, свои традиции, свой актив и выступает как самостоятельное юридическое лицо «Турклуб-НН». Адрес клуба изменился, и расположен он в здании МЖК на улице Аркадия Гайдара, в доме №18, квартире 184. У клуба есть свой сайт www.tnn52.com, где можно узнать о его работе, его проблемах, планах на будущее, покопаться в фотоархивах.

А через дорогу за частным сектором и садами раскинулась дубовая роща, спокойно и размеренно несёт свои воды река Ока. Вот мы и встретились с реченькой Окой. Это любимое место автозаводцев. Летом здесь купаются и жарят шашлыки, а зимой катаются на лыжах. Как прекрасна русская природа! Невозможно глаза отвести от правого берега Оки! Пусть процветает этот райский уголок района! А мы закончим свою экскурсию и отдохнём в лесной прохладе.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15
2 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
3 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
4 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
5 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
6 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
7 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).
8 Суровая судьба Блюхера Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15
9 Эклектика на Бестужева Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15
10 В честь героя Ляхова Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15

Страницы