Музей в царство прошлого нас пригласит: ничто не забыто, никто не забыт!

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Зинина М. Музей в царство прошлого нас пригласит: ничто не забыто, никто не забыт! : [ о музее НАМТа] // Автозаводец. – 2004. – 24 окт. – С. 2

"Они молча прошли к машине, к серебристому металлу и рокочущему свету, надели кислородные шлемы... Машина взвыла. Время было словно кинолента, пущенная обратным ходом. Солнца летели вспять, за ними мчались десятки миллионов лун", — так Рэй Брэдбери в рассказе "И грянул гром" описывает путешествие в прошлое. Чтобы совершить его, машина времени мне не понадобилась. Моим гидом в лабиринтах прошлого был Владимир Викторович Запевалов, преподаватель истории Нижегородского автомеханического техникума, основатель музея трудовой и боевой славы НАМТа.

— Это все результат более чем тридцатилетней поисковой работы студентов и преподавателей, — говорит Владимир Викторович, распахивая дверь в просторную светлую комнату. Фотоэкспозицию открывают снимки, запечатлевшие начало строительства ГАЗа. Помните, как у Николая Кочина? "Жители Монастырки были домовиты, верозаступны и поседливы... Но однажды узрели монастырковцы за селом людей очкастых, одетых в кожаное, на тропах болот устанавливали они треножники... А потом пошел слух, что задумано тут строить завод"...

В детстве, позабыв про кукол, я могла часами слушать прабабушкины рассказы о том, как росли первые заводские корпуса. Музейные фото послужили бы отличной иллюстрацией к этим воспоминаниям: вот обретает очертания будущий цех, а вот подрастает трехэтажное здание профтехкомбината. Занятия в его уютных аудиториях начались в 1934 году.

"Позвольте! — перебьет внимательный читатель. — Если техникум празднует 75-летний юбилей, то готовить кадры для ГАЗа он начал в 1929 году". Да, только студентам приходилось "кочевать" из здания Индустриального техникума в помещения бывшей синагоги и автозавода — "родное" здание у alma mater появилось через пять лет после того, как техникум был создан на базе школы ученичества массовых профессий при Горьковском заводе имени Ульянова. Первым открылось отделение "Ремонт и сборка машин", а практику молодые специалисты проходили... в московском таксомоторном парке. Первые выпускники пришли на автозавод еще до окончания техникума — приходилось совмещать работу и корпение над учебниками. К экзаменам готовились бригадами, а сдавать их приходилось... бригадирам. (Прямо как в стишке "Папа у Васи силен в математике..." Неудивительно, что вскоре от такой организации учебного процесса решили отказаться).

А от сессии до сессии живут студенты весело, это такая же аксиома для всех поколений, как дважды два четыре…

— Посмотрите, — обращает мое внимание В. В. Запевалов на "снимок с давнишнего праздника", — вот выступление танцевального кружка, здесь запечатлена репетиция драмколлектива, а вот лыжники бегут — в 1934 году наши студентки заняли первое место на областных соревнованиях между техникумами и вузами.

Война кардинально изменила задачи промышленных предприятий. Горьковские автомобилестроители должны были в кратчайший срок перейти на выпуск легких танков, танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов. Среди ударников были выпускники техникума. Например, слесарь-доводчик Василий Федорович Шубин стал первым "двухсотником" на заводе — возглавил движение, участники которого работали за себя и за сражающегося на фронте товарища, выполняя план на 200 и более процентов.

— 19 октября 1941-го Василий выполнил 25 норм за смену, а за годы войны — 24 годовые нормы. Вот его бригада, она одной из первых на автозаводе была удостоена звания фронтовой, — с гордостью показывает великолепно сохранившееся черно-белое фото Владимир Викторович.

Конструктором в военные годы на ГАЗе трудился Юрий Наумович Сорочкин, тоже выпускник техникума. Работа по созданию танка Т-70 была отмечена медалью "За трудовое отличие", а за танк Т-80 ему присвоили звание лауреата Сталинской премии.

— На этом фото Александр Хоменко, — подводит меня к стенду Владимир Викторович. — В 1943 году он повторил подвиг Николая Гастелло — направил свой горящий штурмовик на фашистскую зенитную батарею, был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Под стеклом каска и ржавый танковый снаряд — безмолвные свидетели яростных атак и повседневного героизма. Владимир Викторович вспоминает, как раньше пополнялись музейные фонды: обращаешься в Горсправку, тебе за символическую плату говорят адрес, допустим, бывшего выпускника НАМТа, сражавшегося в Великую Отечественную. Приходишь по этому адресу, встречают тебя радушно, рассказывают массу интересного, только записывать успевай, а могут и семейную реликвию музею преподнести. Все просто, душевно.

"Лег на сердце чертой огневой путь солдата, тяжелый и длинный..." Не всем посчастливилось вернуться домой, что называется, живыми и невредимыми. Илья Устинович Матвеев, чьи лекции по литературе студенты слушали с таким интересом, с каким шестилетки внимают сказкам, пришел в звании полковника. Он участвовал в штурме рейхстага.

— В нашем музее хранятся работы художника Кричевского, на которых он запечатлел советских солдат, штурмовавших Берлин. Вот портрет Ильи Устиновича, — показывает В. В. Запевалов.

На этой мажорной ноте и закончить бы рассказ о том, как техникум навсегда прощался с отважными мальчиками и патриотами-преподавателями, не щадившими себя в военное лихолетье.

Увы... В Афганистане погиб Андрей Путанов, учащийся группы 83-7. Во время штурма Грозного оборвалась жизнь Сережи Дианова. "Ах, война, что ты, подлая, сделала..." Остается лишь надеяться, что этот список никогда-никогда не будет пополняться. Владимир Викторович первым прерывает горестное молчание:

— Многие выпускники техникума внесли в российскую историю вклад, который невозможно переоценить. Среди них лауреаты Государственной премии и Герои Социалистического Труда. У нас учились бывший директор ГАЗа Иван Иванович Киселев, Александр Флегонтович Синицын, занимавший пост министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР...

Возможно, кому-то из сегодняшних студентов тоже суждено прославить родной техникум. А пока они помогают Владимиру Викторовичу пополнять музейные фонды: приносят старинные монеты, "доисторическую" технику (чего стоит радиоприемник, кажущийся ровесником египетских пирамид). У входа в музей "припаркованы" "автомобили будущего", сделанные студентами отделения автомобилестроения и тракторостроения.

"Ростом" они меньше колеса настоящей машины, но по части дизайна и не думают ей уступать. Эти симпатичные модельки блестят фарами и в кабинете директора НАМТа.

— Это еще не все экспонаты музея, — говорит В. В. Запевалов в завершение нашего "путешествия во времени". С заговорщицким выражением лица он распахивает пару раздвижных дверок, и я вижу нагромождения пухлых папок. Будь помещение музея попросторней, эти документы предстали бы на всеобщее обозрение.

Правило Питера гласит: "История вынуждена повторяться, потому что ее никто не слушает". Думаю, что музеи, подобные тому, в который мы с читателями только что заглянули, способны воспитать уважительное, заинтересованное отношение к "делам давно минувших дней". А значит, студенты и выпускники НАМТа будут жить по принципу, сформулированному известным американским эссеистом: "Перед прошлым — склони голову, перед будущим — засучи рукава".

Мария ЗИНИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 На урок в музей Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2
2 В память о воинской славе Яковлева Г. В память о воинской славе : [об открытии музея боевой славы в Нижегородском индустриальном колледже в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2015. – 15 окт. – С. 5
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Экспозиция будущего Целибеев С. Экспозиция будущего : [о реновации Музея ОАО ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 12 авг. (№32). – С. 6. – (Проект).
4 Профессия – историк ГАЗа Мухина Е. Профессия – историк ГАЗа : [к юбилею директора Музея истории ГАЗ Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2021. – 24 июня (№ 25). – С. 14. – (Юбилей).
5 Фан-зона в музее ГАЗа Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2
6 Музей авиации Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017)
7 Музей аэропорта Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017)
8 Самолет-самолет, забери меня в полет Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017)
9 Музей профсоюзного значения Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2
10 Едем дальше Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7

Страницы