Музей под открытым небом
2013 год в Нижегородской области объявлен
Годом национального культурного наследия
Вот и наступил 2013 год. По итогам общественного голосования в Интернете и мнению экспертов он объявлен в Нижегородской области Годом национального культурного наследия. Нижегородцы предложили почти 50 вариантов названий: год счастливого человека, год здоровья, год пешехода, год хороших дорог, год доступного жилья, год решения проблем жителей и другие. «Но подавляющее число и экспертов, и участников голосования в блоге высказались за Год национального культурного наследия, что было по душе и мне, — отметил глава региона В. П. Шанцев. — История подарила Нижегородской области очень богатое наследие. За последние годы сделано немало для его сохранения. Это наследие, доставшееся от наших предков, которое мы должны ценить и беречь».
В 2013 году в нашей области пройдут мероприятия, посвященные таким крупным историческим событиям, как 400-летие окончания Смутного времени, 145-летие со дня рождения Максима Горького.
Думается, что для Автозавода важнейшей памятной датой станет 70-летие героической обороны района от налетов фашистской авиации и «сто штурмовых дней и ночей» — трудового подвига автозаводцев по восстановлению автогиганта после немецких массированных воздушных ударов (1943 год). Кроме того, исполняется 115 лет со дня рождения двух выдающихся автозаводцев — Сергея Сергеевича Дьяконова (директора Горьковского автозавода) и Андрея Александровича Липгарта (главного конструктора Горьковского автозавода, одного из основоположников советской конструкторской школы в области автомобилестроения). В этом году отмечается 75 лет со дня рождения легендарного автозаводского хоккеиста Виктора Сергеевича Коноваленко. Еще одной знаменательной вехой станет 80-летие автопробега Москва – Кара-Кумы – Москва, в котором участвовали автомобили-первенцы Горьковского автозавода.
Несмотря на, казалось бы, юный возраст, Автозаводский район — это настоящий музей под открытым небом, имеющий свои неповторимые черты. Подобных сохранившихся историко-культурных объектов советской эпохи буквально единицы. В 1930-е годы выросли корпуса Горьковского автозавода и дома социалистического города для рабочих и инженеров. Его жилые кварталы и общественные здания довоенного времени входят в сокровищницу региональной и общероссийской культуры. Это и первый жилой комбинат по пр. Молодежному, и «Желтобусыгинский» и «Серобусыгинский» кварталы, и радиусный дом, и кинотеатр «Мир», и универмаг, и станция «Счастливая», и гостиница «Волна», и поликлиника, и школы № 126 и 36, и детский сад по улице Лоскутова, и здание районной администрации, и многие другие объекты. В каком еще районе нашего города (да и только ли города) можно найти такое количество официально утвержденных и пока еще не признанных памятников архитектуры советского периода, расположенных столь компактно!
Нужно отдать должное и руководителям, и жителям района, которые прилагают много сил для сохранения его культурного наследия. Наш любимый Автозавод ухожен, по нему приятно пройтись, не стыдно показать гостям. Но есть еще над чем работать: грустно и с укором смотрят на нас здания бывшего ДКШ и летнего театра «Родина». И хотелось бы надеяться, что в Год национального культурного наследия эти наболевшие вопросы начнут решаться. Своеобразный колорит центру Автозавода долгое время придавали скульптурные композиции, расположенные на постаментах у главного входа в поликлинику. Сейчас их нет. Может быть, имеет смысл подумать о восстановлении скульптур?
Автозавод — это уникальный туристический центр, к сожалению, практически неосвоенный. Редкие группы знатоков, в основном иностранцев, приезжают полюбоваться тенистым проспектом «старого соцгорода» и окунуться в эпоху советского авангарда. На Автозаводе действуют прекрасные музеи с интересными, захватывающими экспозициями. По праву одним из лучших нижегородских музеев является музей истории ОАО «ГАЗ». Ежегодно в его залах тысячи восхищенных туристов осматривают уникальную коллекцию документов, фотографий и... «живых» автомобилей. В библиотеках района открыты специальные литературно-музейные экспозиции, посвященные Виталию Валентиновичу Бианки, Юрию Андреевичу Адрианову, Олегу Кошевому.
История Автозаводского района отразилась в мемориальных комплексах и скульптурных памятниках. В 1980 году был открыт монумент Славы с вечным огнем в ознаменование боевого и трудового подвига автозаводцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Памятные обелиски, посвященные защитникам Родины, поставлены политбойцам-автозаводцам, павшим в годы Великой Отечественной войны, погибшим воинам-автозаводцам (на территории школ № 126, 133, 114, 136, в поселках Нагулино, Гнилицы, совхозе Доскино), Героям Советского Союза Юрию Васильевичу Смирнову и Алексею Ивановичу Поющеву.
В районе установлены скульптуры выдающимся автозаводцам. Около Дворца культуры ОАО «ГАЗ» поставлен бюст директора Горьковского автозавода Ивана Ивановича Киселева (2006 год), а рядом с домом ветеранов ОАО «ГАЗ» на проспекте Октября — ударника, передовика производства Александра Харитоновича Бусыгина (2007 год).
Памятные знаки Автозавода увековечивают память о важнейших событиях в жизни района. В сквере у заводоуправления в 1982 году был заложен знак трудовой славы автозаводцев: на пьедестале гордо возвышается знаменитая полуторка — автомобиль НАЗ (ГАЗ)-АА, первенец Горьковского автозавода. Рядом с Вечным огнем установлен знак боевой славы автозаводцев — танк Т-70, а в Автозаводском парке — зенитная установка. Памятные знаки поставлены автомобилям — легендам Горьковского автозавода «Победе» ГАЗ М-20 и «Волге» ГАЗ-24.
История неотделима от современности. Пронесутся года, пройдут десятилетия, утихнут споры о советском прошлом, вновь изменятся его оценки, а историческое и культурное наследие этого великого, сложного и неоднозначного времени останется. И крайне важно сохранить его для будущих поколений.
При подготовке публикации использовались материалы ЦБС Автозаводского района (http://www.lib-info.ru/) и журнала Валерия Шанцева (http://shantsevvp.livejournal.com/78234.html)
А. Гордин
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | В сердце Соцгорода | Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15 |
2 | Жизнь на Спутнике | Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15. |
3 | С праздником автомобилистов! | Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15 |
4 | Улица, построенная автозаводцами | Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15 |
5 | Улица героя-милиционера | Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15. |
6 | По комсомольским местам | Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15. |
7 | Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour | Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018). |
8 | Суровая судьба Блюхера | Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15 |
9 | Эклектика на Бестужева | Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15 |
10 | В честь героя Ляхова | Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15 |