Море творчества

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Зинина, М. Море творчества : [о самобытном художнике А.И. Манясеве] / М. Зинина // Автозаводец. – 2009. – 11 июля (№ 100). – С. 7. – фот.

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Ф.Тютчев.

Этим летом перспектива получить отпуск для вас реальна не более чем победа в «Формуле-1» для "престарелого" «Запорожца»? Или босс все же смилостивится и «вольную грамоту» выдаст, зато хилый бюджет намертво припаяет вас к родной многоэтажке, заставив ограничить путешествия поездками на лифте? Тогда посещать квартиру А.И.МАНЯСЕВА вам запрещено категорически. Как вариант — гостите с закрытыми глазами. Потому что любимый жанр этого автозаводского художника — морской пейзаж.

Если включить фантазию, уютная «однушка», которую с хозяином делят десятки картин, немного напоминает оживленный порт, где отдыхают у причала, уходят в рейс и едва виднеются на горизонте красавцы-корабли. И, конечно, здесь море... моря. Лазурного, розоватою, свинцового, фиолетового. Бурного, чуть подернутою рябью, кипящею под винтами судов, обрушивающегося волнами на берег. Эти картины так и просят последовать совету из известной песни: «Снимите и продайте последнюю рубашку и купите билет на пароход»... Тем не менее их автор к флоту отношения не имеет. Аркадий Иванович более 30 лет работает на ГАЗе, сейчас занимается газоэлектросваркой в монтажном цехе.

— Не знаю, почему меня так тянет к морской романтике, — он пожимает плечами, чуть смущенно улыбаясь. — Может, от предков далеких передалось. Я хорошо плаваю, наши парковые озера с легкостью вдоль переплываю. Однажды с аквалангом нырял. Правда, место для погружения было выбрано не самое удачное — один из водоемов возле аэропорта. Вода там мутная, сплошной ил, ни зги не видно. Но пару рыбешек все-таки встретил!

А я в лице Аркадия Ивановича встретила интересного собеседника, с которым мы обсудили импрессионизм, йогу и рисунки на зеркале. Но обо всем по порядку.

Романтика чистой воды

Рисование стало для него неотъемлемой и любимой частью жизни с раннего детства — буквально с тех пор, когда крохотные непослушные пальчики наконец «приручили» кисть и карандаш. В детском саду, который посещал маленький Аркаша, эстетическому развитию малышей уделялось большое внимание, им показывали известные картины, рассказывали о художниках.

— Помню, я тогда любил рисовать деревья. И всегда обводил кроны черным, — вспоминает А. И. Манясев. — Воспитателям это жутко не нравилось, они пытались меня переучить. Смирились только тогда, когда мой пейзаж занял первое место на конкурсе рисунков. В школе я отвечал за стенгазету. Представляете, идет урок, и вдруг входят директор с завучем, чтобы со мной, первоклашкой, посоветоваться и очередное задание дать...

— Первоклассная ответственность! Звездную болезнь не подхватили?

— Какое там! Я стеснительный был невероятно, мне это внимание так не нравилось! Еще хуже, когда к доске вызовут и аплодируют. А я стою такой... скомканный, не знаю, куда деваться. Когда учился во втором классе, для торжественной линейки меня попросили нарисовать портрет Ленина. Честно говоря, степени ответственности я не ощутил совершенно, маленький был. А вот когда устроился на ГАЗ и мне, 17-летнему пацану, заказали для первомайской демонстрации портрет Брежнева — вот тогда пришлось понервничать...

— Аркадий Иванович, а не было желания профессию с творчеством связать?

— Было, я даже в художественное училище поступил. Но серьезно заболел отец, и чтобы обеспечивать семью, пришлось бросить искусство и пойти на завод. Начинал я слесарем в 3-м сборочном, проработал там полтора года. А потом к нам домой пришел друг отца, начальник административно-хозяйственной части нашею цеха. Я в тот момент писал «Бродвей» — огромную картину, занявшую в нашей просторной трехкомнатной квартире весь коридор. А в одной из комнат можно было увидеть резьбу по дереву и чеканку по металлу, я ими тоже увлекался. Друг отца на все это глянул и предложил: «А давай ко мне художником!» Я подумал немного и согласился. Наверное, именно тогда впервые осознал себя художником. Через 5 лет я ушел из 3-го сборочною на легковой конвейер...

— Получается, самородок таланта так и остался без «образовательной» огранки?

— Да, художественного образования я не получил. Зато прочел много специальной литературы. Особенно посвященной импрессионизму — это одно из моих любимых направлений. Мне очень нравится Клод Моне.

— А свое творчество вы к какому жанру относите?

— Наверное, оно более реалистично, чем импрессионизм. Я прописываю мелкие детали, четко очерчиваю сюжет. К тому же импрессионисты рисовали, опираясь на сиюминутные впечатления — художника что- то взволновало, и он сразу брался за кисть. А я могу вынашивать образ годами. И тем не менее я романтик. Люблю рисовать сказочные замки, далекие города, корабли, морские пейзажи... Кстати, любовь к морю передалась моему сыну — он по профессии судовой электрик, большую часть времени проводит в плаванье.

— А ваши «художественные» гены в нем проявились?

— Нет, искусством сын особо не интересуется. Зато любит технику, может с самым сложным устройством за пару минут найти общий язык.

Зеркальный учебник

Жанр, в котором пишет А.И.Манясев, определить действительно трудно. Морской пейзаж — вообще категория особая. Он, безусловно, реалистичен, но при этом нельзя нарисовать море, не обладая богатым воображением. Знаменитый маринист И. К. Айвазовский отмечал: «Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». Тем удивительнее и ценнее мастерство живописца, способного запечатлеть чарующую красоту природы... Кстати, пейзажами творчество моего собеседника не исчерпывается — есть у него и портреты, и фантастические этюды.

Если жанр определить непросто, то с техникой все более или менее понятно. Манясев тяготеет к лессировочной — мазки плавно переходят друг в друга, их граница практически незаметна, поэтому картины немного похожи на фотографии. Антипод лессировочной техники — техника пастозная: сочные объемные штрихи, которые чаще всего наносятся мастихином — инструментом, напоминающим небольшую лопаточку. Продемонстрировав мне это приспособление, Аркадий Иванович неожиданно замечает:

— А еще мне нравится рисовать... пальцем. Ведь на кончиках пальцев много нервных окончаний, можно «почувствовать» картину. Кстати, когда ученые изучали «Джоконду», на холсте нашли много отпечатков пальцев — Леонардо писал пальцами больше, чем кистью!

— Какую из своих работ вы считаете самой удачной?

— Один из морских пейзажей. К сожалению, показать его не могу, не так давно подарил коллеге. Я свои работы никогда не продаю, только дарю. Картина, она же как ребенок. Вложены труд и душа, деньгами это не измерить... А вообще самая удачная картина — это та, что стоит на мольберте. Так говорил Айвазовский, и я полностью с ним солидарен.

— И что на вашем мольберте сейчас?

— Не так давно родилась идея картины «Чайки над Лондоном». Меня вообще привлекают британская культура, традиции, строгий колорит английских городов... Я уже несколько лет изучаю английский язык. А чтобы быстрее обогатить свой лексикон, новые слова пишу на зеркалах. Утром собираешься на работу и одновременно язык учишь...

— Да, зеркала в вашем доме отражают не столько лица гостей, сколько ваши хобби... Они исчерпываются живописью и английским?

—Нет. Я всегда уважал спорт, долгое время посещал клуб любителей бега. А еще занимаюсь восточными единоборствами и йогой — это учение было известно еще две с половиной тысячи лет назад до нашей эры. Основал его индийский мудрец и медик Патанджали, прекрасно знавший особенности человеческого организма. Видимо, поэтому йога полезна для здоровья, причем эффект ощущается с первого дня. Я к йоге уже почти весь цех пристрастил. Хотите, и вам асану покажу? — с этими словами Аркадий Иванович перебирается на диван, нагибается вперед и пару минут сидит, уткнувшись головой в колени.

Разогнувшись, он поясняет:

— Это называется «поза растянутою позвоночника». С ее помощью у нас в «монтажке» уже трое от застарелых болей в спине избавились. Такие возможности в своем организме открываются! Например, полчаса на голове простоять — не вопрос! В позе «мостик» я 7 минут могу выдержать. А еще йога дарит душевное равновесие и вдохновение, рождаются сюжеты для картин...

— Как долго они обычно воплощаются?

— По-разному. Но чаще всего я работаю быстро, на картину уходит примерно 3 дня. Оставаясь с холстом один на один, ты будто оказываешься в другом измерении. Когда нетронутое пространство расцвечивают первые мазки, оно словно оживает. Ощущение необыкновенное! Живопись затягивает, не дает отвлечься. Она дарит душевную гармонию и наполняет жизнь смыслом...

Мария ЗИНИНА. • Фото А.Семенова.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин Родина А. Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин : [о В.Ф. Куликове, автозаводском художнике-любителе] // День города. – 2013. – 22-28 мая (№ 39). – С. 18
2 Кукольный домик Кошкина, О. Кукольный домик :[об Анне Фадеевой, автозаводской мастерице кукол] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 23 дек.-20 янв. (№ 34). – С. 10
3 Летопись природы Кошкина О. Летопись природы : [о творчестве В. Куликова] // Автозавод online. – 2012. – 30 авг.-11 сент. (№ 49). – С. 5
4 Фотоохота на пернатых Кошкина О. Фотоохота на пернатых : [о выставке автозаводского фотохудожника А. Филиппова «Мир вокруг нас» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 6
5 Искусство из мусора Князева К. Искусство из мусора : [об автозаводском художнике А.Г. Федине] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 10
6 «Творенье рук – душевный дар» Погорская Т. «Творенье рук – душевный дар» : [о выставке ручной вышивки в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2012. – 27 янв. – С. 3
7 Семейный фотоальбом Кошкина, О. Семейный фотоальбом : [об Алексее и Вере Тарасовых, известных фотохудожниках] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 3-17 июня (№20). – С. 9
8 «Загадочный мир» Мубаракшина Г. [о выставке работ фотохудожника А. Тарасова «Загадочныe миры»] // Аргументы и факты. – 2011. – 30 марта. – С. 4
9 Путешествие в «Загадочные миры» Смирнова, Л. Путешествие в «Загадочные миры» : [об открытии выставки работ фотохудожника А. Тарасова в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2011. – 29 марта. – С. 3
10 Замер мир пред совершенством Светлана Шклярова. Замер мир пред совершенством : [о художнике Владимире Ивановиче Заноге и его жене художнике-акварелисте Нине Ивановне Ждановой] // Волго-Невский Проспект. – 2009. – 30 нояб.(№ 26). – С. 6

Страницы