Мастер штурмовых ударов

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Крутов, И. А. Мастер штурмовых ударов // За Отчизну, свободу и честь! : очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах. – Горький,1964. – Кн. 2. – С. 175-181

…Деревня Досадино не отличается от соседних деревень. Крестьянские избы по обе стороны дороги, перед ними мазанки для хранения зерна. Зимой деревенька почти скрыта в глубоких сугробах снега, и тогда к ней не подберешься ни машиной, ни лошадью. Невдалеке петляет речка Вадок. Когда-то здесь были глухие места...

В такой деревне прошло детство Виктора Москвичева, в двадцатичетырехлетнем возрасте ставшего Героем Советского Союза.

...В семье три сына да пять дочерей. Детей приучали к труду с раннего возраста. В родной деревне и в школу пошел Виктор.

Вспоминая детство, Виктор Александрович рассказывает:

— В школе я ничем не выделялся среди учеников. С одинаковым интересом осваивал разные предметы. Между уроками участвовал в играх, радовался, когда удавалось бывать победителем в драках. С увлечением взбирался на деревья, а весной лазал за грачиными гнездами. В прочитанных детских рассказах меня больше занимали полеты самолетов и в первую очередь вопрос: кто ими управляет.

Наступила осень. Мы с братом Юрием еще продолжали спать в мазанке. Однажды ранним утром нас разбудил шум пролетающего над деревней самолета. Мы выскочили. На улице было туманно, прохладно и сильно охватывало утренней свежестью. Самого самолета не было видно. По шуму мотора можно было понять, что он кружился над деревней. Потом звук удалился за реку Вадок, а через некоторое время мотор заглох, мы поняли: самолет приземлился в поле за рекой.

Для нас, деревенских, это было исключительное событие. Через реку, к месту посадки самолета, бежали прямо вброд старые и малые. Мы с братом тоже побежали. Около самолета собралось много народа, сбежавшегося из соседних деревень. Я с большим трудом пробрался сквозь шумную толпу и в первый раз увидел самолет и летчика. Он стоял на плоскости самолета. На нем кожаное коричневое пальто. Летчик осматривал самолет и проверял горючее в баках. Я только теперь убедился, что самолетом управляет такой же человек, какие ходят по земле. У меня зародилась мысль: когда вырасту, выучусь на летчика. Это желание казалось мне слишком дерзким, и я никому не говорил — стеснялся, а возможно, и боялся, что товарищи будут надо мной смеяться. Чудо продолжалось недолго: вскоре самолет поднялся в воздух. Мы провожали его глазами до тех пор, пока он не скрылся совсем.

Виктор подрастал. И его потянуло в город. В глубине души зрела затаенная мечта стать летчиком. Одна из его сестер — Валентина — жила в Горьком и работала на автозаводе. Она согласилась приютить Виктора.

Для Виктора началась новая жизнь — новая школа, новые товарищи, рядом большой завод. Наиболее близким дружком стал для него Костя Логинов. Виктор часто заводил разговоры о летном деле. Костя Логинов тоже решил учиться на летчика. Они узнали, что на автозаводе, в поселке Стригино, есть аэроклуб. Прошли медицинскую и мандатную комиссии и осенью 1938 года были зачислены курсантами. Зимой учили теорию полетов, а летом уже сами летали на самолетах ПО-2.

— Я понял, что смогу летать, — рассказывает Москвичев.

Аэроклуб располагался километрах в семи от поселка. В любую погоду — в осеннюю распутицу и в зимнюю стужу, часто пешком — ребята спешили на занятия.

Через год аэроклуб был окончен. За это время выпускники были ознакомлены с устройством самолета, с работами на аэродроме во время взлета и при посадке самолета, с основными обязанностями летчика, с повреждениями и способами устранения их. Неоднократно поднимались в воздух и самостоятельно летали.

Виктор попросился в школу военных летчиков, когда набирали туда молодежь. От родителей сыну был наказ: раз полюбил эту специальность — учись и будь мастером. Желаем успеха в военной службе.

Весной 1940 года Виктор окончил десятилетку и вместе с другими автозаводскими парнями был отправлен в военную школу пилотов. Там снова детальное изучение различных самолетов, их назначения и обслуживания, длительные полеты, совершенствование мастерства. Через год сержант Москвичев был направлен в Краснодарское объединенное военно-авиационное училище для дальнейшего усовершенствования. Там и настигла его война. Курсанты рвались на фронт, но еще целых полтора года им пришлось провести в училище.

Только в декабре 1943 года лейтенант Виктор Москвичев был направлен на фронт. Его отец и старший брат давно уже сражались, защищая Родину.

Героическими действиями сопровождался боевой путь летчика Москвичева в Великую Отечественную войну.

Наши войска взламывали сильно укрепленные рубежи, уничтожали живую силу и технику противника, продолжали успешное наступление на всех фронтах.

Москвичев служил в штурмовой авиации. Штурмовики разведывали и охотились за живой силой противника, уничтожали артиллерийские позиции, разрушали мосты и переправы, бомбили железнодорожные узлы, скопления танков и другой техники, пускали под откос железнодорожные эшелоны, нападали на колонны войск, движущиеся по дорогам. Ни низкая облачность, ни плохая видимость, ни большие снегопады не отменяли полеты.

На задание вылетали в составе звеньев и группами. В сложной обстановке иногда приходилось подниматься в воздух по пять-шесть раз в день.

17 августа 1944 года было солнечным, жарким. Над военным аэродромом раздался сигнал боевой тревоги. К самолетам, укрытым зеленью, бегут экипажи. Взревели моторы. Машины одна за другой скрылись в западном направлении.

Группа старшего лейтенанта Лапшина выполняет боевое задание в районе Светлоч. В ее составе капитан Кузнецов и лейтенант Москвичев. Первоначально цели в указанном месте не обнаружили. Внизу видны были лишь кустарники, овраги и тянулась дорога. При повторном заходе там были засечены орудийные вспышки. С земли по самолетам был открыт сильный зенитный огонь. Москвичев, маневрируя между разрывами снарядов, быстро развернулся, спикировал на цель и уничтожил два орудия с прислугой. На следующем заходе он сфотографировал результат атаки группы.

Через несколько дней под Пакшени-Янемуйка он участвовал в уничтожении артиллерийско-минометных батарей. В момент атаки на него налетели четыре «фокке-вульфа». В неравной схватке самолет Москвичева был подбит, а сам летчик ранен. Пришлось сделать вынужденную посадку на территории неприятеля. Превозмогая боль от ран, Москвичев скрылся в лесу. Узнать обратную дорогу не у кого и некогда. Надо скорее уйти подальше от самолета до наступления темноты. В течение пяти дней пробирался летчик лесами, кустарниками, балками. Шел осторожно, прислушиваясь к любому шороху. И все-таки дошел до своих.

7 октября 1944 года Москвичев вылетел на задание в паре с летчиком Базуевым. На железнодорожной станции Тимужи воздушные охотники обнаружили скопление вражеских эшелонов. Штурмовики внезапно вырвались из-за облаков и на бреющем полете сбросили бомбы на эшелоны и уничтожили четыре вагона и два орудия. Оба их самолета были подбиты зенитным огнем, но они благополучно дотянули до своего аэродрома.

Действуя зимой в группе из пяти самолетов в районе Джуксте, Москвичев прямым попаданием бомб уничтожил две автомашины и вдруг обнаружил действующую артиллерийскую позицию врага. И в этот же момент его самолет выл подбит.

«Уничтожить все равно!» — промелькнуло у него в голове.

На поврежденном самолете, еще не потерявшем управление, Москвичев решительно идет на цель и уничтожает одно орудие вместе с расчетом. 8 марта 1945 года группа штурмовиков, возглавляемая майором Соколовым, в районе Жаураше громила скопление живой силы и артиллерии неприятеля. Шесть вражеских истребителей вступили в бой со штурмовиками. Ловко маневрируя, Москвичев дал возможность своему стрелку длинной пулеметной очередью сбить самолет противника.

Наиболее ответственной операцией, в которой участвовал Москвичев, было, пожалуй, разрушение моста через реку Скрунда. В начале 1945 года большая группировка немецких войск оказалась зажатой на Курляндском полуострове. Немецкое командование рассчитывало, что мощным контрнаступлением эти войска помешают продвижению советских войск в глубь Германии. Нашей авиации ставилась задача: разрушить коммуникации в тылу неприятеля и не допускать подбрасывания новых подкреплений через порт Либава.

Соединение штурмовиков, в котором служил Москвичев, в течение трех дней не могло разрушить железнодорожный мост через реку Скрунда. Мост этот находился на единственной дороге, по которой шел основной подвоз и вывоз войск противника. Зенитная артиллерия немцев и их авиация тщательно охраняли мост с воздуха.

— Я разобью мост, — заявил Москвичев командиру соединения.

Через два-три дня в части было получено приказание командующего:

— Лейтенанту Москвичеву подготовиться и разрушить мост через реку Скрунда.

Прежде чем вылететь на задание, Москвичев на импровизированном полигоне тренировал себя в точном сбрасывании бомб. Затем самолет был оснащен нужными боеприпасами. Штурмовику были приданы четыре истребителя сопровождения и прикрытия.

Ясно было в день вылета. Видимость прекрасная. Линию фронта наши самолеты перешли на высоте 600 — 700 метров. Долго летели над лесом. Зенитки врага еще молчали. Но как только штурмовик выскочил на открытое пространство, на него обрушился шквал зенитного огня. От прямого попадания в самолет сразу было перебито управление рулем поворота. Слабее стало ножное управление. Но мост уже близко. Раздумывать некогда. Цель молниеносно приближалась. Москвичев успел сбросить на мост несколько бомб. Его самолет получил еще несколько прямых попаданий. Он то снижался, то поднимался — клевал носом. Воздушная система была перебита. На аэродроме его ждали с большим волнением. Никто не думал, что с такого задания летчик вернется живым, но Москвичев сумел дотянуть самолет. Через несколько минут приземлились сопровождающие самолеты и привезли фотографическую пленку.

— Боевое задание выполнено. Мост разрушен. Все горячо поздравляли Москвичева.

В этот же период на Тукумском направлении были и такие схватки с врагом.

В паре с лейтенантом Горовым Москвичев разведывал в тылу у немцев передвижения их войск по железной дороге. На одном перегоне Москвичев обнаружил дым из паровоза. Не теряя ни секунды, скомандовал ведомому Горову, и оба штурмовика ринулись в атаку. На бреющем полете сбросили бомбы, но поезд продолжал двигаться.

— Не попалив — выругался Москвичев. — Докончить! Самолеты снова устремились на эшелон и обстреляли реактивными снарядами. Четвертый снаряд угодил прямо в цель: над эшелоном появились клубы дыма.

— Так тебе и надо, ползучий гад, — с радостью произнес Москвичев и облегченно вздохнул.

Сделав круг, летчик снова направил самолет к эшелону и увидел, что одни вагоны горели, другие свалились под откос.

На станции летчики тоже обнаружили эшелоны. Обстреляли их под огнем зениток. Внизу раздались сильные взрывы. Через некоторое время партизаны сообщили, что нашими штурмовиками были разбиты в этом районе эшелоны с боеприпасами.

Москвичев со своим экипажем вылетел на свободную охоту. Пролетая над лесом, летчик заметил подозрительное движение машин к опушке леса. Он обратил на это внимание еще раньше, возвращаясь с другого задания. У летчика возникла уверенность, что на опушке замаскирован склад боеприпасов. «Надо его разбить!» — решает Москвичев. Обстановка исключительно сложная: пункт сильно обороняется.

«Бить сразу или применить сложный маневр, а потом обрушиться внезапно?» — выбирает Москвичев. Но на долгие раздумья времени нет. Он уходит, скрываясь вдали, потом вдруг разворачивается и несется обратно над лесом, обстреливает цель реактивными снарядами, затем забрасывает бомбами. Страшной силы взрывы доносятся с земли. Самолет подбрасывает. Охота прошла удачно. Штурмовик отделался несколькими повреждениями.

Уклоняясь от обстрела и не делая резких движений, Москвичев осторожно довел подбитый самолет к месту посадки.

Десятки других боевых действий, проведенных бесстрашным командиром звена Москвичевым, не менее героичны. Коварному врагу нанесены большие потери. На своем боевом счету он имеет более ста двадцати боевых вылетов. При этом было уничтожено до трех десятков орудий и танков, более полсотни автомашин и подвод с боевыми грузами, ДЗОТы, железнодорожные эшелоны, склады и не одна сотня солдат и офицеров врага.

За большой ущерб, нанесенный противнику, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года лейтенанту Москвичеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С окончанием Великой Отечественной войны Советская Армия встала на охрану мирного советского народа.

В 1946 году бойцы части избирают отважного летчика депутатом городского Совета.

До ноября 1956 года гвардии капитан Москвичев находился на военной службе. Он воспитывал молодых воинов и с любовью передавал им свое летное мастерство.

Теперь Виктор Александрович Москвичев живет в городе Горьком, работает на автомобильном заводе вместе со своей женой Клавдией Федоровной.

На работе он зарекомендовал себя как умелый организатор и хороший товарищ, на которого можно во всем положиться. Не стоит он в стороне и от общественной работы: является председателем районного комитета ДОСААФа.

Если кто-нибудь спросит Виктора Александровича, сумеет ли он теперь управлять самолетом, он усмехнется и ответит:

— Не подкачаю и теперь, если потребуется.

И. А. КРУТОВ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Москвичев Виктор Александрович Москвичев Виктор Александрович // Герои Советского Союза – горьковчане. – Горький, 1981.- С. 177
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Памяти героя Андайкин С. Памяти героя : [об открытии в Автозаводском районе мемориальной доски Герою Советского Союза Н.П. Кабалину] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 16. – (Эхо событий).
3 Засекреченный герой Запевалов В. Засекреченный герой : [о Герое Советского Союза Алексее Ивановиче Лебедеве] // Автозаводец. – 2020. – 10 дек. (№50). – С. 16
4 Онусайтис Юрий Иосифович (1921–2005), Герой Советского Союза, генерал-майор Онусайтис Юрий Иосифович (1921–2005), Герой Советского Союза, генерал-майор / Международный объединенный биографический центр : сайт. – Режим доступа: http://www.biograph.ru/index.php/persons/4413-onusaitis (дата обращения: 12.12.2018).
5 Герой Советского Союза генерал Онусайтис Орешкин Г. Герой Советского Союза генерал Онусайтис / «ЭкоГрад. Московский экологический журнал». – Режим доступа: http://ekogradmoscow.ru/sreda/ekologija-kultury/geroj-sovetskogo-soyuza-general-onusajtis (дата обращения: 15.12.2018).
6 В память о герое Жукова, А. В память о герое : [улица Прыгунова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 12 апр.(№ 14). – С. 15.
7 Бюст Герою Советского Союза Александру Прыгунову установили в Автозаводском районе Бюст Герою Советского Союза Александру Прыгунову установили в Автозаводском районе : [Электронный ресурс] // Патриоты Нижнего. – Режим доступа: http://nn-patriot.ru/?id=8634 (дата обращения: 12.12.2016)
8 Александр Васильевич Прыгунов Александр Васильевич Прыгунов [Электронный ресурс] : [о подвиге Героя]. – Режим доступа: http://likrus.ru/abc_database/object/6830 (дата обращения:12.02.2016)
9 Карта памяти Карта памяти : [новые памятники, посвященные Дню Победы в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 13 мая (№ 16). – С. 12
10 Памяти Героя Памяти Героя : [об открытии обелиска Герою Советского Союза А. Поющеву] // Автозаводец. – 2015. – 9 мая (№ 50). – С. 12

Страницы