Машины, наделённые душой

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук, С. Машины, наделённые душой : [об автопробеге, посвящённом 55-летию 21-ой "Волги"] / С. Сторожук // Автозаводец. – 2011. – 20 авг. (№ 123). – С. 2. – фот.

К 55-летию 21-ой «Волги».

...Наверное, нужно все-таки быть чуть-чуть не от мира сего, чтобы влюбиться в автомобиль. Или, наоборот, по-настоящему «от сего», потому что автомобиль — наш, стопроцентно русский, более того — один из лучших автомобилей за всю историю отечественного автопрома. И не любить такой автомобиль — значит, не быть патриотом своей страны. Или просто 21-я «Волга» (а речь именно о ней) настолько хороша, что в нее можно влюбиться просто так, без всяких «потому что». Любовь — она вообще не спрашивает, почему. Она просто — есть.

55 лет на дорогах

В минувшую субботу площадь перед Дворцом культуры ГАЗа заняли более шести десятков 21-х «Волг». Номера регионов демонстрируют географию их «прописки»: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Opeл, Курган, Пенза, Чебоксары, Волгодонск, Москва, Уфа, Брянск, Челябинск. Владельцы автомобилей — члены клуба любителей 21-х «Волг», их предыдущий организованный сбор в Нижнем Новгороде случился в 2006 году. Сегодня, спустя пять лет, «Волги» снова возвращаются на историческую родину. И их не становится меньше — несмотря на то, что последняя 21-я сошла с конвейера более 41 года назад, 15 июля 1970 года. А вот первая покинула заводскую проходную 15 октября 1956 года — 55 лет назад. Этому юбилею (и, конечно, 80-летию Горьковского автозавода) и посвящен пробег.

«Волга» москвича Александра Чудновского — одна из самых старых в табуне «железных коней». В ее техпаспорте год выпуска выглядит почти фантастично: 1959-й.

— Я очень долго искал машину именно 1959 года, — признается Александр. — Первые «Волги» были одними из самых передовых автомобилей в мире. Комплектация — по-настоящему богатая, максимально автоматизированная. Например, подвеску самому не нужно шприцевать — есть специальная штатная система. Большие диваны, — Александр нежно похлопывает свою машину по сиденью, — в следующих выпусках они стали уже.

Машина Александра — одна из самых «аутентичных»: более 90% ее деталей — штатные. Александру даже удалось раздобыть где-то новые (!) родные (!) покрышки для «Волги». Где они были до сей поры? В какой параллельной реальности сохранили все свои «резиново-дорожные» свойства — непонятно. Чем больше общаешься с владельцами «Волг», тем больше начинаешь верить в мистику.

Ефим Ванчугов и Анна Рябикова приехали  в  Нижний  Новгород из Брянска. Никакими эвакуаторами не пользовались — машина своим ходом преодолела 380 километров до Москвы и потом еще 450 — до Нижнего.

— И сама доедет обратно, — уверен Ефим. — Мы с отцом искали такую машину очень долго. Я с 18 лет мечтал исключительно о 21-й «Волге». Почему? Невозможно объяснить. Просто мне была нужна именно она. Мы нашли ее в полуразобранном состоянии, лечили тщательно. Она живет у меня уже седьмой год, но я все еще продолжаю ее усовершенствовать. Да, этот пробег для нее — самый длинный после «возрождения», но я ей доверяю, как себе.

Несмотря на то, что Ефиму Ванчугову «Волга» принадлежит лишь последние 7 лет, ее историю он знает с самого рождения машины. И история эта вполне достойна пера писателя: первым хозяином «Волги» был генерал ракетных войск, и, когда его командировали служить на Кубу, взял машину с собой. Несколько лет «Волга» наматывала километры на дорогах страны, а затем оказалась на Дальнем Востоке. Оттуда спустя годы она своим ходом доехала до Брянска — где, казалось бы, и должна была мирно отойти на свалку автомобильной истории. Но ее нашел нынешний хозяин. И сколько еще прослужит ему 21-я — сказать сложно. Но явно жизнь ее будет очень долгой.

— В старых машинах есть душа, — уверен Ефим. — В продукции современного автопрома вы ее не найдете. Да, у меня есть в качестве ежедневного варианта «Ауди» 1988 года, тоже немолодой автомобиль, но «Волга» — это любовь.

Норвежский фанат советского автопрома

— Я чокнулся на советских машинах! — так дословно можно перевести слова норвежца Андреаса. Он совсем не говорит по-русски, я — по-норвежски, поэтому в качестве компромиссного варианта мы выбираем язык Байрона и Шекспира. Несмотря на то, что английский — не родной язык Андреаса, все свои эмоции он передает весьма понятно.

— Да, я чокнулся на советских машинах, — повторяет норвежец, — я впервые увидел их в 12 лет: Советский Союз поставлял нам машины, а мы вам — рыбу. Сегодня у меня есть несколько «Волг», «ЗиМ», «Москвич».

— Но ведь на старых машинах довольно тяжело ездить, говорю я.

— Парковаться трудно, особенно между двумя машинами, а ездить — отлично! У них великолепная подвеска, не замечаешь никаких неровностей дорог, — смеется Андреас.

Ну да, как в анекдоте: носорог плохо видит, но при его весе это уже не его проблемы. Машины 40- 50- летней давности не имеют усилителей руля и тормозов, но на дорогах к ним относятся, как к истинным королевам: не то что не подрезают, наоборот: уступают место, держат дистанцию и приветственно сигналят.

Наш разговор с Андреасом прерывается приветственными фанфарами: на импровизированной сцене возле ДК ГАЗа начинается торжественная часть мероприятия.

— Спасибо вам, участники пробега, за то, что вы сохранили наши «Волги» в таком качественном состоянии, — говорит президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон. — С 1956-го по 1970 год ГАЗ выпустил более 600 тысяч таких машин. 21-я «Волга» считалась лучшим автомобилем в Советском Союзе. Сегодня для нас самый массовый автомобиль — это «ГАЗель». Он признан лучшим коммерческим автомобилем в России. И я очень горд этим!

Бу Андерссон рассказывает о перспективах развития Горьковского автозавода, о новых моделях — словно мостик перекидывает между прошлым ГАЗа (которым действительно стоит гордиться) и будущим — тем самым будущим, которое строим мы сами.

Собственно, вся площадь перед ДК ГАЗа — это редкая картина единства прошлого, настоящего и будущего. Среди тех, кто пришел посмотреть на 21-е «Волги», и ветераны завода, и сегодняшние сотрудники ГАЗа, и их дети (некоторые — на собственных четырехколесных средствах передвижения мощностью в одну родительскую силу). То и дело слышится детское: «Мам, а возле вот этой голубенькой меня еще сфотографируй!», «Пап, смотри, а я у нее в бампере отражаюсь!» Общаясь с «волговодами», слышу за спиной детский голос: «Пап, а это самые дорогие машины в мире, да?»

Конечно, самые дорогие. Дли тех, кто их делал, — совершенно точно.

Руки помнят

Ветеран ГАЗа Александр Федорович Петрин медленно проходит вдоль ряда 21-х «Волг», внимательно осматривает каждую. Наверное, больше половины из них прошло через его руки: с 1956 года он работал на сборке 21-х.

— Операция моя была — подгонка заднего крыла, потом – крышки багажника, — говорит он, невольно скользя взглядом по крылу «Волги». Никаких зазоров: все стоит идеально ровно.

— Машина была сложной в сборке? спрашиваю ветерана, предполагая услышать что-то абстрактно-бравурное в стиле «нам море по колено».

— Я домой после смены приходил — у меня руки распухали, — честно признается Александр Федорович, — тяжело работать было. Это вам не нынешняя автоматизация, мы ведь все сами, все своими руками.

Тяжело. Но ГАЗу А. Ф. Петрин отдал 58 лет. Тогда, в 50-е годы, «работать тяжело» означало то же самое, что и просто «работать».  Все-таки человечество идет по пути отказа от физических усилий — это очень хорошо видно по тенденции развития любого успешного промышленного предприятия.

— а довелось поездить на 21-й «Волге»? интересуюсь у Александра Федоровича, и тот... лишь смеется в ответ:

— Ничего, не велика потеря, — машет рукой. — Машина — она и есть машина.

Не довелось, значит. Зато сохранились фотографии прошлых лет, где молодой Александр Петрин стоит на сборке «Волги», зато сейчас, на площади перед ДК ГАЗа, глаза ветерана светятся гордостью: это его машины в центре внимания. И труд его рук уже почти полвека надежно служит людям.

Также, как и труд бывшего главного конструктора легковых автомобилей В. Н. Носакова, начальника отдела легковых автомобилей среднего класса В. Б. Реутова — со сцены они рассказывают, как создавалась 21-я «Волга».

— Выпуск каждого нового автомобиля марки «ГАЗ» — это веха в истории страны, — убеждена заместитель главы администрации Автозаводского района Е. Д. Бояринцева, — а историю надо чтить.

У мечты не бывает выходных

Торжественный митинг возле ДК ГАЗа — это кульминация пробега. Перед тем, как выставить на всеобщее обозрение свои «Волги», участники отправляются в музей истории ГАЗа и на главный конвейер производства грузовых автомобилей.

— Впечатления? Только положительные! — делится Александр Чудновский. — В музее есть по-настоящему уникальные экземпляры. Действующее производство тоже понравилось: всё чисто и технологично. Есть только одно пожелание, — улыбается он, — снова начать собирать «Волги»...

А вы хотели услышать от фаната газовских легковушек что-то другое?

Олимпийский принцип «главное — не победа, главное участие» соблюдается на пробеге куда более явно, чем на олимпиадах. Но и здесь есть свои лидеры. И номинации «реставрация своими руками» первое место занимает сине-бежевая «Волга» Виталия Никитина,

— Она была просто в ужасном состоянии, — вспоминает Виталий свое первое знакомство с «Волгой», — десять лет простояла безвылазно в сыром гараже. У нее сгнили все диваны, кузов покрылся коррозией. В ней не работало ни-че-го, — подводит он черту под «прошлой жизнью» машины.

Ровно месяц ушел у Виталия и его отца на то, чтобы научить машину заводиться. Приводили в порядок генератор, стартер, притирали клапаны. После этого — еще полтора года ежедневной работы, от трех до двенадцати часов в день, Каждый день. У мечты не бывает перерывов на обед и выходные. А 21-я «Волга» для отца и сына Никитиных была мечтой.

— У нас в семье есть еще одна 21-я «Волга», ей уже 51 год, — рассказывает Виталий, — ее купил еще дед в 1960 году. Правда, сейчас мы делаем ей реставрацию, до последнего времени она была обычным семейным автомобилем, за год накатывали на ней по 15-17 тысяч километров. Управлять машиной очень удобно, единственное, о чем переживаем: правительство хочет запретить 80-й бензин, а «Волга» как раз им и «питается», расход — 12-13 литров на сотню километров. Видимо, придется придумать, как перевести ее на 92-й, пока и его не отменили... Нет, вы не думайте: запрет на «нашу» марку бензина уж точно не станет препятствием для выездов из гаража, — смеется он.

Еще раз прохожу вдоль строя 21-х «Волг» и замечаю, какие же они... разные. Есть седаны, универсалы, есть даже... «Волга» — неотложка. На ее борту по-прежнему красный крест, а внутри — носилки, низенькое сиденье для сопровождающей больного медсестры.

Как всегда, задавая хозяину раритета вопрос: «Откуда?», получаю в ответ: «Долго искали, нашли случайно».

— Первую часть жизни эта «Волга» провела в детском санатории в тогда еще Горьковской области, — рассказывает Петр Шляхин. — Слишком часто на выезды ей отправляться не приходилось, поэтому машина надолго сохранила свою «молодость». Только в 90-е годы она перешла в частные руки, в деревню. Тут и красный крест с ее борта исчез, и носилки... Предыдущий владелец этой «Волги», обнаружив ее в совершенно не «неотложном» состоянии, но при этом поняв, какая редкая модификация 21-й попала в его поле зрения, постарался по максимуму вернуть ей штатную комплектацию. Носилки для больного нашлись в сарае, а откидное сиденье медсестры... Его обнаружили в соседней деревне: местная жительница приспособила «стульчик» для того, чтоб доить на нем корову, и поначалу категорически отказывалась его отдавать. Но уговорили. Теперь «Волга» максимально приближена к своему первозданному внешнему виду.

От темы «неотложек» плавно переходим к сегодняшнему дню российского (точнее, нижегородского) автопрома.

— Отношение автозаводцев к своей продукции было таким, что созданные ими полвека назад машины ездят до сих пор, — говорит Петр. — Сегодня, когда мы были на ГАЗе, я заметил: при всем обилии автоматизации на конвейере люди собирают «ГАЗели» с таким... по-настоящему человеческим отношением к работе. Поэтому неудивительно, что наши машины пользуются сегодня огромным спросом. На конвейере — современное оборудование, все условия для успешной работы. И, знаете... я желаю ГАЗу вернуться к выпуску легковых автомобилей собственной разработки.

Ну что, уважаемые читатели, что еще может пожелать ГАЗу фанат «Волги»?

Светлана СТОРОЖУК.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы