Машины истории

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Кальмансон Л. Машины истории : [воспоминания о производстве автомобилей ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102 ] // Автозаводец. – 2016. – 31 мая (№ 59). – С. 2

Леопольд Давидович Кальмансон — заслуженный рационализатор РФ, проработавший на Горьковском автомобильном почти полвека. Он трудился на ГАЗе с 1955 года, был конструктором, затем ведущим конструктором. С 1966-го по 1981 год возглавлял КБ трансмиссии, а с 1982-го стал заместителем главного конструктора легковых автомобилей. В 1986-м Леопольда Давидовича вновь назначили начальником КБ трансмиссии — эту должность он занимал до выхода на заслуженный отдых в 2002-м.

Под руководством и при непосредственном участии Кальмансона были разработаны и поставлены на производство легковые автомобили «Волга» ГАЗ-2410, ГАЗ-2411, создана конструкция планетарного редуктора и кнопочного тросового привода управления автоматической коробки передач автомобиля ГАЗ-13 «Чайка». Он также руководил созданием четырехступенчатой коробки передач автомобиля ГАЗ-24 и его модификаций, был основным разработчиком автоматической шестипозиционной коробки передач для «Чайки» ГАЗ-14 и спецавтомобилей на базе «Волги». Сегодня заслуженный автозаводец, ветеран автомобильной промышленности СССР, автор более 200 рацпредложений, из которых 81 внедрили в производство, обладатель 16 патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, делится своими воспоминаниями о работе на ГАЗе.

В середине 1984 года меня вызвал к себе Николай Александрович Юшманов, главный конструктор ГАЗа по легковым автомобилям, выдающийся специалист в области автостроения, «родной отец» таких моделей, как ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-14 «Чайка». В это время я работал его заместителем — начальником отдела легковых автомобилей среднего класса. В мои служебные обязанности помимо работ по отдельным узлам грузовиков и легковых автомобилей высшего класса входили конструирование, постановка на производство новых моделей и сопровождение автомобилей действующего производства ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-3102 «Волга».

Когда я подошел к Николаю Александровичу, он протянул мне документ, на котором рукой министра автомобильной промышленности СССР Виктора Николаевича Полякова было написано указание одному из его заместителей: «Пугин Н. А. предлагает начать на ГАЗе производство нового легкового автомобиля среднего класса...».

Николай Андреевич предлагал в кратчайшие сроки организовать производство нового легкового автомобиля взамен ГАЗ-24 на базе тех же узлов и с использованием наработок проходившего процесс постановки на конвейер нового авто ГАЗ-3102. Так было положено начало рождению автомобиля ГАЗ-2410, сыгравшего заметную роль в истории Горьковского автозавода.

Несмотря на то, что ГАЗ-24 на тот момент выпускался уже почти 15 лет, устарел морально и физически, автомобиль оставался весьма рентабельным и пользовался устойчивым спросом у отечественных и зарубежных организаций, у частных клиентов. Сначала на смену стали готовить модель ГАЗ-3102 «Волга» — очень привлекательный автомобиль, отвечавший всем международным нормам по безопасности, уровню наружного и внутреннего шума, отличавшийся устойчивостью при движении, эффективностью тормозов, чистотой выхлопа, наконец, прошедший сертификацию во Франции в фирме ЮТАК.

Основу ГАЗ-3102 составлял совершенно новый кузов с весьма комфортабельным салоном, очень элегантный и стильный, но несколько консервативный в сравнении с моделями зарубежных производителей. Хорошо смотрелись прямоугольные фары и решетка радиатора, передние двери без поворотной вентиляции, бамперы с продольными резиновыми вставками, небольшие колеса с широкими шинами и большими хромированными колпаками.

Новой у ГАЗ-3102 была и тормозная система с разделением контуров в главном цилиндре, с двухкамерным вакуумным усилителем и дисковыми тормозами передних колес, рычагом стояночного тормоза на задние колеса, расположенным на полу кузова. При производстве ГАЗ-3102 использовали зарекомендовавшие себя основные узлы и детали от ГАЗ-24: трансмиссию (сцепление, коробку передач, карданную передачу, задний мост), рулевое управление с безопасной муфтой, переднюю и заднюю подвески. Но основной «изюминкой» ГАЗ-3102 стал так называемый форкамерный двигатель, разработанный конструкторами и испытателями КЭО/УКЭР на основе теории ЛАГ-процесса (лавинная активизация процесса горения). Ожидалось, что такой двигатель приведет к значительному снижению расхода топлива и уменьшению количества вредных примесей в отработавших газах (выхлопе). Оригинальная конструкция мотора впервые в мире была реализована и внедрена на ГАЗе для автомобилей массового производства, но, к сожалению, не получила дальнейшего развития. В 1986 году форкамерный двигатель заменили обычным ЗМЗ-402.10.

Несмотря на то, что производство для ГАЗ-3102 еще не было полностью готово, в 1982-м начался массовый выпуск новой машины. Поставлялась она первоначально в гаражи ЦК КПСС и Советов министров СССР и союзных республик для обслуживания руководителей высокого ранга. Встретили ее на ура — статусный автомобиль, недоступный широким массам...

В то же время основные потребители ГАЗ-24 — таксомоторные парки — к такой замене были не готовы: ГАЗ-3102 явно был дороже и снижал рентабельность бизнеса пассажирских перевозок.

У завода не оставалось иного выхода, как приступить к разработке новой массовой и доступной модели среднего класса: надо было подтверждать соответствие «Знаку качества», выданному Горьковскому автомобильному за ГАЗ-24 в модификации «такси». Кроме того, из-за неразвитости системы муниципального транспорта такси в те голы пользовались очень часто, только в столице действовало 16 крупнейших таксопарков с 15000 автомобилей. ГАЗ ежегодно обеспечивал не менее 40% машин для такси. После рассмотрения всех нюансов было принято решение об организации производства ГАЗ-2410 на базе узлов и агрегатов ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 и параллельном продолжении выпуска ГАЗ-3102: такой вариант развития событий устраивал всех. В УКЭР срочно приступили к разработке конструкторской документации для будущего массового автомобиля.

От ГАЗ-24 и его модификаций новинке достались некоторые узлы и агрегаты, проверенные временем и отвечавшие современным требованиям. А от автомобиля ГАЗ-3102 решили использовать радиальные шины уменьшенного наружного диаметра и увеличенной ширины, колесные диски под эти шины, двухкамерный усилитель тормозов, двойной главный тормозной цилиндр, стояночную тормозную систему, а также заднее «токообогреваемое» стекло, передние и задние двери в сборе с кузовной арматурой и стеклами, передние и задние сидения, внутреннее и наружные зеркала.

Специально для автомобиля ГАЗ-2410 изготавливались травмобезопасная панель приборов, новый щиток приборов, модернизированный главный тормозной цилиндр, поворотные кулаки передней подвески, улучшенная система вентиляции и отопления кузова, пластмассовая облицовка радиатора и пластмассовые же колпаки колес. Последние два элемента оказались недостаточно прочными и надежными, в процессе эксплуатации их заменили на металлические.

Таким образом, впервые в своей истории ГАЗ с 1985 года начал одновременно производить две основные модели легковых автомобилей среднего класса — ГАЗ-3102 и ГАЗ-2410 — максимально унифицированные по узлам и агрегатам, но различные по внешнему виду и назначению. Это позволяло в любой момент корректировать их процентное содержание в общем выпуске машин в зависимости от заказов.

Министерство автомобильной промышленности СССР поручило изготавливать ГАЗ-3102 только для чиновников и управленцев без модификаций на его базе.

Всего с конца 1986-го по 1992 год Горьковский автозавод выпустил 390 тысяч машин ГАЗ-2410. Во многом именно эта модель помогла предприятию удержаться «на плаву» в сложные 90-е: машина стала основным бартерным продуктом в расчетах с поставщиками.

Создание автомобиля ГАЗ-2410 позволило снизить градус общественного недовольства из-за появления ГАЗ-3102 только для чиновников и управленцев: внешние отличия машин были минимальными — у них устанавливали разные решетки радиатора, фары и задние фонари.

Модификация ГАЗ-2410 «такси» была встречена таксомоторными парками положительно. Клиенты отмечали множество преимуществ новой машины по сравнению со старой «Волгой» ГАЗ-24. При этом эксплуатация нового авто продолжалась в автохозяйствах и таксомоторных парках с использованием ранее установленного оборудования для технического обслуживания машин ГАЗ-24 и их модификаций.

ГАЗ-3102 производился с начала 1983-го по 2008-й, стал поступать в розничную сеть в конце 80-х. Всего было выпущено около 135 тысяч автомобилей «Волга» ГАЗ-3102.

Фото предоставил Леопольд КАЛЬМАНСОН

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы