Листая странички трудовых книжек

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Ерофеева К. Листая странички трудовых книжек : [о трудовой династии Панченко-Паршиных] // Автозаводец. – 2015. – 17 февр. (№ 18). – С. 2

В середине прошлого года дирекция по персоналу ООО «Автозавод «ГАЗ» бросила клич к автомобилестроителям: давайте вспомним тех, кто был основателем славных заводских династий, с кого начинался завод. Проект оказался очень интересным для многих представителей нынешнего поколения, побудил их обратиться к семейным архивам, заинтересоваться воспоминаниями бабушек и дедушек, полистать их трудовые книжки... Увлекло это занятие и братьев Сергея и Игоря Панченко, у которых почти 80 лет заводского стажа на двоих.

Начало династии

Стройка автогиганта в Нижнем Новгороде, как магнитом, притягивала людей со всех волостей. Молодежь оставляла отчий дом и ехала за счастьем на строительство автогиганта. Так поступила и основательница династии — Екатерина Паршина. Вместе с родителями Григорием Ивановичем и Марией Васильевной, пятью братьями и сестрами — жила она в селе Покров Гагинского района. Глава семьи — крепкий крестьянин, служил в императорском гвардейском полку, участник первой мировой. Сохранилась фотография начала прошлого века, на которой запечатлен этот красивый бравый солдат.

В 1931 году его старшая дочь Катя приехала на стройку, устроилась в трест общественного питания. Поскольку была она грамотной, имела активную жизненную позицию, постепенно стала продвигаться по службе. Хотя, как и многие ее современники, никаких мыслей о «построении» карьеры девушка не имела, просто руководствовалась принципом: «Если не я, то кто же?»

На автозаводе Екатерина встретила свою судьбу — будущего мужа Григория Соломоновича Шмерковича, тоже из числа первостроителей. Прошел всю войну, победу встретил в Восточной Пруссии командиром батареи в звании старшего лейтенанта, его боевые заслуги отмечены орденами Отечественной войны и Красной Звезды. Екатерина Григорьевна удостоилась медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Их судьбы в чем-то похожи: оба из многодетных, бедных семей, оба убежденные коммунисты и оба не представляли своей жизни без родного предприятия, где в общей сложности они трудились 69 лет. Григорий Соломонович и Екатерина Григорьевна стали основателями большой династии.

За старшей Екатериной потянулись в город и младшие Паршины: Александра, Анна, Иван и младшенькая Тамара. Она начала работать на эвакуированном из Ленинграда моторном заводе, познакомилась здесь с комиссованным после ранения краснофлотцем Василием Ефимовичем Митюшовым. Они поженились, а после войны вместе уехали в город на Неве.

Станочницей-стахановкой стала Александра Григорьевна. Ее первый муж без вести пропал на Великой Отечественной, после войны она вышла замуж за автозаводца Иннокентия Ивановича Грищева, тоже фронтовика. На пенсию она вышла в должности контролера ОТК. Сын Геннадий Иннокентьевич после окончания автомеханического техникума трудился в производстве серийных автомобилей, вырос до заместителя начальника механического цеха №1 завода коробок скоростей.

Не хочу судьбу иную

Братья Игорь и Сергей — второе поколение династии. Их матери, Анне Паршиной (Панченко), было всего 15, когда она приехала на завод в 1936 году. Чтобы поступить в школу ФЗУ, прибавила себе год. После ее окончания работала пирометристом в термическом цехе №2, во время войны ее перевели в паспортный стол при заводском отделе кадров. После войны паспортный стол упразднили, а Анну Григорьевну направили табельщицей в ПУАТ. В 1957 году перевели нормировщиком в сборочный цех №2, с 1965-го и до выхода на пенсию она руководила кадровой службой цеха. Длительное время возглавляла партийное бюро подразделения, в качестве внештатного корреспондента активно сотрудничала с газетой «Автозаводец», избиралась председателем редколлегии цеховой стенгазеты «Сборщик». Анна Григорьевна трудилась на ГАЗе 47 лет.

Младший брат, Иван Григорьевич Паршин, устроился на ГАЗ в 1939 году слесарем в службу ШИХ. Воевал, с фронта вернулся израненный и опять начал трудиться в штампово-инструментальном хозяйстве, впоследствии возглавлял бюро ШИХ прессового №2. Позже в цех металлопокрытий устроилась маляром его супруга Пелагея Ивановна. Там она проработала до самой пенсии. Их младшая дочь Ольга Ивановна Кузнецова ушла на пенсию с должности заместителя главного бухгалтера управления смежных производств (заводской стаж 39 лет). Муж старшей дочери Аделаиды — Валерий Николаевич Бобрин — руководил бюро технического контроля рамного цеха. Стаж его работы на заводе 45 лет.

Когда братья Сергей и Игорь Панченко повзрослели, встали перед выбором жизненного пути, то долго не раздумывали: работать — только на ГАЗе. Другие варианты даже не рассматривались.

— Я еще в восьмом классе решил, что пойду в автомеханический техникум, как двоюродный брат Геннадий Карпов, который был для меня большим авторитетом, — вспоминает Сергей Сергеевич, начальник отдела в управлении оплаты и стимулирования труда АЗ «ГАЗ». — Будучи студентом, в каникулы подрабатывал на главном конвейере, в сборочном №2. Производственную практику на 3-м курсе проходил в МСЦ №2. Памятный для меня день 15 июля 1970 года — запуск «Волги» ГАЗ-24 — меня тогда поставили на новую линию.

Младшему брату Игорю Константиновичу тоже есть что вспомнить, с 14 лет он начал осваивать «рабочие университеты», а сегодня является главным специалистом дирекции по персоналу ОАО «ГАЗ».

Жена Сергея Сергеевича, Галина Александровна, представитель славной заводской семьи. Ее родители — Александр Кузьмич и Александра Тимофеевна Полетаевы.

— Тесть устроился на ГАЗ еще до войны, воевал, после Победы вернулся на завод, возглавлял в МСЦ-2 бригаду электриков, был мастером высочайшего класса, — рассказывает о своих родственниках С. С. Панченко. — А теща во многом повторила судьбу Тани Морозовой из кинофильма «Светлый путь». На автогигант бежала от голода из Саратовской губернии, возраст себе прибавила, чтобы взяли на работу. В кондитерский цех фабрики-кухни ее рекомендовал мой дядя Григорий Соломонович. Оказалось, что это ее призвание. Уже в 26 лет назначили заведующей производством, а в 1966 году наградили орденом Ленина!

Сегодня в компании «Группы ГАЗ» работают внуки и правнуки первых представителей автозаводской династии Паршиных. Общий трудовой стаж семьи перевалил за шесть столетий! Хочется надеяться, что и новое поколение династии впишет свои страницы в славную историю Горьковского автозавода.

Карина ЕРОФЕЕВА.

• Фото из архива С. ПАНЧЕНКО.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Честно служить — ни о чем не тужить Честнова И. Честно служить — ни о чем не тужить : [о рабочей династии Моисеевых] // Автозаводец. – 2017. – 21 фев. (№ 20). – С. 2
2 Заглянуть в семейный альбом Честнова И. Заглянуть в семейный альбом : [о рабочей династии ГАЗа Захаровых-Трифоновых-Хониных] // Автозаводец. – 2016. – 17 дек. (№ 143). – С. 2
3 День трудовых династий Честнова И. День трудовых династий : [о встрече на ГАЗе с представителями трудовых династий] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 1.
4 Наследие семьи Ростокина А. Наследие семьи : [о трудовой династии автозаводцев Калягиных-Теньковых] // Автозаводец. – 2016. – 18 окт. (№ 118). – С. 3
5 От одного дома к другому Калюлина Г. От одного дома к другому : [о рабочей династии Волковых-Богдановых] // Автозаводец. – 2016. – 16 авг. (№ 91). – С. 2
6 Линии судьбы Ростокина А. Линии судьбы : [о трудовой династии Чивкуновых-Потаповых-Емелиных] // Автозаводец. – 2016. – 11 авг. (№ 89). – С. 3
7 Секрет в трудолюбии Калюлина Г. Секрет в трудолюбии : [о рабочей династии Едемских-Булановых] // Автозаводец. – 2016. – 28 июля (№ 83). – С. 3
8 Соединяя судьбы и сердца Махонина А. Соединяя судьбы и сердца : [о рабочей династии Шабаниных-Маховых] // Автозаводец. – 2016. – 2 июня (№ 60). – С. 4
9 Детство под бомбежками Мухина Е. Детство под бомбежками : [о заслуженном автозаводце, ветеране автомобильной промышленности России И.И. Юдине]. – Автозаводец. – 2016. – 14 апр. (№ 41). – С. 4
10 Работали честно... Калюлина Г. Работали честно... : [о трудовой династии Жулиных] // Автозаводец. – 2015. – 23 апр. (№ 45). – С. 5

Страницы