Листая странички трудовых книжек
Перерегистрация читателей и продление литературы
Уважаемые читатели! В связи с перерегистрацией сервис продления литературы на сайте возобновит свою работу с 1 февраля 2025 года. При первом визите в 2025 году не забудьте взять с собой паспорт. Ждём Вас в библиотеках!
В середине прошлого года дирекция по персоналу ООО «Автозавод «ГАЗ» бросила клич к автомобилестроителям: давайте вспомним тех, кто был основателем славных заводских династий, с кого начинался завод. Проект оказался очень интересным для многих представителей нынешнего поколения, побудил их обратиться к семейным архивам, заинтересоваться воспоминаниями бабушек и дедушек, полистать их трудовые книжки... Увлекло это занятие и братьев Сергея и Игоря Панченко, у которых почти 80 лет заводского стажа на двоих.
Начало династии
Стройка автогиганта в Нижнем Новгороде, как магнитом, притягивала людей со всех волостей. Молодежь оставляла отчий дом и ехала за счастьем на строительство автогиганта. Так поступила и основательница династии — Екатерина Паршина. Вместе с родителями Григорием Ивановичем и Марией Васильевной, пятью братьями и сестрами — жила она в селе Покров Гагинского района. Глава семьи — крепкий крестьянин, служил в императорском гвардейском полку, участник первой мировой. Сохранилась фотография начала прошлого века, на которой запечатлен этот красивый бравый солдат.
В 1931 году его старшая дочь Катя приехала на стройку, устроилась в трест общественного питания. Поскольку была она грамотной, имела активную жизненную позицию, постепенно стала продвигаться по службе. Хотя, как и многие ее современники, никаких мыслей о «построении» карьеры девушка не имела, просто руководствовалась принципом: «Если не я, то кто же?»
На автозаводе Екатерина встретила свою судьбу — будущего мужа Григория Соломоновича Шмерковича, тоже из числа первостроителей. Прошел всю войну, победу встретил в Восточной Пруссии командиром батареи в звании старшего лейтенанта, его боевые заслуги отмечены орденами Отечественной войны и Красной Звезды. Екатерина Григорьевна удостоилась медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Их судьбы в чем-то похожи: оба из многодетных, бедных семей, оба убежденные коммунисты и оба не представляли своей жизни без родного предприятия, где в общей сложности они трудились 69 лет. Григорий Соломонович и Екатерина Григорьевна стали основателями большой династии.
За старшей Екатериной потянулись в город и младшие Паршины: Александра, Анна, Иван и младшенькая Тамара. Она начала работать на эвакуированном из Ленинграда моторном заводе, познакомилась здесь с комиссованным после ранения краснофлотцем Василием Ефимовичем Митюшовым. Они поженились, а после войны вместе уехали в город на Неве.
Станочницей-стахановкой стала Александра Григорьевна. Ее первый муж без вести пропал на Великой Отечественной, после войны она вышла замуж за автозаводца Иннокентия Ивановича Грищева, тоже фронтовика. На пенсию она вышла в должности контролера ОТК. Сын Геннадий Иннокентьевич после окончания автомеханического техникума трудился в производстве серийных автомобилей, вырос до заместителя начальника механического цеха №1 завода коробок скоростей.
Не хочу судьбу иную
Братья Игорь и Сергей — второе поколение династии. Их матери, Анне Паршиной (Панченко), было всего 15, когда она приехала на завод в 1936 году. Чтобы поступить в школу ФЗУ, прибавила себе год. После ее окончания работала пирометристом в термическом цехе №2, во время войны ее перевели в паспортный стол при заводском отделе кадров. После войны паспортный стол упразднили, а Анну Григорьевну направили табельщицей в ПУАТ. В 1957 году перевели нормировщиком в сборочный цех №2, с 1965-го и до выхода на пенсию она руководила кадровой службой цеха. Длительное время возглавляла партийное бюро подразделения, в качестве внештатного корреспондента активно сотрудничала с газетой «Автозаводец», избиралась председателем редколлегии цеховой стенгазеты «Сборщик». Анна Григорьевна трудилась на ГАЗе 47 лет.
Младший брат, Иван Григорьевич Паршин, устроился на ГАЗ в 1939 году слесарем в службу ШИХ. Воевал, с фронта вернулся израненный и опять начал трудиться в штампово-инструментальном хозяйстве, впоследствии возглавлял бюро ШИХ прессового №2. Позже в цех металлопокрытий устроилась маляром его супруга Пелагея Ивановна. Там она проработала до самой пенсии. Их младшая дочь Ольга Ивановна Кузнецова ушла на пенсию с должности заместителя главного бухгалтера управления смежных производств (заводской стаж 39 лет). Муж старшей дочери Аделаиды — Валерий Николаевич Бобрин — руководил бюро технического контроля рамного цеха. Стаж его работы на заводе 45 лет.
Когда братья Сергей и Игорь Панченко повзрослели, встали перед выбором жизненного пути, то долго не раздумывали: работать — только на ГАЗе. Другие варианты даже не рассматривались.
— Я еще в восьмом классе решил, что пойду в автомеханический техникум, как двоюродный брат Геннадий Карпов, который был для меня большим авторитетом, — вспоминает Сергей Сергеевич, начальник отдела в управлении оплаты и стимулирования труда АЗ «ГАЗ». — Будучи студентом, в каникулы подрабатывал на главном конвейере, в сборочном №2. Производственную практику на 3-м курсе проходил в МСЦ №2. Памятный для меня день 15 июля 1970 года — запуск «Волги» ГАЗ-24 — меня тогда поставили на новую линию.
Младшему брату Игорю Константиновичу тоже есть что вспомнить, с 14 лет он начал осваивать «рабочие университеты», а сегодня является главным специалистом дирекции по персоналу ОАО «ГАЗ».
Жена Сергея Сергеевича, Галина Александровна, представитель славной заводской семьи. Ее родители — Александр Кузьмич и Александра Тимофеевна Полетаевы.
— Тесть устроился на ГАЗ еще до войны, воевал, после Победы вернулся на завод, возглавлял в МСЦ-2 бригаду электриков, был мастером высочайшего класса, — рассказывает о своих родственниках С. С. Панченко. — А теща во многом повторила судьбу Тани Морозовой из кинофильма «Светлый путь». На автогигант бежала от голода из Саратовской губернии, возраст себе прибавила, чтобы взяли на работу. В кондитерский цех фабрики-кухни ее рекомендовал мой дядя Григорий Соломонович. Оказалось, что это ее призвание. Уже в 26 лет назначили заведующей производством, а в 1966 году наградили орденом Ленина!
Сегодня в компании «Группы ГАЗ» работают внуки и правнуки первых представителей автозаводской династии Паршиных. Общий трудовой стаж семьи перевалил за шесть столетий! Хочется надеяться, что и новое поколение династии впишет свои страницы в славную историю Горьковского автозавода.
Карина ЕРОФЕЕВА.
• Фото из архива С. ПАНЧЕНКО.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Честно служить — ни о чем не тужить | Честнова И. Честно служить — ни о чем не тужить : [о рабочей династии Моисеевых] // Автозаводец. – 2017. – 21 фев. (№ 20). – С. 2 |
2 | Заглянуть в семейный альбом | Честнова И. Заглянуть в семейный альбом : [о рабочей династии ГАЗа Захаровых-Трифоновых-Хониных] // Автозаводец. – 2016. – 17 дек. (№ 143). – С. 2 |
3 | День трудовых династий | Честнова И. День трудовых династий : [о встрече на ГАЗе с представителями трудовых династий] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 1. |
4 | Наследие семьи | Ростокина А. Наследие семьи : [о трудовой династии автозаводцев Калягиных-Теньковых] // Автозаводец. – 2016. – 18 окт. (№ 118). – С. 3 |
5 | От одного дома к другому | Калюлина Г. От одного дома к другому : [о рабочей династии Волковых-Богдановых] // Автозаводец. – 2016. – 16 авг. (№ 91). – С. 2 |
6 | Линии судьбы | Ростокина А. Линии судьбы : [о трудовой династии Чивкуновых-Потаповых-Емелиных] // Автозаводец. – 2016. – 11 авг. (№ 89). – С. 3 |
7 | Секрет в трудолюбии | Калюлина Г. Секрет в трудолюбии : [о рабочей династии Едемских-Булановых] // Автозаводец. – 2016. – 28 июля (№ 83). – С. 3 |
8 | Соединяя судьбы и сердца | Махонина А. Соединяя судьбы и сердца : [о рабочей династии Шабаниных-Маховых] // Автозаводец. – 2016. – 2 июня (№ 60). – С. 4 |
9 | Детство под бомбежками | Мухина Е. Детство под бомбежками : [о заслуженном автозаводце, ветеране автомобильной промышленности России И.И. Юдине]. – Автозаводец. – 2016. – 14 апр. (№ 41). – С. 4 |
10 | Работали честно... | Калюлина Г. Работали честно... : [о трудовой династии Жулиных] // Автозаводец. – 2015. – 23 апр. (№ 45). – С. 5 |