Легенды на металле. Нижегородец Виктор Морозов создает уникальные панно
В руках Виктора Морозова металл становится мягким и податливым, приобретая причудливые формы. Уже более сорока лет мастер создает уникальные панно, которыми восторгаются ценители искусства во всем мире, точные копии щитов, с которыми древние воины шли в бой. Трудно поверить, что Виктор Андреевич нигде этому не учился, достиг всего самостоятельно и что когда-то его не приняли в художественное училище.
Чеканкой наш герой увлекся в 1970 году, вернувшись из армии. В то время в магазинах он часто видел металлические панно, но, по словам Виктора Андреевича, они были сделаны грубо и неаккуратно. И тогда он решил сам освоить это ремесло и показать, что чеканка — это не дешевые поделки, а настоящие произведения искусства. В свободное от работы время — а Морозов тогда устроился в отдел главного архитектора авиационного завода — он занялся изготовлением своего первого панно, посвященного Куликовской битве. Историческая тема была близка ему с детства — мальчишкой он любил рисовать древних воинов и рыцарей, изучал соответствующую литературу. На создание первой работы ушло около года.
— Трудился по вечерам, по выходным, в обеденные перерывы в маленьком уголке, который превратился в мою мастерскую, — вспоминает Виктор Андреевич. — Начальная подготовка была — в юности я занимался в художественных студиях, да и на заводе в нашем отделе к искусству относились очень серьезно. Одно время я рисовал и рекламные афиши в кинотеатрах, что тоже давало некую практику, рука была твердо поставлена. Все это помогло. Сейчас на каждую работу у меня уходит чуть больше месяца.
Со временем увлечение Виктора Андреевича стало его основной работой. В 1990-е годы он начал изготавливать панно на заказ. Обычно клиенты просили изобразить на металле сюжеты на темы русских сказок или исторические сцены. Правда, были и не совсем обычные пожелания. Так, один из нижегородских предпринимателей попросил мастера сделать щит с головой Медузы Горгоны. Считается, что она отторгает зло.
А панно с изображением Тутанхамона приобрел руководитель нижегородской еврейской общины Эдуард Чапрак, так как сюжетов на библейскую тему у мастера не было. Два глаза над фигурой фараона символизируют защиту и охрану. Словом, заказов в то время было много, так как россияне еще не были избалованы таким обилием западных товаров в магазинах. Всего же за долгие годы работы мастер создал несколько сотен панно.
ПУТЕШЕСТВИЕ
«БИТВЫ...»
Одни работы Виктора Морозова «оседают» в частных коллекциях, другие украшают офисы различных компаний, третьи путешествуют по многочисленным выставкам. Но, пожалуй, самая интересная история связана с панно «Битва на Каталаунских полях». Перед тем как создать работу, Виктор Андреевич изучил все подробности исторического сражения по книгам, перечитав всю литературу по этой теме, а когда композиция была готова, ее купил один из нижегородских банков. Вскоре банк разорился, а панно попало в Дом архитектора. Затем его перекупили. Автор не знал, где находится его работа, до тех пор, пока случайно не увидел по телевизору передачу о сотрудниках таможенного управления. На заднем плане мелькнуло его панно. С годами оно потускнело, ведь за чеканкой нужен особый уход. Вскоре после этого с мастером связалась сотрудница таможенного управления и попросила отполировать работу. Виктор Морозов сразу приехал и вернул «Битве...» первозданный вид.
«НЕ МЕТАЛЛ — ВИТИЕ...»
Сюжеты для будущих композиций, по признанию автора, приходят неожиданно. Но перед тем как воплотить их в металле, предстоит долгая и кропотливая работа.
— Сначала надо тщательно продумать эскиз композиции, — рассказывает Виктор Андреевич. — Обычно рисунки я создаю зимой и весной, а летом выезжаю в свой загородный дом на Волге, где находится мастерская, и уже там по своим заготовкам делаю панно. С эскиза снимается калька, потом выбиваю рисунок затупленным шилом. В работе использую три вида металлов, комбинируя их, — алюминий, медь и латунь. Иногда покрываю фон холодной эмалью. Лаком обрабатывать панно ни в коем случае нельзя — он портит металл.
Большое внимание мастер уделяет и орнаментам. Они должны соответствовать изображаемым сюжетам и событиям, быть в стилистике эпохи, будь то античность или средневековье.
Работа с металлом, по словам мастера, очень тяжела и даже опасна. Потому и мало в России осталось людей, которые серьезно занимаются этим ремеслом. Ведь приходится иметь дело с кислотами, а при полировке следует обязательно надевать респиратор, так как мельчайшая пыль может попасть в легкие и бронхи. Однако, несмотря на все сложности, Виктор Андреевич любимую работу не бросает. Планов на будущее у него множество.
— Сейчас делаю эскизы для того, чтобы летом начать работу по ним над несколькими щитами, — делится мастер. — И еще хочу воссоздать одно из своих панно «Гусляр». Я его делал к юбилею нижегородского ополчения, затем эту композицию приобрело одно из наших предприятий.
Сегодня работы Виктора Морозова известны далеко за пределами Нижегородской области. Он регулярно участвует в различных выставках, занимает призовые места на всероссийских и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества. А один из поклонников его таланта, Юрий Погодин, даже посвятил мастеру свои стихи:
«Ликом солнечным улыбается
Не металл — витие.
То торевтикой называется
Бытие…»
Торевтика — искусство производства рельефных художественных изделий из металла. Преимущественно торевтикой обозначается обработка металла острыми стальными инструментами.
Кстати
Увидеть работы Виктора Морозова нижегородцы смогут на выставке «Легенды на металле», которая открылась в библиотеке «Центр деловой и правовой информации» Автозаводского района. Экспозиция будет работать до 24 февраля
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Небо над Соцгородом | Честнова И. Небо над Соцгородом : [об открытии выставки «Свой район» в выставочном зале ЦДПИ] // Автозаводец. – 2020. – 9 янв. (№ 2). – С. 19. |
2 | Живопись и самоирония | Честнова И. Живопись и самоирония : [о выставке Липы Грузмана в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2018. – 29 мая (№ 57). – С. 3. |
3 | Визит нижегородского Пиросмани | Штурмина Л. Визит нижегородского Пиросмани : [об открытии выставки работ художника Липы Грузмана в ЦДПИ] // День города. Нижний Новгород. – 2018. – 23-29 мая (№ 42). – С. 11 |
4 | Арт-мир Андрея Сафонова | Гусев А. Арт-мир Андрея Сафонова : [о выставке А. Сафонова в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2017. – 29 июля. – С. 7 |
5 | Тепло души — в полотнах мастеров | Кулькова И. Тепло души — в полотнах мастеров : [о выставке «Мы творчеством славим любимый район» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 7. |
6 | Путешествие в сказку | Кей Н. Путешествие в сказку : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 5 августа (№30). – С. 34 |
7 | Большое кукольное путешествие | Большое кукольное путешествие : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 18 июля (№ 79). – С. 8 |
8 | Словно брызги радуги | Калюлина Г. Словно брызги радуги : [о мастер-классе В. Смирновой по созданию батика в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 2 июля (№ 72). – С. 6 |
9 | Путешествие в цветные сны | Кей Н. Путешествие в цветные сны : [о выставке В. Смирновой в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 17 июня (№23). – С. 34-35 |
10 | Победа добра | Калюлина Г. Победа добра : [об открытии выставки «Вечно славная Победа!» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 10 |