Квартирный вопрос

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гордин А. Квартирный вопрос : [о методе «народной стройки» на автозаводе] // Автозавод Online. – 2011. – 3-17 июня (№ 20). – С. 4

Метод «народной стройки» родился на Автозаводе.

Люди как люди... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их. Эта давно ставшая афоризмом булгаковская фраза из нетленного произведения «Мастер и Маргарита» удивительно точно передает картину советской действительности. Знаменитый «квартирный вопрос», с первого взгляда незаметный, влиял на работу промышленных гигантов, изменял судьбы людей, их образ жизни...

БАРАКИ И «ЩИТКИ».

В 1929 году началась разработка проекта «города будущего» для Автозавода. План Соцгорода, неоднократно корректируемый, предполагал строительство комфортабельного жилья, создание развитой инфраструктуры района. Многочисленные трудности не позволили в 1930-е годы воплотить в жизнь все идеи. Рядом с капитальными домами Соцгорода выросли временные барачные поселки (Северный, Восточный, Западный, Гавань и др.), которые вместе со «щитками» составляли более половины жилого фонда района.

Давайте, дорогой читатель, вместе заглянем в один из бараков. Деревянное здание было вытянуто в длину. Два входа в него располагались по бокам. В бараке было четыре комнаты, а между ними — кухня.

Из воспоминаний Павла Васильевича Гордина: «В каждой комнате вдоль стен, спинками к стене, стояли кровати: одна — для мужа и жены, и на двоих детей одна кровать... Трудно сказать, сколько семей с детьми жило в каждой комнате, но не меньше 10-15... Скученность была страшная, но люди были рады и этому... Перед финской войной летом (1939 г.) провели перепланировку. Вдоль всего барака сделали коридор, а по обе стороны — комнаты разной величины. Нам на четверых дали комнату метров 7-8».

На долгое время бараки стали привычными для многих автозаводцев. В военный период и первые годы мирной жизни темпы жилищного строительства в районе заметно сократились. Это оказывало прямое влияние на работу автозавода. В 1948 г. его директор Григорий Хламов отмечал, что «недостаточный рост жилплощади является одним из серьезных тормозов в укомплектовании производства квалифицированной рабочей силой и закреплением за заводом постоянных кадров».

К началу 1950-х годов на Автозаводе со всей очевидностью обозначился жилищный кризис. В среднем на одного человека приходилось 4,6 кв. м жилья. В 1953 году 57% населения района проживало в бараках и «щитках». Построенное в 30-е годы «временное жилье» спустя двадцать лет обветшало и фактически пришло в негодность, превращая жизнь людей в каждодневное мученье. «У нас имеется много бараков, которые... годны только на дрова. А в них живут люди, семьи рядовых тружеников, малолетние дети», — отмечал в 1953 году автозаводец Филиппов. Жилищный вопрос требовал безотлагательного решения — надо было вытаскивать людей из бараков. Но где взять необходимые ресурсы? Выход подсказала сама жизнь...

СТРОИМ ВСЕМ МИРОМ

В 1955 г. по инициативе работников прессового корпуса вместо ремонта нескольких ветхих бараков их снесли и восстановили со стенами из шлакоблока. Так возник новый метод в жилищном строительстве второй половины 1950-х годов — «народная стройка», вскоре распространившийся далеко за пределы Автозавода.

Гипроавтопром разработал проект возведения двухэтажных шлакоблочных домов рядом с поселком Парышева. В сентябре 1956 г. исполком Горсовета отвел земельный участок под новостройки. Одновременно дорабатывались проекты домов. Большую работу провели сотрудники управления капитального строительства ГАЗа — Садовский, Сурьянинов и другие.

17 октября 1956 г. директор автозавода Николай Сазанов подписал распоряжение, в котором отмечалось: «Поддерживая инициативу коллективов цехов, корпусов, отделов строительства малометражных квартир с широким участием рабочих, инженеров, служащих, разрешить строительство домов силами цехов в районе поселка Парышева». Главными критериями нового метода были короткие сроки строительства, дешевизна и комфортабельность 2-3-этажных домов. Считается, что именно на Автозаводе зародился метод «народной стройки», который сначала распространился в Горьком, а потом и по всей стране.

Каждый цех выделял руководителя и рабочих. Помогали им будущие жильцы. Вопросы снабжения стройматериалами цеха решали сначала самостоятельно, в дальнейшем эта работа была передана участку №2 УКС завода. Изготовление шлакоблоков, балок, перемычек, окон и дверей было организовано в цехе стройдеталей, деревообрабатывающем цехе, заводе «Новая сосна». В 1956 году было введено в строй 17 шлакоблочных домов. В 1957 г. на территории района вырос поселок 1-й очереди — 40 лет Октября, состоящий из 65 домов. Вскоре рядом с ним были возведены дома 2-й, 3-й и 4-й очереди в районе улицы Янки Купалы.

Всего в районе методом «народной стройки» было сооружено более 280 домов. Это был прорыв в области жилищного строительства. Тысячи семей автозаводцев переехали из старых бараков в новые квартиры. Так, семья шлифовщика автозавода Ивана Анкудимова, состоявшая из 8 человек и проживавшая в бараке на Северном поселке в комнате 20 кв. метров, переселилась в трехкомнатную квартиру. Быстрыми темпами развивалась инфраструктура в поселках «народной стройки». В короткий срок было построено 6 детских садов и яслей, 4 школы, 5 магазинов, баня, амбулатория. Каждая семья обзавелась небольшим огородом и собственным сараем.

В 1960 г. было принято решение о прекращении строительства в г. Горьком двух- и трехэтажных домов. Конечно, дома «народной стройки» также являлись временным жильем, хотя точного срока их эксплуатации, насколько позволяют судить документы, не было определено...

«Народная стройка» — это особый уголок Автозаводского района, со своим образом жизни и духом. Сверните с центральной улицы во двор, утопающий летом в зелени, и сразу почувствуется неторопливый ход времени... Как будто вы находитесь не в шумном городе, а очутились где-то далеко, в тихой деревушке. Здесь еще можно увидеть, как мужчины весенним вечером «стучат» в домино, услышать звуки баяна и раскатистые песни на семейном празднике... Время неумолимо, но «народная строка» по- прежнему сохраняет свою неповторимую атмосферу — тепла и доброты.

Краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Отечественной истории и культуры" ННГАСУ — Алексей Гордин.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
2 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
3 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
4 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
5 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
6 Соцгород Автозавода Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.
7 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
8 Окнами на Оку Смирнова Л. Окнами на Оку : [о микрорайоне «Юг» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 16 апр. (№ 42). – С. 7
9 ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок [Электронный ресурс]. // Полезная площадь. Недвижимость. – 2015. – 4 окт. – Режим доступа: http://www.ppl.nnov.ru/content/21346 (Дата обращения: 11.01.2016)
10 Мончегория на все времена Смирнова Л. Мончегория на все времена : [о строительстве нового микрорайона «Мончегория»] // Автозаводец. – 2015. – 3 окт. – С. 6

Страницы