Квартирный вопрос

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Гордин А. Квартирный вопрос : [о методе «народной стройки» на автозаводе] // Автозавод Online. – 2011. – 3-17 июня (№ 20). – С. 4

Метод «народной стройки» родился на Автозаводе.

Люди как люди... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их. Эта давно ставшая афоризмом булгаковская фраза из нетленного произведения «Мастер и Маргарита» удивительно точно передает картину советской действительности. Знаменитый «квартирный вопрос», с первого взгляда незаметный, влиял на работу промышленных гигантов, изменял судьбы людей, их образ жизни...

БАРАКИ И «ЩИТКИ».

В 1929 году началась разработка проекта «города будущего» для Автозавода. План Соцгорода, неоднократно корректируемый, предполагал строительство комфортабельного жилья, создание развитой инфраструктуры района. Многочисленные трудности не позволили в 1930-е годы воплотить в жизнь все идеи. Рядом с капитальными домами Соцгорода выросли временные барачные поселки (Северный, Восточный, Западный, Гавань и др.), которые вместе со «щитками» составляли более половины жилого фонда района.

Давайте, дорогой читатель, вместе заглянем в один из бараков. Деревянное здание было вытянуто в длину. Два входа в него располагались по бокам. В бараке было четыре комнаты, а между ними — кухня.

Из воспоминаний Павла Васильевича Гордина: «В каждой комнате вдоль стен, спинками к стене, стояли кровати: одна — для мужа и жены, и на двоих детей одна кровать... Трудно сказать, сколько семей с детьми жило в каждой комнате, но не меньше 10-15... Скученность была страшная, но люди были рады и этому... Перед финской войной летом (1939 г.) провели перепланировку. Вдоль всего барака сделали коридор, а по обе стороны — комнаты разной величины. Нам на четверых дали комнату метров 7-8».

На долгое время бараки стали привычными для многих автозаводцев. В военный период и первые годы мирной жизни темпы жилищного строительства в районе заметно сократились. Это оказывало прямое влияние на работу автозавода. В 1948 г. его директор Григорий Хламов отмечал, что «недостаточный рост жилплощади является одним из серьезных тормозов в укомплектовании производства квалифицированной рабочей силой и закреплением за заводом постоянных кадров».

К началу 1950-х годов на Автозаводе со всей очевидностью обозначился жилищный кризис. В среднем на одного человека приходилось 4,6 кв. м жилья. В 1953 году 57% населения района проживало в бараках и «щитках». Построенное в 30-е годы «временное жилье» спустя двадцать лет обветшало и фактически пришло в негодность, превращая жизнь людей в каждодневное мученье. «У нас имеется много бараков, которые... годны только на дрова. А в них живут люди, семьи рядовых тружеников, малолетние дети», — отмечал в 1953 году автозаводец Филиппов. Жилищный вопрос требовал безотлагательного решения — надо было вытаскивать людей из бараков. Но где взять необходимые ресурсы? Выход подсказала сама жизнь...

СТРОИМ ВСЕМ МИРОМ

В 1955 г. по инициативе работников прессового корпуса вместо ремонта нескольких ветхих бараков их снесли и восстановили со стенами из шлакоблока. Так возник новый метод в жилищном строительстве второй половины 1950-х годов — «народная стройка», вскоре распространившийся далеко за пределы Автозавода.

Гипроавтопром разработал проект возведения двухэтажных шлакоблочных домов рядом с поселком Парышева. В сентябре 1956 г. исполком Горсовета отвел земельный участок под новостройки. Одновременно дорабатывались проекты домов. Большую работу провели сотрудники управления капитального строительства ГАЗа — Садовский, Сурьянинов и другие.

17 октября 1956 г. директор автозавода Николай Сазанов подписал распоряжение, в котором отмечалось: «Поддерживая инициативу коллективов цехов, корпусов, отделов строительства малометражных квартир с широким участием рабочих, инженеров, служащих, разрешить строительство домов силами цехов в районе поселка Парышева». Главными критериями нового метода были короткие сроки строительства, дешевизна и комфортабельность 2-3-этажных домов. Считается, что именно на Автозаводе зародился метод «народной стройки», который сначала распространился в Горьком, а потом и по всей стране.

Каждый цех выделял руководителя и рабочих. Помогали им будущие жильцы. Вопросы снабжения стройматериалами цеха решали сначала самостоятельно, в дальнейшем эта работа была передана участку №2 УКС завода. Изготовление шлакоблоков, балок, перемычек, окон и дверей было организовано в цехе стройдеталей, деревообрабатывающем цехе, заводе «Новая сосна». В 1956 году было введено в строй 17 шлакоблочных домов. В 1957 г. на территории района вырос поселок 1-й очереди — 40 лет Октября, состоящий из 65 домов. Вскоре рядом с ним были возведены дома 2-й, 3-й и 4-й очереди в районе улицы Янки Купалы.

Всего в районе методом «народной стройки» было сооружено более 280 домов. Это был прорыв в области жилищного строительства. Тысячи семей автозаводцев переехали из старых бараков в новые квартиры. Так, семья шлифовщика автозавода Ивана Анкудимова, состоявшая из 8 человек и проживавшая в бараке на Северном поселке в комнате 20 кв. метров, переселилась в трехкомнатную квартиру. Быстрыми темпами развивалась инфраструктура в поселках «народной стройки». В короткий срок было построено 6 детских садов и яслей, 4 школы, 5 магазинов, баня, амбулатория. Каждая семья обзавелась небольшим огородом и собственным сараем.

В 1960 г. было принято решение о прекращении строительства в г. Горьком двух- и трехэтажных домов. Конечно, дома «народной стройки» также являлись временным жильем, хотя точного срока их эксплуатации, насколько позволяют судить документы, не было определено...

«Народная стройка» — это особый уголок Автозаводского района, со своим образом жизни и духом. Сверните с центральной улицы во двор, утопающий летом в зелени, и сразу почувствуется неторопливый ход времени... Как будто вы находитесь не в шумном городе, а очутились где-то далеко, в тихой деревушке. Здесь еще можно увидеть, как мужчины весенним вечером «стучат» в домино, услышать звуки баяна и раскатистые песни на семейном празднике... Время неумолимо, но «народная строка» по- прежнему сохраняет свою неповторимую атмосферу — тепла и доброты.

Краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Отечественной истории и культуры" ННГАСУ — Алексей Гордин.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
2 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
3 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
4 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
5 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
6 Соцгород Автозавода Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.
7 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
8 Окнами на Оку Смирнова Л. Окнами на Оку : [о микрорайоне «Юг» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 16 апр. (№ 42). – С. 7
9 ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок [Электронный ресурс]. // Полезная площадь. Недвижимость. – 2015. – 4 окт. – Режим доступа: http://www.ppl.nnov.ru/content/21346 (Дата обращения: 11.01.2016)
10 Мончегория на все времена Смирнова Л. Мончегория на все времена : [о строительстве нового микрорайона «Мончегория»] // Автозаводец. – 2015. – 3 окт. – С. 6

Страницы