Кто не знает Цейса? Цейса знают все
Перелистываю подшивку «Автозаводца» за 1959 год и вижу подпись под одним из снимков: «Фото А. Цейса». Подумать только! Я в тот год в первый класс пошла, а Анатолий Сергеевич уже в газете работал... Более 50 лет в редакции! Сколько лиц за это время запечатлел его фотообъектив, сколько исторических для завода событий отразили, словно в зеркале, и сохранили для потомков наглядно и зримо газетные страницы!
Фотографией Анатолий Сергеевич заинтересовался еще в детстве. Свой первый фотоаппарат сделал собственными руками — в кружке технического творчества при Доме пионеров. Пареньком он был любознательным, увлекающимся и веселым. Что называется, на все руки от скуки. Да и было в кого: незаурядным мастером своего дела слыл еще его дед — кузнец. Тот для каждой лошади подковы ковал с учетом ее, так сказать, индивидуальных особенностей, да еще и не привязывая ноги животного ремнями к «станку» (чтоб не дергалось), а с колена. То-то лошади к нему сами шли, без понукания. А сковородки делал, на которых даже первый блин без всякого тефлона не подгорал. Хозяйки за ними в очередь становились!
Внука талантами Бог тоже не обделил. Наверное, из него мог бы получиться неплохой художник. Во всяком случае, копии с картин известных мастеров живописи, выполненные маслом на холсте Анатолием Сергеевичем, расходились по друзьям и знакомым "на ура". Дома сохранились только «Неизвестная» с картины Крамского да «Начало весны» Индагурова.
А может быть (как знать?), в его лице мы потеряли яркую звезду на небосклоне циркового искусства? Страсть к иллюзиону и клоунаде, овладевшая молодым человеком в юности, вполне могла принести ему широкую известность как артиста оригинального жанра, ибо Анатолий Сергеевич всё, за что ни берется, делает не абы как, а основательно, с полной отдачей. По натуре он оптимист с хорошо развитым чувством юмора. Фокусы мог показывать в любой компании. Для этого всегда носил с собой разные шарики, платочки, монеты и колечки, которые, дабы повеселить аудиторию, извлекал на свет в самый неожиданный момент и всегда имел успех у окружающих. Участие в художественной самодеятельности требовало более серьезной подготовки. На этот случай у «маэстро» имелся целый «ящик хитростей», битком набитый уникальной аппаратурой, также изготовленной собственноручно.
«Бывало, не уйду с концерта иллюзиониста, — вспоминает Анатолий Сергеевич, — пока не пойму, в чем секрет трюка. А еще жил у нас в соседях мастер по ремонту гармоней — бывший артист, прекрасный конферансье. Я у него многому научился (настраивать и ремонтировать гармони в том числе): умению держаться на сцене, профессионально накладывать грим, выгодно подать себя зрителю. Он мне целую тетрадь подарил с репризами и клоунадами (антре), очень она мне потом пригодилась».
Особенно на фронте. «Надо как-то людям дух поднимать, — здраво рассудил командир дивизии, в которой служил молодой солдат Цейс, — тяжело подолгу в окопах сидеть». И была создана концертная бригада. Роль Рыжего Анатолий Сергеевич исполнял настолько мастерски, что корреспондент армейской газеты, написавший об одном из концертов, решил, что среди самодеятельных артистов выступает настоящий профессионал.
«Наш фронт считался как бы неглавным, — рассказывает ветеран, — север, Норвегия, Финляндия». Однако орден Красной Звезды и несколько медалей, которыми был награжден Анатолий Сергеевич, убедительно доказывают, что в жизни всегда и везде есть место подвигу.
Пригодилось на войне и умение Анатолия Сергеевича фотографировать. Ведь чтобы выдать на фронте только что принятому в ряды ВКП(б) коммунисту партийный билет, кто-то должен был для этого документа фотографию сделать.
А в этом деле Цейс к тому времени уже был действительно профессионалом. Мастерства набирался в студии Дворца культуры имени Ленина. Пришел туда учеником, но очень быстро получил самостоятельный заказ на изготовление рекламного каталога фрезерных станков. Их продавали за границу, поэтому снимки требовались очень эффектные и качественные. Начинающий фотограф справился с заданием на все сто. Умело подобрал фон, чтобы контуры оборудования вырисовывались четче. А чтобы не было резких теней, выдержку устанавливал продолжительностью минуты три и мощной лампой водил вокруг объекта съемки, подольше высвечивая наиболее темные места. Мелкие недостатки устранял путем ретуши. Станки получились на фото, как пасхальные яички.
До войны же успел поработать в фотосалоне. Поэтому, когда командир дивизии попросил сделать его портрет, солдат, ничуть не смущаясь, что перед ним находится старший по званию, привычными движениями усадил клиента, придав фигуре нужное положение, расправил морщинки на его кителе, сказал:
«Не смотрите так сердито, улыбнитесь!» И портрет получился на славу. «Вот это фотограф! — похвалил довольный работой командир. — Мастера сразу видно». С тех пор с фотоаппаратом Цейс больше не расставался.
После войны вернулся в фотосалон, вскоре квалификационная комиссия фотообъединения при городском отделе культуры присвоила Анатолию Сергеевичу высшую категорию. Сменить специальность ему даже в голову не приходило. В выставках не участвовал. «Это для любителей, — считает он, — сделают один удачный снимок и носятся с ним, как с писаной торбой. У профессионала из 100 снимков полезных должно быть не менее 98. Моя задача — недостатки во внешности человека замаскировать, а достоинства подчеркнуть. Для этого множество средств имеется — освещение, позиционирование, ретушь, наконец. Фотография — искусство, близкое к живописи».
В свободное от работы время любимому делу Анатолий Сергеевич обучал детей в фотокружках ДКШ, Дома пионеров. И вот как-то раз разговорился со старым знакомым С.В. Щеткиным, сотрудником редакции газеты «Автозаводец». Оказалось, здесь есть вакансия. Почему бы не попробовать? Сергей Владимирович, человек заинтересованный, настоятельно рекомендовал. И началось... Сколько снимков сделал для газеты, Анатолий Сергеевич не представляет даже приблизительно: «Зачем мне знать? Это пройденный этап. Гораздо интереснее то, что ждет впереди». Так рассуждают, отдавая предпочтение дню завтрашнему перед днем вчерашним, только люди с нестареющей душой, готовые идти в ногу со временем. И Анатолий Сергеевич старается от него не отставать. Когда на смену привычной фотокамере пришла новая цифровая техника, он ее освоил довольно быстро (хоть о прежнем фотоаппарате, как о верном и надежном партнере, вспоминает все же с сожалением).
Мне нравится ходить на задание вместе с Анатолием Сергеевичем. Его знают в любом цехе. Завидев нашего фотолетописца, руководители любого ранга, вплоть до президента ОАО «ГАЗ», широко улыбаются и пожимают ему руку как старому доброму другу.
Да так оно, наверное, и есть. Он к людям идет с открытым сердцем. Камня за пазухой не держит. Приведу такой пример. Послал как-то главный редактор фотокорреспондента в один из цехов сделать обличительный снимок для критического материала: выросла посреди пролета куча стружки, которая мешает рабочим, а у начальника всё руки не доходят, чтобы порядок навести. Анатолий Сергеевич в цех, конечно, пошел, только предварительно, как бы невзначай, этого начальника о своем визите предупредил. Когда прибыл на место, от кучи, разумеется, уже и следа не осталось. «Наша задача не столько обличать, — говорит он в свое оправдание, — сколько делу помогать. Ну не появился материал в газете, эка беда! Недостаток-то ведь устранили, и это главное».
Счастлив человек, профессией которого стало его страстное увлечение. Вот только ошибаются те, кто подумал, что круг интересов Анатолия Сергеевича на этом замкнулся. Работа работой, а во время отдыха необходимо переключаться на что-нибудь совершенно иное. Самое большое удовольствие ему доставляет мчаться по водному зеркалу реки на собственном катере (тоже, кстати, построенном своими руками). Заядлый рыбак и грибник, он, бывало, весь отпуск мог прожить на «подножном корму», обеспечивая себе пропитание рыбной ловлей и «тихой охотой». Из двухкилограммового судачка отменная уха получается! А грибы жарит по особому рецепту, который ему один лесник порекомендовал. «Там главная тонкость, — объясняет Анатолий Сергеевич, — сок, который выделяет во время жарки белый гриб (других Цейс не собирает. — А.Н.), вовремя ложкой вычерпать, его две кружки набирается. Потом добавить топленого маслица и еще пожарить под крышкой, часто помешивая. Когда жидкости совсем не останется, тот самый сок нужно опять добавлять понемногу, пока постепенно весь не уйдет. Вот тогда будет гриб так гриб! Казалось бы, какая разница? Ан нет! Попробуй, сама поймешь. А сушить грибы, — продолжает делиться опытом Анатолий Сергеевич, — лучше всего на солнышке. Я их шилом прокалываю, на леску нанизываю и натягиваю ее между деревьями. К вечеру снимаю, чтобы не отсырели, впитывая ночную влагу. Дня через 3 можно досушивать, сложив в обычную сетку».
Тару под грибы Анатолий Сергеевич использует тоже не совсем обычную: не корзину, а рюкзак, в котором лежат 4 тонкие фанерки. Попались грибы — из фанерок внутри рюкзака легко собирается короб. Удобно и просто. Век живи, век учись!
Сегодня у ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красной Звезды, заслуженного автозаводца фотокорреспондента нашей газеты и фотолетописца истории завода Анатолия Сергеевича Цейса день рождения. Коллектив редакции поздравляет коллегу с юбилеем и желает привычных ему бодрости, неутомимости еще на многие-многие годы, крепкого здоровья, любви и заботы родных и близких, тихих семейных радостей и новых творческих успехов!
Алла НОВИКОВА.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Наш Цейс | Кулькова И. Наш Цейс : [о фотокоре газеты «Автозаводец А.С. Цейсе] // Автозаводец – 2019. – 14 февр. (№ 7). – С. 4 |
2 | Для читателя, вместе с читателем | Кулькова И. Для читателя, вместе с читателем : [о сотрудниках газеты «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2015. – 7 февр. (№ 14). – С. 4 |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
3 | Первостроители в подписчиках | Первостроители в подписчиках : [из истории газеты «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2024. – 8 февр. (№ 6). – С. 15. – (Путешествие во времени). |
4 | О выборе не жалею | Честнова И. О выборе не жалею : [о радиожурналисте радио ГАЗ З.И. Тырышкиной] // Автозаводец. – 2021. – 18 марта (№ 11). – С. 16. – (Наши ветераны) |
5 | В каждом слове – моя душа | Честнова И. В каждом слове – моя душа : [об автозаводском журналисте В. Махине] // Автозаводец. – 2021. – 11 марта (№ 10). – С. 16. – (Жизнь замечательных людей). |
6 | Из металлургов в журналисты | Новикова А.В. Из металлургов в журналисты : [о корреспонденте газеты "Автозаводец" А.В. Новиковой] : беседа с корреспондентом А.В. Новиковой / беседовала Е. Мухина // Автозаводец. – 2021. – 11 февр. (№ 6). – С. 15. – (Жизнь замечательных людей). |
7 | Бусыгинцем можно быть везде | Честнова И. Бусыгинцем можно быть везде : [о рабкоре «Автозаводца» П.М. Михайлове] // Автозаводец. – 2020. – 21 мая (№ 21). – С. 16. |
8 | Нас подружила газета | Махин В. Нас подружила газета : [воспоминания журналиста В. Махина о работе в газете «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2020. – 9 апр. (№ 15). – С. 14. |
9 | Шкатулка признаний | Мухина Е. Шкатулка признаний : [встреча с читателями на праздновании юбилея газеты «Автозаводец»] / Е. Мухина, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 20 февр. – С. 16-17 |
10 | Радость общения | Целибеев С. Радость общения : [о журналисте газеты «Автозаводец» Н. Балакиной] // Автозаводец. – 2020. – 13 февр. (№ 7). – С. 15. |