Конструкторская школа ГАЗа
СЛОВО — СПЕЦИАЛИСТУ
На вопросы корреспондента газеты "Автозаводец" отвечает Юрий Владимирович КУДРЯВЦЕВ, главный конструктор ОАО "ГАЗ" в период с 1988 по 2001 гг., лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.
— Юрий Владимирович, вы проработали в УКЭР почти 44 года. Расскажите, пожалуйста, о конструкторской школе ГАЗа, созданной А. А. Липгартом, в развитии которой и вы, будучи главным конструктором, несомненно, внесли свой вклад.
— Несколько скорректирую ваш вопрос. Как вспоминал один из ближайших соратников Липгарта Николай Александрович Астров — главный разработчик в годы Великой Отечественной войны специальной техники, лауреат Государственных премий, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда: "Конструкторская школа была создана на ГАЗе В. И. Ципулиным (первым руководителем конструкторской службы. — Ю. В.) и продолжена А. А. Липгартом". Эти воспоминания были опубликованы в газете "Автозаводец" в 1985 году.
Основные особенности конструкторской школы ГАЗа следующие: одновременное проектирование грузовых, легковых и военных машин (это происходило и до сих пор происходит только на Горьковском автозаводе); максимально возможная поузловая и подетальная унификация этой техники с широким развитием в последние годы модульного проектирования; создание конструкций, оптимизированных по массе. Отметил бы и широкое использование САПР при проектировании автомобилей и специальных машин. Обратите внимание, в этом мы были первопроходцами.
Все вышесказанное нашло воплощение в 5 поколениях грузовых и 6 поколениях легковых автомобилей "ГАЗ", а также в крупносерийном производстве гусеничных машин, самоходных установок, легких бронеавтомобилей, многофункциональных универсальных двух- и четырехосных колесных бронетранспортеров и высокомобильных автомобилей модульного типа семейства "Водник".
— Имеются ли у конструкторской школы ГАЗа заслуги в научной работе и педагогической деятельности?
— В КЭО-УКЭР прошли школу практического конструирования и получили навыки научно-исследовательской работы 9 профессоров и 13 доцентов Нижегородского, Владимирского, Челябинского и Московского технических университетов, Нижегородских архитектурно-строительной и сельскохозяйственной академий, ВТУЗа при ЗИЛе. Некоторые из них возглавляли автомобильные кафедры этих высших учебных заведений. Несколько десятков специалистов УКЭР защитили кандидатские диссертации, а восемь стали впоследствии докторами технических наук.
— Получила ли конструкторская школа ГАЗа развитие на других автомобильных предприятиях отрасли?
— Конечно, причем самое широкое, что является подтверждением ее значимости. В прежние времена назначение главных конструкторов заводов было прерогативой министра автомобильной промышленности СССР, и практически на всех автозаводах страны работали главными конструкторами ведущие специалисты нашего УКЭР: на ВАЗе, ЗИЛе, МАЗе, УАЗе, Брянском и Запорожском автозаводах... Главных конструкторов из наших не было только на УралАЗе (но там некоторое время трудился отстраненный от работы на ГАЗе А. А. Липгарт) и КамАЗе (но здесь специалист УКЭР ГАЗа был заместителем главного конструктора по испытаниям). Более того, выходцы из КЭО-УКЭР возглавляли и Центральный автополигон в г. Дмитрове, и отраслевой московский институт НАМИ...
— В начале 90-х годов, когда вы руководили УКЭР, страна перешла к рыночной экономике. Сумели ли конструкторы УКЭР в тот период обеспечить заводу необходимый задел конструкторских разработок?
— Да, сумели. Именно поэтому наш родной завод сегодня прочно стоит на ногах в отличие от получивших "нокаутирующие удары" московских заводов ЗИЛ и АЗЛК, а также Брянского автозавода. При этом нужно отметить, что разработка "точно в срок" семейств малотоннажных автомобилей "ГАЗель" и "Соболь" произошла по инициативе конструкторов УКЭР. (Кстати, это до сих пор по-настоящему не оценено).
— А какими государственными наградами отмечены создатели лучших автомобилей марки "ГАЗ"?
— За годы существования КЭО-УКЭР 25 его специалистов были удостоены звания лауреатов Сталинских, Государственных премий СССР и премий Правительства РФ в области науки и техники. Эти звания они получили за создание 14 базовых моделей (бронеавтомобиля БА-64, легких танков Т-70 и Т-80, грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легковых автомобилей М-20 "Победа" и ГАЗ-12 "ЗИМ", бронированной разведовательно-дозорной машины БРДМ-2, бронетранспортеров БТР-60 и БТР-80, гусеничных машин ГАЗ-34-02 и ГАЗ-3403) и двух мало тоннажных семейств автомобилей "ГАЗель" и "Соболь". Могу добавить, что, на мой взгляд, были незаслуженно обойдены этими наградами разработчики одного из лучших отечественных автомобилей — полноприводного ГАЗ-66, выпускавшегося заводом 35 лет!
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Конструктор, академик, педагог | Шерстинский В. Конструктор, академик, педагог : [о главном конструкторе ГАЗа Ю.В. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 5 |
2 | Создатели «ГАЗели»: 20 лет спустя | Орлов Д. Создатели «ГАЗели»: 20 лет спустя : [Отрывок из статьи]. – Режим доступа: http://www.gruzovikpress.ru/article/test/?ext=1042-sozdateli-gazeli-20-let-spustya (Дата обращения: 13.10.2015) |
3 | Отрывок из статьи о истории КЭО-УКЭР ГАЗа | [История ГАЗа] [Электронный ресурс] : [о НТЦ – УКЭР и его гл. конструкторе Ю.В.Кудрявцеве] // Группа ГАЗ. – 2015.– Режим доступа: http://gazgroup.ru/united_engineering_center/history/ (Дата обращения: 13.10.2015) |
4 | Юрий Кудрявцев: Наша задача — опережать производство | Сафронычева О. Юрий Кудрявцев: Наша задача — опережать производство [Электронный ресурс]: [интервью с главным конструктором ГАЗа] // Информационно-рекламеное агентство «Биржа Плюс». – 1999. – 7 апр. – Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/a/view.php?ids=368&id=116&ig=&izdanie=avto_1999&gazeta=avto&inc= (22.09.2014) |
5 | Кудрявцев Юрий Владимирович | Дроздова Н. Кудрявцев Юрий Владимирович : [интервью с главным конструктором ОАО «ГАЗ»] // Один из нас : телевизионные портреты автозаводцев (1995-97 гг.) / Н. Дроздова. – Нижний Новгород, 1997. – С. 26-28 |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
6 | Возвращенные имена | Честнова И. Возвращенные имена : [об открытии в ЦДПИ выставки «Я здесь живу», одним из героев которой стал заместитель начальника цеха испытаний А.А. Алексеев ] // Автозаводец. – 2024. – 26 сент. (№ 39). – С. 17. – (Страницы из прошлого). |
7 | От рисунка к модели | Мухина Е. От рисунка к модели : [история создания автомобиля «Газель»] // Автозаводец. – 2024. – 11 июля. – С. 6. – (С юбилеем, «Газель»). |
8 | ГАЗ-66: король бездорожья | Целибеев С. ГАЗ-66: король бездорожья : [к 60-летию серийного выпуска грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66] // Автозаводец. – 2024. – 4 июля. – С. 4-5. – (Юбилей). |
9 | Автомобиль, изменивший страну и завод | Мухина Е. Автомобиль, изменивший страну и завод : [к 30-летию выпуска первого автомобиля «Газель» на ГАЗе] : беседа с управляющим производством грузовых автомобилей ГАЗ И. Красновым / беседовала Екатерина Мухина // Автозаводец. – 2024. – 13 июня (№ 24). – С. 4. – (Прорыв). |
10 | Концепция лидерства | Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект). |