Конструкторская школа ГАЗа

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Конструкторская школа ГАЗа : [о конструкторской школе ГАЗа] // Автозаводец. – 2002.

СЛОВО — СПЕЦИАЛИСТУ

На вопросы корреспондента газеты "Автозаводец" отвечает Юрий Владимирович КУДРЯВЦЕВ, главный конструктор ОАО "ГАЗ" в период с 1988 по 2001 гг., лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

— Юрий Владимирович, вы проработали в УКЭР почти 44 года. Расскажите, пожалуйста, о конструкторской школе ГАЗа, созданной А. А. Липгартом, в развитии которой и вы, будучи главным конструктором, несомненно, внесли свой вклад.

— Несколько скорректирую ваш вопрос. Как вспоминал один из ближайших соратников Липгарта Николай Александрович Астров — главный разработчик в годы Великой Отечественной войны специальной техники, лауреат Государственных премий, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда: "Конструкторская школа была создана на ГАЗе В. И. Ципулиным (первым руководителем конструкторской службы. — Ю. В.) и продолжена А. А. Липгартом". Эти воспоминания были опубликованы в газете "Автозаводец" в 1985 году.

Основные особенности конструкторской школы ГАЗа следующие: одновременное проектирование грузовых, легковых и военных машин (это происходило и до сих пор происходит только на Горьковском автозаводе); максимально возможная поузловая и подетальная унификация этой техники с широким развитием в последние годы модульного проектирования; создание конструкций, оптимизированных по массе. Отметил бы и широкое использование САПР при проектировании автомобилей и специальных машин. Обратите внимание, в этом мы были первопроходцами.

Все вышесказанное нашло воплощение в 5 поколениях грузовых и 6 поколениях легковых автомобилей "ГАЗ", а также в крупносерийном производстве гусеничных машин, самоходных установок, легких бронеавтомобилей, многофункциональных универсальных двух- и четырехосных колесных бронетранспортеров и высокомобильных автомобилей модульного типа семейства "Водник".

— Имеются ли у конструкторской школы ГАЗа заслуги в научной работе и педагогической деятельности?

— В КЭО-УКЭР прошли школу практического конструирования и получили навыки научно-исследовательской работы 9 профессоров и 13 доцентов Нижегородского, Владимирского, Челябинского и Московского технических университетов, Нижегородских архитектурно-строительной и сельскохозяйственной академий, ВТУЗа при ЗИЛе. Некоторые из них возглавляли автомобильные кафедры этих высших учебных заведений. Несколько десятков специалистов УКЭР защитили кандидатские диссертации, а восемь стали впоследствии докторами технических наук.

— Получила ли конструкторская школа ГАЗа развитие на других автомобильных предприятиях отрасли?

— Конечно, причем самое широкое, что является подтверждением ее значимости. В прежние времена назначение главных конструкторов заводов было прерогативой министра автомобильной промышленности СССР, и практически на всех автозаводах страны работали главными конструкторами ведущие специалисты нашего УКЭР: на ВАЗе, ЗИЛе, МАЗе, УАЗе, Брянском и Запорожском автозаводах... Главных конструкторов из наших не было только на УралАЗе (но там некоторое время трудился отстраненный от работы на ГАЗе А. А. Липгарт) и КамАЗе (но здесь специалист УКЭР ГАЗа был заместителем главного конструктора по испытаниям). Более того, выходцы из КЭО-УКЭР возглавляли и Центральный автополигон в г. Дмитрове, и отраслевой московский институт НАМИ...

— В начале 90-х годов, когда вы руководили УКЭР, страна перешла к рыночной экономике. Сумели ли конструкторы УКЭР в тот период обеспечить заводу необходимый задел конструкторских разработок?

— Да, сумели. Именно поэтому наш родной завод сегодня прочно стоит на ногах в отличие от получивших "нокаутирующие удары" московских заводов ЗИЛ и АЗЛК, а также Брянского автозавода. При этом нужно отметить, что разработка "точно в срок" семейств малотоннажных автомобилей "ГАЗель" и "Соболь" произошла по инициативе конструкторов УКЭР. (Кстати, это до сих пор по-настоящему не оценено).

— А какими государственными наградами отмечены создатели лучших автомобилей марки "ГАЗ"?

— За годы существования КЭО-УКЭР 25 его специалистов были удостоены звания лауреатов Сталинских, Государственных премий СССР и премий Правительства РФ в области науки и техники. Эти звания они получили за создание 14 базовых моделей (бронеавтомобиля БА-64, легких танков Т-70 и Т-80, грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легковых автомобилей М-20 "Победа" и ГАЗ-12 "ЗИМ", бронированной разведовательно-дозорной машины БРДМ-2, бронетранспортеров БТР-60 и БТР-80, гусеничных машин ГАЗ-34-02 и ГАЗ-3403) и двух мало тоннажных семейств автомобилей "ГАЗель" и "Соболь". Могу добавить, что, на мой взгляд, были незаслуженно обойдены этими наградами разработчики одного из лучших отечественных автомобилей — полноприводного ГАЗ-66, выпускавшегося заводом 35 лет!

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Конструктор, академик, педагог Шерстинский В. Конструктор, академик, педагог : [о главном конструкторе ГАЗа Ю.В. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 5
2 Создатели «ГАЗели»: 20 лет спустя Орлов Д. Создатели «ГАЗели»: 20 лет спустя : [Отрывок из статьи]. – Режим доступа: http://www.gruzovikpress.ru/article/test/?ext=1042-sozdateli-gazeli-20-let-spustya (Дата обращения: 13.10.2015)
3 Отрывок из статьи о истории КЭО-УКЭР ГАЗа [История ГАЗа] [Электронный ресурс] : [о НТЦ – УКЭР и его гл. конструкторе Ю.В.Кудрявцеве] // Группа ГАЗ. – 2015.– Режим доступа: http://gazgroup.ru/united_engineering_center/history/ (Дата обращения: 13.10.2015)
4 Юрий Кудрявцев: Наша задача — опережать производство Сафронычева О. Юрий Кудрявцев: Наша задача — опережать производство [Электронный ресурс]: [интервью с главным конструктором ГАЗа] // Информационно-рекламеное агентство «Биржа Плюс». – 1999. – 7 апр. – Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/a/view.php?ids=368&id=116&ig=&izdanie=avto_1999&gazeta=avto&inc= (22.09.2014)
5 Кудрявцев Юрий Владимирович Дроздова Н. Кудрявцев Юрий Владимирович : [интервью с главным конструктором ОАО «ГАЗ»] // Один из нас : телевизионные портреты автозаводцев (1995-97 гг.) / Н. Дроздова. – Нижний Новгород, 1997. – С. 26-28
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Неординарная личность Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15.
7 Дирижер свершений Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого).
8 «Мы – машиностроительная страна»! «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда).
9 Человек с горячим сердцем Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15
10 Создатель легенд Мухина Е. Создатель легенд : [о главном конструкторе легковых автомобилей ГАЗ В.Н. Носакове] // Автозаводец. – 2020. – 30 апр. (№ 18). – С. 15.

Страницы