Конструктор от Бога, мудрый руководитель, большой души человек

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Колесникова, Н. Конструктор от Бога, мудрый руководитель, большой души человек : [к 110-летию выдающегося конструктора автомобильной техники А.А. Липгарта] / Н. Колесникова // Автозаводец. – 2008. – 4 июня (№ 81). – С. 2. – фот.

Он пришел на ГАЗ в 1933 году. За плечами уже были опыт работы в НАТИ и участие в проектировании первого отечественного малолитражного автомобиля НАМИ-1. А. А. Липгарт ставил перед собою цель — наряду с существовавшими в то время американской и европейской школами конструирования открыть "советскую линию развития конструкции автомобилей" и сформулировал для нее основные задачи.

Главной из них с учетом климатических особенностей, громадной территории и состояния дорог он считал создание "добротного, крепкого автомобиля, не боящегося бездорожья". Все модели, спроектированные под руководством А. А. Липгарта, были просты, технологичны, практичны, долговечны. Он сам считал, что причины успеха — это «здравый смысл, логика, точный расчет, рациональность». Эти принципы приняли и всегда отстаивали  его ближайшие помощники и коллеги. А. А. Липгарт воспитал целую когорту выдающихся специалистов, многие из которых сами стали главными или ведущими конструкторами отрасли: В. И. Борисов, Л. В. Косткин, В. А. Грачев, А. М. Кригер, П. И. Музюкин, Ю. Н. Сорочкин, И. Г. Сторожко, В. А. Дедков, А. Д. Просвирнин, Н. Г. Мозохин...

Андрей Александрович обладал огромной притягательной силой, потому что был ЧЕЛОВЕКОМ в самом высоком смысле этого слова. Это одно из объяснений того, что под его руководством действовал слаженный коллектив, сильный конструкторский ансамбль.

Миллионы автомобилистов знакомы с А.А.Липгартом не лично, а через спроектированные под его началом и при его участии автомобили, каждый из них он наделил частичкой своей души, своего характера. Перечень машин, спроектированных и построенных Липгартом и его учениками, огромен. Грузовые и легковые, внедорожники, легкие танки, броневики, спортивно-гоночные, гусеничные: М-1 ГАЗ-61, «Победа» и «ЗИМ», ГАЗ-51 и ГАЗ-63, ГАЗ-47,БА-64, ГАЗ-69, Т-70 и Т-80, СУ-76, БРТ-40…

На абсолютном большинстве автомобильных заводов страны в 1940–1960 гг. конструкторские службы возглавляли ученики Андрея Александровича: это МАЗ, ЗИЛ, ПАЗ и ЗАЗ, УАЗ, АЗЛК, КАЗ, ВАЗ, БАЗ. Проектирование новых моделей автомобилей не могло в этот период происходить без сильного влияния липгартовской конструкторской школы. Интересно, что даже в «чужих» конструкциях присутствовали инженерные решения в липгартовском стиле, носившие отпечаток творческой манеры мэтра. По воспоминаниям современников, Андрей Александрович был человеком авторитарным, жестким, бескомпромиссным, немногословным и даже угрюмым, но в то же время добрым, душевным и прекрасно все понимавшим. Он возглавлял конструкторский коллектив огромного предприятия, не будучи членом партии, что в то время было совершенно невероятным. Но слишком велик был его авторитет, и не только среди руководителей завода и министерства, что ему позволили даже это.

В 1950-е годы А. А. Липгарта все-таки настигли последние всплески сталинских репрессий. Он был снят с должности и направлен рядовым конструктором на Уральский автомобильный завод. После смерти Сталина Андрея Александровича перевели в Москву, он стал сначала главным конструктором, а затем заместителем директора научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института по научно-экспериментальной работе. Постоянно занимаясь научными исследованиями, имевшими конкретные выходы на разработку новых конструкций автомобилей, А. А. Липгарт вел и педагогическую деятельность. В 1952 году он возглавлял кафедру двигателей Горьковского политехнического института, а с 1953-го в течение 20 лет — кафедру колесных машин МВТУ им. Баумана, ведущего технического вуза страны.

И все же сам Андрей Александрович считал, что годы работы на ГАЗе — лучшие, главные. И главный его автомобиль — «Победа», которую он лично вел во время пробной поездки 6 ноября 1944 г.

Силуэт этого главного автомобиля его жизни теперь на могильной плите создателя на Введенском кладбище в Москве. Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР А. А. Липгарт скончался в 1980 году. Ушел из жизни человек, который оставил заметный след в истории Горьковского автомобильного завода.

Н. КОЛЕСНИКОВА, директор музея истории ОАО "ГАЗ".

 

Б. М. ФИТТЕРМАН, главный конструктор ЗИСа в 1940–1950-е гг.:

«... А. А. Липгарт неоспоримый авторитет среди специалистов отрасли...»

 

М. С. МОКЕЕВ, начальник лаборатории испытаний легковых автомобилей КЭО-УКЭР ГАЗ:

«... Липгарт всегда знал все лучше других и чуть ли не раньше всех... Он был самым знающим и в заводоуправлении, и в министерстве. Он смело брал на себя всю ответственность. Подчиненных строгал, но и защищал. Смотрел вперед дальше всех, а ошибался меньше всех…»

 

Н. А. АСТРОВ, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники, создатель бронетанковой техники:

«...На ГАЗе я увидел настоящую, серьезную и большую конструкторскую, испытательную и доводочную работу, научился ее организации, а главное осмысливанию конструкторского дела в большом и всестороннем смысле этих слов. Такую школу, как у А. А. Липгарта, пройти было негде и невозможно. Более того, я думаю, что, если бы судьба не свела меня с Андреем Александровичем, я не был бы чего-то стоящим конструктором...»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Таким он человеком был… Честнова И. Таким он человеком был… : [к 120-летию со дня рождения знаменитого конструктора А.А. Липгарта] // Автозаводец. – 2018. – 19 июня (№ 65). – С. 3
2 «Победа» Липгарта Колесникова Н. «Победа» Липгарта : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2018. – 5 июня (№ 60). – С. 3
3 Человек-легенда Человек-легенда : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С.2
4 Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде Сминова Л. Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде : [беседа с внуком знаменитого конструктора ГАЗа И.С. Липгартом] //Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С. 2
5 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 4. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 18-24 сент. (№ 74). – С. 18. – Окончание. Нач. 2013 в № 65, 68, 72
6 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 3. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 11-17 сент. (№ 72). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65, 68
7 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 2. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 28 авг.-3 сент. (№ 68). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65
8 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 1. Сидорова К. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 21-27 авг. (№ 65). – С. 18. – Продолжение следует
9 Поражение наших «побед» Орлов Д. Поражение наших «побед» [Электронный ресурс] : [о А.А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа]. – 2013. – 4 апр. – Режим доступа: http://snob.ru/selected/entry/59160 (Дата обращения: 12.03.2015).
10 Автомобилист до мозга костей Гордин А. Автомобилист до мозга костей : [об А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа] // Автозавод-ONLINE. – 2012. – 23 марта-6 апр. (№ 39). – С. 4

Страницы