Конструктор от Бога, мудрый руководитель, большой души человек

Колесникова, Н. Конструктор от Бога, мудрый руководитель, большой души человек : [к 110-летию выдающегося конструктора автомобильной техники А.А. Липгарта] / Н. Колесникова // Автозаводец. – 2008. – 4 июня (№ 81). – С. 2. – фот.

Он пришел на ГАЗ в 1933 году. За плечами уже были опыт работы в НАТИ и участие в проектировании первого отечественного малолитражного автомобиля НАМИ-1. А. А. Липгарт ставил перед собою цель — наряду с существовавшими в то время американской и европейской школами конструирования открыть "советскую линию развития конструкции автомобилей" и сформулировал для нее основные задачи.

Главной из них с учетом климатических особенностей, громадной территории и состояния дорог он считал создание "добротного, крепкого автомобиля, не боящегося бездорожья". Все модели, спроектированные под руководством А. А. Липгарта, были просты, технологичны, практичны, долговечны. Он сам считал, что причины успеха — это «здравый смысл, логика, точный расчет, рациональность». Эти принципы приняли и всегда отстаивали  его ближайшие помощники и коллеги. А. А. Липгарт воспитал целую когорту выдающихся специалистов, многие из которых сами стали главными или ведущими конструкторами отрасли: В. И. Борисов, Л. В. Косткин, В. А. Грачев, А. М. Кригер, П. И. Музюкин, Ю. Н. Сорочкин, И. Г. Сторожко, В. А. Дедков, А. Д. Просвирнин, Н. Г. Мозохин...

Андрей Александрович обладал огромной притягательной силой, потому что был ЧЕЛОВЕКОМ в самом высоком смысле этого слова. Это одно из объяснений того, что под его руководством действовал слаженный коллектив, сильный конструкторский ансамбль.

Миллионы автомобилистов знакомы с А.А.Липгартом не лично, а через спроектированные под его началом и при его участии автомобили, каждый из них он наделил частичкой своей души, своего характера. Перечень машин, спроектированных и построенных Липгартом и его учениками, огромен. Грузовые и легковые, внедорожники, легкие танки, броневики, спортивно-гоночные, гусеничные: М-1 ГАЗ-61, «Победа» и «ЗИМ», ГАЗ-51 и ГАЗ-63, ГАЗ-47,БА-64, ГАЗ-69, Т-70 и Т-80, СУ-76, БРТ-40…

На абсолютном большинстве автомобильных заводов страны в 1940–1960 гг. конструкторские службы возглавляли ученики Андрея Александровича: это МАЗ, ЗИЛ, ПАЗ и ЗАЗ, УАЗ, АЗЛК, КАЗ, ВАЗ, БАЗ. Проектирование новых моделей автомобилей не могло в этот период происходить без сильного влияния липгартовской конструкторской школы. Интересно, что даже в «чужих» конструкциях присутствовали инженерные решения в липгартовском стиле, носившие отпечаток творческой манеры мэтра. По воспоминаниям современников, Андрей Александрович был человеком авторитарным, жестким, бескомпромиссным, немногословным и даже угрюмым, но в то же время добрым, душевным и прекрасно все понимавшим. Он возглавлял конструкторский коллектив огромного предприятия, не будучи членом партии, что в то время было совершенно невероятным. Но слишком велик был его авторитет, и не только среди руководителей завода и министерства, что ему позволили даже это.

В 1950-е годы А. А. Липгарта все-таки настигли последние всплески сталинских репрессий. Он был снят с должности и направлен рядовым конструктором на Уральский автомобильный завод. После смерти Сталина Андрея Александровича перевели в Москву, он стал сначала главным конструктором, а затем заместителем директора научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института по научно-экспериментальной работе. Постоянно занимаясь научными исследованиями, имевшими конкретные выходы на разработку новых конструкций автомобилей, А. А. Липгарт вел и педагогическую деятельность. В 1952 году он возглавлял кафедру двигателей Горьковского политехнического института, а с 1953-го в течение 20 лет — кафедру колесных машин МВТУ им. Баумана, ведущего технического вуза страны.

И все же сам Андрей Александрович считал, что годы работы на ГАЗе — лучшие, главные. И главный его автомобиль — «Победа», которую он лично вел во время пробной поездки 6 ноября 1944 г.

Силуэт этого главного автомобиля его жизни теперь на могильной плите создателя на Введенском кладбище в Москве. Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР А. А. Липгарт скончался в 1980 году. Ушел из жизни человек, который оставил заметный след в истории Горьковского автомобильного завода.

Н. КОЛЕСНИКОВА, директор музея истории ОАО "ГАЗ".

 

Б. М. ФИТТЕРМАН, главный конструктор ЗИСа в 1940–1950-е гг.:

«... А. А. Липгарт неоспоримый авторитет среди специалистов отрасли...»

 

М. С. МОКЕЕВ, начальник лаборатории испытаний легковых автомобилей КЭО-УКЭР ГАЗ:

«... Липгарт всегда знал все лучше других и чуть ли не раньше всех... Он был самым знающим и в заводоуправлении, и в министерстве. Он смело брал на себя всю ответственность. Подчиненных строгал, но и защищал. Смотрел вперед дальше всех, а ошибался меньше всех…»

 

Н. А. АСТРОВ, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники, создатель бронетанковой техники:

«...На ГАЗе я увидел настоящую, серьезную и большую конструкторскую, испытательную и доводочную работу, научился ее организации, а главное осмысливанию конструкторского дела в большом и всестороннем смысле этих слов. Такую школу, как у А. А. Липгарта, пройти было негде и невозможно. Более того, я думаю, что, если бы судьба не свела меня с Андреем Александровичем, я не был бы чего-то стоящим конструктором...»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В честь Липгарта Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14.
2 Таким он человеком был… Честнова И. Таким он человеком был… : [к 120-летию со дня рождения знаменитого конструктора А.А. Липгарта] // Автозаводец. – 2018. – 19 июня (№ 65). – С. 3
3 «Победа» Липгарта Колесникова Н. «Победа» Липгарта : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2018. – 5 июня (№ 60). – С. 3
4 Человек-легенда Человек-легенда : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С.2
5 Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде Сминова Л. Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде : [беседа с внуком знаменитого конструктора ГАЗа И.С. Липгартом] //Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С. 2
6 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 4. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 18-24 сент. (№ 74). – С. 18. – Окончание. Нач. 2013 в № 65, 68, 72
7 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 3. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 11-17 сент. (№ 72). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65, 68
8 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 2. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 28 авг.-3 сент. (№ 68). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65
9 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 1. Сидорова К. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 21-27 авг. (№ 65). – С. 18. – Продолжение следует
10 Поражение наших «побед» Орлов Д. Поражение наших «побед» [Электронный ресурс] : [о А.А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа]. – 2013. – 4 апр. – Режим доступа: http://snob.ru/selected/entry/59160 (Дата обращения: 12.03.2015).

Страницы