Киселев Иван Иванович

Дроздова Н. Киселев Иван Иванович : [интервью с ветераном ГАЗа, генеральным директором ГАЗа с 1958 по 1983 годы. Почетным гражданином Нижнего Новгорода] // Один из нас : телевизионные портреты автозаводцев (1995-97 гг.) / Н. Дроздова. – Нижний Новгород, 1997. – С. 29-31

Ведущий: Мы стояли у окна, из которого открывался великолепный вид на откос. Показывая на Волгу и синие заволжские дали, он все время возвращался к разговору о своем заводе.

Киселев И. И.: Завод — это моя жизнь, мой дом второй, а может, даже и первый. У меня и квартира заводская, и супруга заводская — конструктор по инструменту.

Ведущий: Иван Иванович Киселев... Своеобразная легенда г. Горького. Единственный директор ГАЗа, проработавший в должности директора 25 лет! Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.

Его биография и проста, и необычна. В 1937 году закончил заводской техникум и получил специальность инструментальщика. Работал технологом. В 1950 году был переведен заместителем начальника моторного корпуса, а с 1954 года — зам. главного инженера по подготовке производства. В 37 лет он — главный инженер завода, а через три года — директор ГАЗа.

Ведущий: Вы часто вспоминаете свой кабинет генерального директора?

Киселев И. И.: Сейчас уже нет. Я часто вспоминаю мои первые шаги на заводе. И там, где я сделал эти шаги, я часто бываю. Это — у инструментальщиков. Я окончил институт по специальности инженера-механика, а на самом деле я — инструментальщик. В других вопросах далеко я не зашел, а вот в инструментальном у меня большой опыт, и опыт не только теоретический, но и практический. Мне длительное время пришлось иметь дело с инструментом, и не просто его делать, но и любоваться и смотреть, как он работает. А дальше мне пришлось перейти на другую работу в моторное производство. Это моя вторая школа, и там я проработал порядочное время. Это мне очень помогло в моей деятельности потом, в качестве руководителя завода. Я прошел эту практику значительно раньше, чем мне пришлось быть главным инженером и директором завода. Я уже знал все, что не дается учебой или в техникуме, или в институте, а дается только практикой, только жизнью. И это меня сильно выручало, когда мне предложили быть сначала техническим руководителем, а потом директором завода.

Ведущий: Кто помогал Вам продвигаться, кто наблюдал за Вами?

Киселев И. И.: Случился на заводе казус. Завод остановился. Это было, наверное, в 1950 году. Остановился не так, чтобы на неделю или на сутки, а всего на несколько часов: не из чего было собирать машины. Не было двигателей, а причина оказалась одна: в моторном производстве ОТК перестал принимать шатуны. Вынуждены были главный инженер и директор завода идти прямо на рабочие места, чтобы узнать: почему же не принимают? А я тогда оказался под рукой как начальник цеха режущих инструментов. Мне велели пойти туда и посмотреть, что же происходит? При этом спросили: «Что ты считал бы нужным сделать?» И вскоре мы предложили решение, которое вывело из тупика. Мы предложили новый технологический процесс: делать новый инструмент, так называемые протяжки. И это было отмечено. И меня из инструментального перевели в моторное производство в качестве заместителя по технологической части. Я отказывался, говорил, что я — не моторщик, но мне сказали: «Если разобрался в этом вопросе, разберешься и в другом».

Ведущий: Для вас было неожиданностью, когда Ваш предшественник Строкин стал готовить Вас на должность директора завода?

Киселев И. И.: Он мне очень серьезно помог. Именно тогда, когда я работал главным инженером, а он — директором. Он все равно следил за моими делами. Например: я иду в кузницу, принимаю какое-то решение, а на другой день он идет и проверяет — правильно ли я принял это решение. Но не было ни одного случая, чтобы он отменил это решение или даже изменил.

Ведущий: На Ваш взгляд, когда труднее было работать: тогда или сейчас?

Киселев И. И.: Сейчас работать руководству завода значительно сложнее, так как над перспективой в те годы работало много организаций: Госплан, различные комитеты, министерства. Все это, вместе взятое, упрощало работу исполнителей. Принимать решение было проще и не с той долей ответственности, как сейчас. Сейчас ведь очень раскованные решения принимаются. Трудностей и тогда было много, но по сравнению с тем, что я сегодня вижу, их было значительно меньше. У нас были трудности со снабжением, но трудности другого порядка, например, Магнитка не прокатала металл, который нужен нам сегодня. И мы должны были искать выход из этого положения вплоть до того, что срочно покупали такой металл за границей. Это листовой металл для кузовов, для кабин. И хоть я не снабженец, но вынужден был ездить по заводам, различным министерствам и вмешиваться в их работу.

Ведущий: Когда Вы стали подумывать о своем преемнике и было ли это делом только директора?

Киселев И. И.: 1975-79 годы стал серьезно думать, что для руководителя крупного предприятия состояние здоровья — это не пустая вещь. Если он плохо себя чувствует, ему трудно руководить. Он не может пользоваться авторитетом. Это же замечает народ. Поэтому я считал, что настало время и мне необходимо уйти. Я готовил смену. Выбор пал на Николая Андреевича Пугина. И у меня не было никаких сомнений в том, чтобы предложить его на должность директора. Я уже чувствовал, что от меня завод уже ничего не получит. И считаю, что сделал правильно.

Ведущий: А Вы увидели в Н. А. Пугине черты нового руководителя?

Киселев И. И.: Да, я чувствовал, что это человек, которому можно отдать бразды правления.

Ведущий: Во время разговора с нами рядом была жена Ивана Ивановича. Скоро 50 лет, как они вместе.

Киселева М. В.: Иван Иванович — человек очень сдержанный, волевой, спокойный. Мне с ним было легко. И мы оба мечтаем пожить в XXI веке. Дел и забот хватает сейчас. Особенно у Ивана Ивановича. Он спокойно жить не может.

Киселев И. И.: Я не стал конструктором, не довелось, но я стал производственником. И это меня устраивало. Я очень доволен, что у меня так сложилась моя жизнь. Я и сейчас бы ее повторил.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Ценность для истории Честнова И. Ценность для истории : [о гашении конверта в честь 100-летнего юбилея бывшего директора ГАЗа И.И. Киселева] // Автозаводец. — 2017. — 7 окт. (№ 114). — С. 1.
2 Столетие легендарного директора Колесникова Н. Столетие легендарного директора : [о директоре ГАЗа И.И. Киселеве] // Автозаводец. – 2017. – 23 сент. (№ 108). – С. 7
3 Об открытии памятника И.И. Киселеву [Об открытии памятника И.И. Киселеву] : [Электронный ресурс] // Сайт профкома ГАЗ. – 2006. – 25 нояб. (№ 180). – Режим доступа: http://profkom.gaz.ru/info_74.asp (дата обращения: 28.03.2017)
4 Иван Иванович Киселев: «Я благодарен судьбе» Козонина Л. Иван Иванович Киселев: «Я благодарен судьбе» : [интервью с бывшим директором ГАЗа] // Автозаводец. – 1997. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
6 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
7 Легенда № 20 Гусев А. Легенда № 20 : [о знаменитом хоккейном вратаре В.С. Коноваленко] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
8 Любовь к миру на холсте Жукова А. Любовь к миру на холсте : [о выставке автозаводского художника К. Шихова] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 14.
9 Директор перемен Лоскутова Т. Директор перемен : [о третьем директоре ГАЗа И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2017. – 21 сент. (№ 107). – С. 7
10 Память в мраморе и сердцах Гусев А. Память в мраморе и сердцах : [об открытии памятника «народному» директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 12 авг. – С. 2.

Страницы