Кинотеатр «Родина» в Автозаводском парке Нижнего Новгорода. Историко-культурная характеристика
От редакции
29 сентября 2013 года в Автозаводском парке культуры и отдыха Нижнего Новгорода было снесен бывший кинотеатр «Родина», принадлежавший ООО «Светелка». Это произошло в процессе осуществления государственной историко-культурной экспертизы здания. Увы, вывод о необходимости включения кинотеатра в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации запоздал…
Ниже мы публикуем историко-культурную характеристику объекта, составленную И. С. Агафоновой и А. И. Давыдовым (НИП «Этнос») для акта экспертизы.
Краткая историческая справка
Решение о строительстве летнего кинотеатра в Соцгороде Автозавода было принято в 1944 году во время Великой Отечественной войны. В объявленном тогда конкурсе победу одержал автозаводский архитектор Борис Михайлович Анисимов (1909 – 1985). Деревянный кинотеатр построен на месте бывшего рынка, переведенного в связи с новым строительством за гостиницу «Волна». Его территория была включена в состав Автозаводского парка культуры и отдыха. Кинотеатр, первоначально носивший название «Победа» (позже переименован в «Родину»), возведен в рекордно короткие сроки, за что в ноябре 1944 года архитектор Анисимов и прораб Елизаров были награждены памятными золотыми часами. Лепные детали фасадов, оформленные «на тему героического труда нашей эпохи», выполнил мастер-лепщик М. А. Ларин.
На протяжении долгого времени кинотеатр «Родина» являлся одним из важных культурных центров Автозаводского района. Здесь не только показывались кинофильмы, но и проходили концерты художественной самодеятельности, детские праздники, лекции. После неоднократных поджогов в конце 1990-х – начале 2000-х годов здание кинотеатра не используется.
Описание Объекта и его характеристика
Здание летнего кинотеатра «Родина» располагается на территории Автозаводского парка культуры и отдыха. Главным северным фасадом оно ориентировано в сторону проспекта Молодежный. С южной стороны к зданию примыкает асфальтированная площадка, где ранее находился открытый театр.
Общественные здания — кинотеатры в нашей стране появились в предвоенные 1930-е годы, в послевоенный период этот тип сооружений продолжил свое формирование. Особо можно выделить парковые летние кинотеатры, строительство которых в те годы было распространенным явлением. Этот архитектурный тип занимает промежуточное положение между капитальными зданиями городских кинотеатров и парковыми сооружениями временного характера. Строились летние кинотеатры сооружениями временного характера. Строились летние кинотеатры по индивидуальным проектам, типовые проекты еще не практиковались.
Кинотеатр «Родина» в Автозаводском парке культуры и отдыха — деревянный, однозальный; его основной объем, в плане представляющий собой прямоугольник, вытянутый в направлении север-юг, перекрыт пологой двухскатной крышей. Главный северный фасад, завершенный полуфронтоном, решен с использованием темы трехпролетной триумфальной арки. Она оформляет глубокую лоджию, за которой — стена кинотеатра с входными дверями в обрамлении рисунка в виде аналогичных трех арок. Протяженные восточный и западный фасады оформлены открытыми галереями-аркадами — несколько более низкими, чем основной объем. Они «обнимают» главный фасад, так что на его фланги выходят по две арки с каждой стороны.
Архитектурное решение аркад представляет собой своеобразное сочетание композиционных приемов и декоративных элементов разных эпох и стилей: принцип римской арочно-ордерной ячейки, многократно повторенной по длинным фасадам; тройное «итальянское» окно; легкая «готическая» стрельчатость широких арок; диагональная прозрачная решетка из тонких брусьев над арками, напоминающая о парковых деревянных беседках; неклассический ордер с пилястрами и пилонами, завершенными «зубчатыми» капителями, над которыми, в поле архитрава, укреплены восьмиконечные звезды, и т.д.
Деревянные аркады являются главной архитектурной темой в общем облике сооружения, придают ему ажурность и декоративность, что, очевидно, послужило поводом историку, публицисту и культурологу К. Кобрину назвать кинотеатр «Родина» «пролетарской Альгамброй».
Деревянный декор фасадов (обшивка — «в елочку» на основном поле стен и горизонтальная в «нишах»; дощатые наличники окон и сандрики, архивольты, карнизы и т.д.) дополнен лепными вставками, закрепленными над проемами и «нишами».
Южный фасад, в отличие от остальных, представляет собой глухую стену из силикатного кирпича, служившую фоном для представлений и концертов, устраивавшихся на примыкавшей к ней открытой летней эстраде.
Сохранились интерьеры кинозала, архитектурное решение которых основано на упоминавшейся уже теме римской арочно-ордерной ячейки. При этом роль аркады играет ряд высоких ниш с треугольными завершениями; на простенки «наложена» ордерная сетка, состоящая из пилястр с капителями, отдаленно напоминающими коринфские, несущими неширокий антаблемент. Над капителями, во фризовом поясе, укреплены красные пятиконечные звезды. Пилястры обозначают вертикальные опоры, несущие дерево-металлические конструкции перекрытия, раскрытые в пространство зрительного зала.
Состояние основных конструкций и деталей декора, несмотря на пожары и длительное практически бесхозное состояние здания, визуально можно определить как удовлетворительное (отсутствуют видимые перекосы), за исключением подвергавшихся пожару участков и аварийного участка перекрытий, занимающих незначительную часть сооружения.
Выводы
Здание кинотеатра «Родина» является характерным образцом типа сооружений (парковый летний кинотеатр советского периода), практически исчезнувшего в наше время. Его архитектурно-художественный облик и образ ярко характеризует свое время, пронизанное торжеством приближающейся Победы в Великой Отечественной войне. Объект отличает высокая степень сохранности первоначального облика. Особая ценность заключается в том, что основные конструкции и отделка здания выполнены из дерева — традиционного строительного материала — в нетрадиционной его трактовке, в то же время применены характерные для середины ХХ века дерево-металлические конструкции, включенные в интерьер кинозала.
Таким образом, Объект является подлинным источником информации об определенном периоде становления городской культуры, представляет ценность как с точки зрения истории, так и в отношении архитектуры и градостроительства. Его типологические особенности, общий облик, объемно-планировочная структура, архитектурные детали являются характерными для зданий подобного назначения середины ХХ века, построенных из дерева. В то же время, архитектурно-художественное решение кинотеатра «Родина» несет ярко индивидуальные черты авторского «почерка» архитектора.
Объект не только обладает самостоятельной ценностью, он является яркой, значимой частью объекта культурного наследия — Автозаводского парка культуры и отдыха, одним из главных его элементов как памятника истории и культуры. Здание кинотеатра «Родина» стилистически, композиционно и художественно связано с другими элементами парка, составляющими его «предмет охраны».
В градостроительном отношении здание кинотеатра представляет собой пространственную доминанту северо-западной части Автозаводского парка.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать тот факт, что Объект представляет значительную ценность в отношении истории, архитектуры и градостроительства, а также в общекультурном аспекте и имеет особое значение для истории и культуры региона.
Перечень использованных документов, материалов, специальной, технической и справочной литературы:
Автозаводский парк культуры и отдыха (г. Нижний Новгород, Автозаводский район). Научно-проектная документация. Определение предмета охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения. – Н. Новгород: НИП «Этнос», 2013. (Архив НИП «Этнос»).
Баулина В.В. Сады и парки Горьковской области. – Горький : ВВКИ, 1981.
Бубнов Ю.Н., О.В. Орельская. Архитектура города Горького: Очерки истории. 1917-1985. – Горький : ВВКИ, 1986.
Гордин А. История строительства кинотеатра «Родина» // Автозавод Online. – 2011. – 15-29 апр. (№ 16). – С. 4.
Кобрин К. Книга перемещений: пост(нон)фикшн. – Москва : Новое литературное обозрение, 2013. – С. 29-38.
Колобов А. Украсим город скульптурами // За благоустройство города. – 1945. – 17 марта (№ 95).
Паспорт на памятник истории и культуры – Автозаводский парк культуры и отдыха / Сост. О.Н. Воронина. 2006 г. (Архив УГО ОКН НО).
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2007 года № 517 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения – Автозаводского парка культуры и отдыха, Александровского сада, нижегородского откоса, Архиерейского сада, Парка, заложенного в память Александра Сергеевича Пушкина, в г. Нижнем Новгороде и режима использования земель в утвержденных границах» (в редакции постановления Правительства области от 8 июля 2010 г. № 406).
![]() |
![]() |
![]() |
Кинотеатр «Родина». Общий вид и фрагменты фасадов. Фото И. С. Агафоновой. Апрель 2013 г. | ||
![]() |
||
Зрительный зал кинотеатра. Фото О. Гриценко. 24 сентября 2013 г. | ||
![]() |
||
После сноса здания кинотеатра. Фото И. С. Агафоновой. 30 сентября 2013 г. |
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Где стояла Афродита | Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива). |
2 | "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" | Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6. |
3 | Дом-ребус | Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород). |
4 | Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити | Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17 |
5 | Прогулка в прошлое | Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения) |
6 | Единственный в районе | Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6 |
7 | Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу | Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018. |
8 | Благородная кривизна | Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3 |
9 | Здание школы № 126 теперь под защитой государства | Здание школы № 126 теперь под защитой государства : [о включении здания школы № 126 в список объектов культурного наследия Нижегородской области] / подгот. Е Крюкова // День города. Нижний Новгород. – 2016. – 29 июня-5 июля (№ 50). – С. 5 |
10 | Парк советского периода | Штейман М. Парк советского периода : [об Автозаводском парке культуры и отдыха]. – Патриоты Нижнего Новгорода. – 2015. – 3 июня (№ 19). – С. 12-13 |