Как рождается картина

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Кудрявцева, Т. Как рождается картина : [о нижегородском художнике В. Хазове] / Т. Кудрявцева // Нижегородская правда. – 2009. – 5 мая (№ 47). – С. 8. – фот.

Имя Валерия Хазова, члена Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО, автора сотен работ, выполненных в разных техниках и жанрах, в долгом представлении не нуждается. Накануне 60- летия мастера, которое будет отмечаться 1 мая, собственному корреспонденту газеты удалось встретиться с известным в стране нижегородским художником и не только побеседовать о его творчестве, но и соприсутствовать при таинстве создания будущих картин.

Валерий Иванович живет на два дома. В Нижнем находятся его мастерская и детская школа искусств, которую вместе со своим знаменитым учителем и другом Дмитрием Арсеньевым они создали 17 лет назад. А Большое Болдино — его малая родина, место трудов и вдохновения — сюда художник приезжает так часто, как только появляется малейшая возможность. Вот и сейчас, улучив несколько ясных апрельских дней, выпавших на выходные, он приехал в болдинские края поработать на пленере.

— Мне повезло, что я родился здесь, — говорит художник. — Посмотрите, какая красота вокруг: холмы, перелески, овраги... Даже великий Пушкин испытал в наших краях небывалый творческий подъем. Да и все, кто бывает здесь, отмечают необыкновенную ауру этих мест. Смотрите, какие виды! Все это трогает сердце и вдохновляет на творчество.

Мы едем в его маленькой машине по трассе по направлению к селу, Валерий Иванович рассказывает:

— Вот к Слободе подъезжаем, здесь я учился в 9 — 10-м классах. Из своего родного села Язы — вон там, справа, за лесочком, восемь километров отсюда — каждый день туда и обратно напрямик через поле ходили. Там сейчас почти никого не осталось, а раньше хорошее село было, молодежи полно, школа-восьмилетка... В школе-то я и начал рисовать. Мой учитель Федор Николаевич Туршатов, вечная ему память, увидев, как я малюю, сказал: «Что-то есть», — и начал со мной заниматься. Все азы рисования он мне дал, он же и посоветовал не бросать это дело.

После школы я в Горький на автозавод устроился художником-оформителем. Там меня под свое крыло Петр Иванович Тактаров взял. Мы с ним на заводе оформительскую революцию сделали: всю наглядку переделали. На главный конвейер нарисовали и повесили лозунг такого размера (полтора на двадцать два метра!), что его с дороги видно было. «Молнии» выпускали через день-два. Вслед за нами вся остальная заводская агитация вынуждена была подтянуться. Он научил меня работать много и быстро. Параллельно я учился в школе художников-оформителей у Михаила Михайловича Корбатова. Их нет уже никого, моих учителей, — не только живописи, но и жизни... Потом я занимался оформительской и художественно-постановочной деятельностью в Болдине, Тольятти, а в 1979 году снова в Горький вернулся. Вон, смотрите, какой видок хороший! Остановимся?

Мы вышли из машины. С заднего сиденья Хазов извлекает планшет с прикрепленным к нему листком бумаги, карандаш. Тут же точными, выверенными штрихами набрасывает эскиз: крутой овраг, с северной стороны которого еще лежит снег, стройная елочка на вершине, яркое весеннее солнце, облака... Пару минут, и рисунок готов.

— Доделывать дома буду, — отвечает он мне на мой удивленный вопрос. — Можно было бы и здесь, часто прямо на натуре я и акварель наношу, но сегодня мало времени.

Едем дальше, Валерий Иванович продолжает:

— Я люблю на машине работать. Куда надо, туда и поехал. Здесь у меня все: и бумага в запасе, и краски, и чай в термосе. Холодно, зимой — прямо из машины рисую. Я всю область объездил: за Волгу, на Узолу, Керженец, Линду... В Павлове, на Бору бываю. Частенько вместе с друзьями-художниками ездим на Горьковское море. Но больше всего наши, болдинские просторы люблю: краше их нет!

Действительно, природа вокруг чудная, так и просится запечатлеться.

— Для меня этюды — главное в работе, — признается художник. — Именно здесь, я считаю, проявляется творчество. Рисунок с натуры получается реалистичнее, натуральнее как-то... Некоторые мои друзья фотографируют виды, а потом пыхтят: рисуют с фотографии. Ну это же не то, ребята! На этюды надо ходить! Да разве фотография передаст вон ту фиолетовую дымку над рощицей, голубые дали, вишневые кустики вербы с распустившимися пуховками? В природе каждую секунду меняются оттенки неба, светотени — разве статичное изображение передаст всю игру подлинных оттенков? А поехали во Львовку? — неожиданно предлагает он.

— Поехали!

— Роща Лучинник, — продолжает показывать окружающие красоты мой необычный гид. — В это время года она не слишком привлекательна, но совсем скоро бордовые сейчас верхушки берез приобретут совершенно фантастический золотистый оттенок проклевывающихся из почек листочков, а осенью она станет действительно золотой!

Деревня Львовка, расположенная сразу за рощей, еще несколько лет назад была населенной. Сейчас здесь живет один постоянный житель, он же и охранник господского дома-музея Пушкиных. Знаменитая липовая аллея («сколько раз я ее писал», замечает Хазов), маленький прудик. С его берега он рисует старую церковь в глубине парка: потемневшие от времени бревна, шатровую крышу, зеленую луковку купола. Стрелочкой помечает направление солнца на рисунке. Снова поражаюсь стремительности полета карандаша по бумаге:

— Сколько у вас картин?

— Не считал. Несколько сотен, наверное. Оформленных их у меня около сотни, а без рамок — целая стопа в мастерской. В фондах разных музеев и выставок хранятся, дарю много, я не считаю. В основном акварель. Это моя любовь. Ничто не сравнится с прозрачной прелестью акварельного листа. Эта техника наиболее профессиональна: ее же не перепишешь, не замажешь, чуть ошибся — вся работа насмарку. И только акварель дает ощущение естественности изображения, движения. Особенно в пейзажах. Портреты тоже, конечно, пишу, но реже. Маслом иногда. Сейчас вот как раз планирую сделать большой портрет маслом Александра Сергеевича в полный рост, в его первый приезд в Болдино в 1830 году. К юбилею поэта. А как же не писать Пушкина? Здесь же все им пропитано, везде он. Портрет Ивана Киреева, самородка болдинского, собирателя и рассказчика пушкинских историй, хочу нарисовать. Много, много еще хочется сделать, сколько еще не успел. Время подхлестывает. Знаете, как и Репин, говорю про себя: «Я прожил целую жизнь, но так мало сделал». Чем больше делаешь, тем больше хочется.

— Ученики есть у вас достойные?

— Ученики есть, много учеников. Все годы с момента открытия я продолжаю преподавать в школе искусств и ремесел «Изограф». Есть интересные дети, участники различных выставок, фестивалей. Но станут ли они художниками, покажет время. Знаете, в чем проблема? В 15-летнем возрасте появляются другие интересы, приоритеты. А вот если парень перешел этот рубеж и рисовать не бросил — все, уже не бросит. Двоих ребят сейчас готовлю к поступлению в художественное училище. Главное ведь — не просто научить детей рисовать, важнее мировоззрение художника им привить, умение смотреть и видеть. И еще трудолюбие большое. Он все должен уметь делать: и холст на подрамник натянуть, и рамку сделать, и паспарту под готовую работу оформить, и выставку свою организовать.

— Вы выставки свои сами организуете?

— А кто же за меня это сделает? Агентов у нас, провинциальных художников, нет. Конечно, мне проще, меня знают, приглашают. В начале года хорошо прошла выставка в Арзамасе. Недавно открылась моя юбилейная выставка в Нижегородском государственном выставочном комплексе на площади Минина. В Пушкинские дни буду выставлять свои работы в Болдине, осенью — запланировано в Саранске.

— В юбилей принято подводить какие-то итоги. Вы довольны своей судьбой?

— Да нормально все. Ну не был бы я художником, был бы трактористом — тоже творческая работа. Я же деревенский, неизбалованный. В свободное от работы время на балалайке бы играл. А что вы улыбаетесь, я и вправду неплохо на балалайке играю, даже сочиняю для себя. Сочинил вот тут посвящение своему дяде, от него у меня любовь к этому инструменту. Но рисовать бы все равно рисовал!

— Вы признанный в стране мастер, ваши работы высоко ценятся. А вы — богатый человек?

— (Улыбается.) Мне богатств не надо. Знаете, если художник богат — это уже не художник — коммерсант. Все необходимое для моей работы у меня есть. Остальное — мне не нужно.

— Как отметите свой юбилей?

— Отмечу! И в Нижнем, и в Болдине — с друзьями. У меня много друзей, товарищей.

— О чем-нибудь мечтаете?

— Мечтаю. Мечтаю накупить побольше холстов, бумаги, красок и уехать работать. Чтобы что-то стоящее создать, художник должен остаться с холстом один на один. В компании, за столом, не сделаешь ничего. Рассеешься, развеешься, а дело не сделаешь. А так еще хочется многое сделать!

Т. Кудрявцева

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В согласье с пушкинской строфой Мухина, И. В согласье с пушкинской строфой : [о нижегородском художнике В. Хазове] / И. Мухина // Нижегородская правда. – 2009. – 30 апр. (№ 46). – С. 19. – ил.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Автозаводский кудесник Честнова И. Автозаводский кудесник : [о художнике Горьковского автозавода Д.П. Паникове] // Автозаводец. – 2021. – 4 марта (№9). – С. 18. – (История)
3 Самый наивный художник Автозавода Солкина О. Самый наивный художник Автозавода : [о художнике-наивисте В. Мизинове] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 11-17 сент. (№ 80). – С. 8.
4 201 картина о любви Плаксунова О. 201 картина о любви : [о выставке "Преемственность: отец и дочь". Мария Владимировна и Владимир Иванович Занога] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 10 окт. (№ 39). – С. 14
5 Патриот земли нижегородской Дерябин А. Патриот земли нижегородской : [о художнике и учителе В.Ф Куликове] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 19 сент. (№ 36). – С. 21
6 Портреты-характеры Жукова А. Портреты-характеры : [о художнике-автозаводце Виталии Сысоеве и его выставке в ЦДПИ] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 22 нояб. (№ 46). – С. 11
7 Раньше срока распустятся розы Калюлина Г. Раньше срока распустятся розы : [интервью с автозаводской художницей Е.М. Карабановой] // Автозаводец. – 2015. – 7 марта (№ 26). – С. 11
8 Юность длиной в жизнь Махин В. Юность длиной в жизнь [Электронный ресурс] : [о Доме пионеров Автозаводского района, его работе и сотрудниках]. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/05/29/6040 (Дата обращения: 20.08.2015)
9 Лесная скульптура Лесная скульптура : [о И. Зарубине и его работах из дерева] // Автозаводец on-line. – 2014. – 11 сент. – (№ 82). – С. 7
10 Кто помнит — тому поклон Яшина М. Кто помнит — тому поклон : [о художнике М. Некрасове] // Патриоты Нижнего. – 2014. – февр. (№ 9). – С. 22

Страницы