Из поколения учителей

Важное объявление

Уважаемые читатели!

12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник — День РоссииПоздравляем вас с этим прекрасным праздником!

Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни:

11 июня — с 10-00 до 17-00;
12 июня — выходной день;
13 июня — с 10-00 до 17-00;
14 июня — с 10-00 до 17-00;

C 15 июня все библиотеки работают в обычном режиме.

 

Гордин А. Из поколения учителей : [воспоминания учителя школы № 126 Лидии Штейнберг] // Автозавод online. – 2013. – 13 сент. (№ 73). – С. 4

Воспоминания Лидии Штейнберг

Сегодня своими воспоминаниями с нами делится талантливый педагог и яркий собеседник Лидия Борисовна Штейнберг. Она коренной житель нашего района. Приехала вместе с родителями на Автозавод еще в начале 1930-х годов, в победном «сорок пятом» окончила школу № 19 (сейчас № 126) и поступила в Горьковский институт иностранных языков. После получения диплома работала учителем английского языка в родной школе № 126, навсегда связав с ней свою судьбу. Сколько автозаводских мальчишек и девчонок обучила Лидия Борисовна премудростям языка туманного Альбиона!

БОБРОВИЦЫ — ДЕТРОЙТ

— Мой папа Борис Аркадьевич Кадинский родился в 1898 году в селе Бобровицы Черниговский области в семье рабочего. В начале 1917 года переехал в Москву, поступив чернорабочим на завод фруктовых вод «Прогресс». Грянула революция, открывшая возможность для многих простых людей получить образование. И папа в 1919 году поступил в 1-ый Московский государственный университет на физико-математическое отделение. Сейчас в это трудно поверить, но одновременно он учился на механическом факультете Московского высшего технического училища. А это были два ведущих ВУЗа в стране в то время. Отслужив в армии, в 20-е годы работал учителем, инженером в Москве. В октябре 1930 года поступил в «Автострой», — руководил практикой мастеров на заводах Москвы. В 1931 году приехал на Автозавод. Здесь он работал заместителем начальника, а затем и начальником кузовного цеха. В 1933 году проводил технологическую работу в прессовом корпусе. В 1934–1935 годах находился в командировке в Детройте (в Америке), где изучал кузовостроение. После возвращения на автозавод работал в техническом отделе УКС. В годы Великой Отечественной и послевоенный период трудился на руководящих должностях в кузовном и прессовом корпусе. Моя мама получила прекрасное образование. И всю свою жизнь посвятила заботам о муже и детях.

КВАРТАЛЫ

Когда мы приехали из Москвы на Автозавод, нас поселили в первом кирпичном доме на пр. Жданова (дом-коммуна). Это был дом коридорной системы. Запомнился случай — я вышла из комнаты и увидела в длинном коридоре много людей. Испугавшись, стала звать маму. В начале 1930-х годов в районе все только обустраивалось — строились дома, делались мостовые. Потом мы переехали уже в другой дом на пр. Жданова, где нам дали комнату в коммунальной квартире. А в конце 1930-х годов мы поселились уже в 4 квартале (серо-бусыгинском). Нам дали отдельную квартиру. Конечно, условия жизни в домах 3 и 4 кварталов были намного лучше, чем в первых каменных домах, а уж тем более — в бараках или щитках.

КОМАНДИРОВКА

Папа как прекрасный специалист в 1930-е годы был направлен в командировку в США. Конечно, мы с нетерпением ждали его возвращения. Нужно сказать, что эта поездка оставила глубокий отпечаток в его судьбе.

В то время поездка в США являлась редкостью и свидетельствовала об уважении и признании заслуг человека (хотя на автозаводе много специалистов стажировалось за рубежом). После этой командировки он стал бояться, что его заберут. В 1930-е годы часть инженеров автозавода, побывавших за рубежом, была репрессирована. Ночью, когда во дворе останавливались автомашина, он просыпался и был уверен, что это приехали за ним. Но судьба была благосклонна, и эта горькая чаша его миновала.

КОНТРАСТЫ

Запомнился контраст жизни района. Во-первых, в серо-бусыгинском квартале проживали лучшие рабочие (стахановцы), инженеры, руководящий корпус завода, а рядом, в северном поселке, — простые рабочие. Условия жизни здесь были, конечно, тяжелые. Мы, дети из серо-бусыгинского дома, зачастую опасались заглядывать туда. Второй контраст — это сочетание на автозаводе городского образа жизни и деревенского. Многие в то время (в 1930-е годы и позднее) держали скотину. У нас из окна было видно, как через дорогу от дома, в Щитках, гуляли куры, в сараях держали свиней и коров. Такой сельский ландшафт по соседству с городскими кварталами. Запомнился осенний (как в деревне) забой скота.

Первое время (в 1930-е годы) внутри 4 квартала располагалось несколько щитковых домов, которые затем снесли. На углу переулка Моторного было озеро, в котором ребятишки купались, кстати, такие же озерца были и внутри квартала.

Папа за отличную работу получил автомашину ГАЗ-А. В 1930-е годы собственный автомобиль был редкостью. С началом войны автомобиль был реквизирован.

ВРЕМЯ НАЛЕТОВ

Хорошо запомнилось военное время. Врезались в память налеты немецкой авиации. Мы с подружками, возвращаясь из школы (сначала я училась в школе № 1, а после школьной реформы в середине войны девочек перевели в школу № 19 (сейчас № 126)), шли по проспекту Кирова, и вдруг появился самолет со свастикой, он летел очень низко, мы даже увидели радостное лицо летчика. Мы побежали, и вдруг дорогу нам перерезала очередь из пуль. Потом опять. Мы страшно напугались и со всех ног пустились бежать. Запомнили бомбежки 1943 года, горящий завод, вой сирен. Во время налетов мы спускались в бомбоубежище, которое находилось в подвале. Когда начались сильные бомбежки автозавода, детей вывезли в Бутурлинский р-н. В годы войны жители района возделывали буквально каждый клочок земли, мы сажали картошку. Ездили за продуктами в деревню, продавали вещи. В свободное время часто ходили гулять в парк культуры и отдыха Автозавода, смотреть кино в Центральный клуб Соцгорода.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Замечу, что детям создавались все условия для учебы и отдыха. Даже в суровые, голодные годы войны власти думали и заботились о детях: в первый её год дети ходили с мисочками и кружками, и на большой перемене привозили тушеный картофель или капусту и чай (по-моему, бесплатно). В колхозах некому было работать, и мы занимались прополкой на полях, помогая этим фронту. Кажется, на следующий год мы получили мешочки с пшеницей или овсом за наш труд. Сколько было гордости и радости, что мы чем-то смогли помочь фронту. А сколько слез было пролито при виде зарева от пожара после бомбежек!

ПОКОЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ

В 1945 году я окончила школу № 19. Помню, как ликовали все люди, узнав о Победе. Хочется сказать восторженные слова об учителях-патриотах и подвижниках, которые отдавали знания, тепло и ласку детям, занимались бесплатно с теми, кто нуждался в этом после слияния ряда школ и образования женских школ в 1943 году. Это были Заслуженные учителя: Чуб А. И., Оломуцкая Е. Л., Антропова Н. И., Пьянова В. И., Булатова Е. П., Мелохрино Е. И., Данишевская, Фадеева А. И. Вечная им память и благодарность! Не случайно многие выпускники Года Победы стали либо учителями, либо врачами.

А. Гордин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 «Я не могла понять, что такое скука» Иконникова С. «Я не могла понять, что такое скука» : [Л.А. Овсянникова, зам. директора школы № 127, о комсомоле] // Автозаводец. – 2013. – 15 окт. (№ 155). – С. 3
2 Учат в школе Гордин А. Учат в школе : [о школах района 80 лет назад] // Автозавод online. – 2012. – 30 авг.-11 сент. (№ 49). – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Корни и крона Земли Нижегородской Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276
4 Прадедушку заставили получить квартиру… Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195
5 Почему Виктория гордится своей семьей Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185
6 Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227
7 Сделать шаг в сторону добра Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191
8 История моей семьи уходит корнями в далекие времена… Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199
9 Храбрые на море, надежные на земле и в небе Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193
10 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).

Страницы