Из поколения учителей

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гордин А. Из поколения учителей : [воспоминания учителя школы № 126 Лидии Штейнберг] // Автозавод online. – 2013. – 13 сент. (№ 73). – С. 4

Воспоминания Лидии Штейнберг

Сегодня своими воспоминаниями с нами делится талантливый педагог и яркий собеседник Лидия Борисовна Штейнберг. Она коренной житель нашего района. Приехала вместе с родителями на Автозавод еще в начале 1930-х годов, в победном «сорок пятом» окончила школу № 19 (сейчас № 126) и поступила в Горьковский институт иностранных языков. После получения диплома работала учителем английского языка в родной школе № 126, навсегда связав с ней свою судьбу. Сколько автозаводских мальчишек и девчонок обучила Лидия Борисовна премудростям языка туманного Альбиона!

БОБРОВИЦЫ — ДЕТРОЙТ

— Мой папа Борис Аркадьевич Кадинский родился в 1898 году в селе Бобровицы Черниговский области в семье рабочего. В начале 1917 года переехал в Москву, поступив чернорабочим на завод фруктовых вод «Прогресс». Грянула революция, открывшая возможность для многих простых людей получить образование. И папа в 1919 году поступил в 1-ый Московский государственный университет на физико-математическое отделение. Сейчас в это трудно поверить, но одновременно он учился на механическом факультете Московского высшего технического училища. А это были два ведущих ВУЗа в стране в то время. Отслужив в армии, в 20-е годы работал учителем, инженером в Москве. В октябре 1930 года поступил в «Автострой», — руководил практикой мастеров на заводах Москвы. В 1931 году приехал на Автозавод. Здесь он работал заместителем начальника, а затем и начальником кузовного цеха. В 1933 году проводил технологическую работу в прессовом корпусе. В 1934–1935 годах находился в командировке в Детройте (в Америке), где изучал кузовостроение. После возвращения на автозавод работал в техническом отделе УКС. В годы Великой Отечественной и послевоенный период трудился на руководящих должностях в кузовном и прессовом корпусе. Моя мама получила прекрасное образование. И всю свою жизнь посвятила заботам о муже и детях.

КВАРТАЛЫ

Когда мы приехали из Москвы на Автозавод, нас поселили в первом кирпичном доме на пр. Жданова (дом-коммуна). Это был дом коридорной системы. Запомнился случай — я вышла из комнаты и увидела в длинном коридоре много людей. Испугавшись, стала звать маму. В начале 1930-х годов в районе все только обустраивалось — строились дома, делались мостовые. Потом мы переехали уже в другой дом на пр. Жданова, где нам дали комнату в коммунальной квартире. А в конце 1930-х годов мы поселились уже в 4 квартале (серо-бусыгинском). Нам дали отдельную квартиру. Конечно, условия жизни в домах 3 и 4 кварталов были намного лучше, чем в первых каменных домах, а уж тем более — в бараках или щитках.

КОМАНДИРОВКА

Папа как прекрасный специалист в 1930-е годы был направлен в командировку в США. Конечно, мы с нетерпением ждали его возвращения. Нужно сказать, что эта поездка оставила глубокий отпечаток в его судьбе.

В то время поездка в США являлась редкостью и свидетельствовала об уважении и признании заслуг человека (хотя на автозаводе много специалистов стажировалось за рубежом). После этой командировки он стал бояться, что его заберут. В 1930-е годы часть инженеров автозавода, побывавших за рубежом, была репрессирована. Ночью, когда во дворе останавливались автомашина, он просыпался и был уверен, что это приехали за ним. Но судьба была благосклонна, и эта горькая чаша его миновала.

КОНТРАСТЫ

Запомнился контраст жизни района. Во-первых, в серо-бусыгинском квартале проживали лучшие рабочие (стахановцы), инженеры, руководящий корпус завода, а рядом, в северном поселке, — простые рабочие. Условия жизни здесь были, конечно, тяжелые. Мы, дети из серо-бусыгинского дома, зачастую опасались заглядывать туда. Второй контраст — это сочетание на автозаводе городского образа жизни и деревенского. Многие в то время (в 1930-е годы и позднее) держали скотину. У нас из окна было видно, как через дорогу от дома, в Щитках, гуляли куры, в сараях держали свиней и коров. Такой сельский ландшафт по соседству с городскими кварталами. Запомнился осенний (как в деревне) забой скота.

Первое время (в 1930-е годы) внутри 4 квартала располагалось несколько щитковых домов, которые затем снесли. На углу переулка Моторного было озеро, в котором ребятишки купались, кстати, такие же озерца были и внутри квартала.

Папа за отличную работу получил автомашину ГАЗ-А. В 1930-е годы собственный автомобиль был редкостью. С началом войны автомобиль был реквизирован.

ВРЕМЯ НАЛЕТОВ

Хорошо запомнилось военное время. Врезались в память налеты немецкой авиации. Мы с подружками, возвращаясь из школы (сначала я училась в школе № 1, а после школьной реформы в середине войны девочек перевели в школу № 19 (сейчас № 126)), шли по проспекту Кирова, и вдруг появился самолет со свастикой, он летел очень низко, мы даже увидели радостное лицо летчика. Мы побежали, и вдруг дорогу нам перерезала очередь из пуль. Потом опять. Мы страшно напугались и со всех ног пустились бежать. Запомнили бомбежки 1943 года, горящий завод, вой сирен. Во время налетов мы спускались в бомбоубежище, которое находилось в подвале. Когда начались сильные бомбежки автозавода, детей вывезли в Бутурлинский р-н. В годы войны жители района возделывали буквально каждый клочок земли, мы сажали картошку. Ездили за продуктами в деревню, продавали вещи. В свободное время часто ходили гулять в парк культуры и отдыха Автозавода, смотреть кино в Центральный клуб Соцгорода.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Замечу, что детям создавались все условия для учебы и отдыха. Даже в суровые, голодные годы войны власти думали и заботились о детях: в первый её год дети ходили с мисочками и кружками, и на большой перемене привозили тушеный картофель или капусту и чай (по-моему, бесплатно). В колхозах некому было работать, и мы занимались прополкой на полях, помогая этим фронту. Кажется, на следующий год мы получили мешочки с пшеницей или овсом за наш труд. Сколько было гордости и радости, что мы чем-то смогли помочь фронту. А сколько слез было пролито при виде зарева от пожара после бомбежек!

ПОКОЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ

В 1945 году я окончила школу № 19. Помню, как ликовали все люди, узнав о Победе. Хочется сказать восторженные слова об учителях-патриотах и подвижниках, которые отдавали знания, тепло и ласку детям, занимались бесплатно с теми, кто нуждался в этом после слияния ряда школ и образования женских школ в 1943 году. Это были Заслуженные учителя: Чуб А. И., Оломуцкая Е. Л., Антропова Н. И., Пьянова В. И., Булатова Е. П., Мелохрино Е. И., Данишевская, Фадеева А. И. Вечная им память и благодарность! Не случайно многие выпускники Года Победы стали либо учителями, либо врачами.

А. Гордин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 «Я не могла понять, что такое скука» Иконникова С. «Я не могла понять, что такое скука» : [Л.А. Овсянникова, зам. директора школы № 127, о комсомоле] // Автозаводец. – 2013. – 15 окт. (№ 155). – С. 3
2 Учат в школе Гордин А. Учат в школе : [о школах района 80 лет назад] // Автозавод online. – 2012. – 30 авг.-11 сент. (№ 49). – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Город-сказка, город мечта Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021).
4 Корни и крона Земли Нижегородской Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276
5 Прадедушку заставили получить квартиру… Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195
6 Почему Виктория гордится своей семьей Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185
7 Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227
8 Сделать шаг в сторону добра Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191
9 История моей семьи уходит корнями в далекие времена… Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199
10 Храбрые на море, надежные на земле и в небе Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193

Страницы