История 35 и 43 кварталов

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гордин А. История 35 и 43 кварталов // Автозавод Online. – 2011. – 15-29 апреля (№ 16). – С. 4

История строительства пленными немцами кварталов №35 и №42 Автозаводского района Нижнего Новгорода.

История немцев и их союзников, оказавшихся в советском плену, на протяжении долгого времени оставалась тайной за семью печатями. Все документы хранились в ведомственных архивах под грифом "совершенно секретно". Сегодня историки лишь приступают к научному изучению этой темы.

В Горьковской области в годы войны и послевоенный период располагалось несколько лагерей для пленных. Самый известный — №74 ("особого режима"). Он размещался в Оранском монастыре (в районе Богородска). В нем содержался офицерский состав вермахта, в том числе командующий 6-й немецкой армии генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, сдавшийся в плен в январе 1943 г. в Сталинграде. Именно после битвы на Волге в область стали прибывать первые эшелоны с военнопленными.

Между Дзержинском и Автозаводом находилась большая лагерная зона №469. Труд военнопленных использовали на промышленных объектах, торфодобыче, строительстве. Военнопленные совместно с советскими бригадами возводили дома кварталов №35, 43 и др. Они строились с 1946 и до начала 1950- х годов. В основном работы проводились вручную. Рассказывали случай, что одному советскому охраннику, следившему за немцами, все время чудилось какое-то шипение. Он прислушался, и действительно... Пленные, подавая кирпичи, друг другу каждый раз говорили: "Битте шён", "Данке шён" ("Пожалуйста!", "Спасибо!").

Пленных привлекали к работам в автозаводском парке. Они рыли траншеи, подводили коммуникации, возводили объекты парковой зоны. Автозаводцы шутили, что туалет напротив летнего театра "Родина", построенный немцами, скорее напоминает долговременную огневую точку. Военнопленные трудились с немецкой педантичностью, тщательно и скурпулезно выполняя любую работу.

После войны пленные за свой труд стали получать небольшую зарплату. Снабжение немцев было хорошим. Военнопленные не испытывали особой нужды в хлебе, суточная норма которого иногда достигала более 1 килограмма в день. Хотя рацион питания (супы, каши и хлеб), как считали немцы, был скудным и однообразным. Нехватка витаминов сказывалась зимой, когда пленные начали болеть цингой. Среди немцев поползли слухи, что "коварные русские хотят по-тихому умертвить их таким питанием". Им стали выдавать отвар из еловой хвои и дрожжи. С наступлением весны немцы собирали крапиву, используя ее в качестве витаминной добавки.

В лагерях действовали антифашистские активы (комитеты), музыкальные и театральные кружки. Советские люди относились к пленным, несмотря на все страдания и боль, причиненные немцами, с сочувствием. Известны случаи, когда между пленными и русскими девушками возникало чувство любви. Но судьба этих отношений была трагичной. По закону 1947 г. браки между советскими гражданами и иностранцами были запрещены.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов немецкие солдаты и офицеры, находившиеся в советском плену, вернулись на Родину.

Краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Отечественной истории и культуры" ННГАСУ — Алексей Гордин.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
2 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
3 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
4 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
5 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
6 Соцгород Автозавода Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.
7 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
8 Окнами на Оку Смирнова Л. Окнами на Оку : [о микрорайоне «Юг» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 16 апр. (№ 42). – С. 7
9 ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок [Электронный ресурс]. // Полезная площадь. Недвижимость. – 2015. – 4 окт. – Режим доступа: http://www.ppl.nnov.ru/content/21346 (Дата обращения: 11.01.2016)
10 Мончегория на все времена Смирнова Л. Мончегория на все времена : [о строительстве нового микрорайона «Мончегория»] // Автозаводец. – 2015. – 3 окт. – С. 6

Страницы