История 35 и 43 кварталов

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Гордин А. История 35 и 43 кварталов // Автозавод Online. – 2011. – 15-29 апреля (№ 16). – С. 4

История строительства пленными немцами кварталов №35 и №42 Автозаводского района Нижнего Новгорода.

История немцев и их союзников, оказавшихся в советском плену, на протяжении долгого времени оставалась тайной за семью печатями. Все документы хранились в ведомственных архивах под грифом "совершенно секретно". Сегодня историки лишь приступают к научному изучению этой темы.

В Горьковской области в годы войны и послевоенный период располагалось несколько лагерей для пленных. Самый известный — №74 ("особого режима"). Он размещался в Оранском монастыре (в районе Богородска). В нем содержался офицерский состав вермахта, в том числе командующий 6-й немецкой армии генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, сдавшийся в плен в январе 1943 г. в Сталинграде. Именно после битвы на Волге в область стали прибывать первые эшелоны с военнопленными.

Между Дзержинском и Автозаводом находилась большая лагерная зона №469. Труд военнопленных использовали на промышленных объектах, торфодобыче, строительстве. Военнопленные совместно с советскими бригадами возводили дома кварталов №35, 43 и др. Они строились с 1946 и до начала 1950- х годов. В основном работы проводились вручную. Рассказывали случай, что одному советскому охраннику, следившему за немцами, все время чудилось какое-то шипение. Он прислушался, и действительно... Пленные, подавая кирпичи, друг другу каждый раз говорили: "Битте шён", "Данке шён" ("Пожалуйста!", "Спасибо!").

Пленных привлекали к работам в автозаводском парке. Они рыли траншеи, подводили коммуникации, возводили объекты парковой зоны. Автозаводцы шутили, что туалет напротив летнего театра "Родина", построенный немцами, скорее напоминает долговременную огневую точку. Военнопленные трудились с немецкой педантичностью, тщательно и скурпулезно выполняя любую работу.

После войны пленные за свой труд стали получать небольшую зарплату. Снабжение немцев было хорошим. Военнопленные не испытывали особой нужды в хлебе, суточная норма которого иногда достигала более 1 килограмма в день. Хотя рацион питания (супы, каши и хлеб), как считали немцы, был скудным и однообразным. Нехватка витаминов сказывалась зимой, когда пленные начали болеть цингой. Среди немцев поползли слухи, что "коварные русские хотят по-тихому умертвить их таким питанием". Им стали выдавать отвар из еловой хвои и дрожжи. С наступлением весны немцы собирали крапиву, используя ее в качестве витаминной добавки.

В лагерях действовали антифашистские активы (комитеты), музыкальные и театральные кружки. Советские люди относились к пленным, несмотря на все страдания и боль, причиненные немцами, с сочувствием. Известны случаи, когда между пленными и русскими девушками возникало чувство любви. Но судьба этих отношений была трагичной. По закону 1947 г. браки между советскими гражданами и иностранцами были запрещены.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов немецкие солдаты и офицеры, находившиеся в советском плену, вернулись на Родину.

Краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Отечественной истории и культуры" ННГАСУ — Алексей Гордин.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
2 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
3 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
4 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
5 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
6 Соцгород Автозавода Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.
7 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
8 Окнами на Оку Смирнова Л. Окнами на Оку : [о микрорайоне «Юг» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 16 апр. (№ 42). – С. 7
9 ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок [Электронный ресурс]. // Полезная площадь. Недвижимость. – 2015. – 4 окт. – Режим доступа: http://www.ppl.nnov.ru/content/21346 (Дата обращения: 11.01.2016)
10 Мончегория на все времена Смирнова Л. Мончегория на все времена : [о строительстве нового микрорайона «Мончегория»] // Автозаводец. – 2015. – 3 окт. – С. 6

Страницы