Исторические прогулки

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Дубинин В. Исторические прогулки : [о историческом центре Автозаводского района] // Автозаводец. – 2015. – 2 апр. (№ 36). – С. 6. – Продолж. следует

6 апреля 1929 года было утверждено решение о выборе места строительства будущего автозавода — на левом берегу Оки, около города Нижнего Новгорода. ГАЗ стал стержнем, вокруг которого рос и развивался наш район. Как работали и проводили свободное время первые поколения заводчан, как на месте лесов и окрестных деревень вырастали современные жилые кварталы? Сегодня мы начинаем исторические прогулки с отличником народного образования, краеведом, в прошлом — директором школы №129 Владимиром Дубининым. Заглянем в парк культуры и отдыха.

«Каравай» для печи

Озеро возле парка... Молодым кажется, что оно существовало всегда. Вовсе не так. На этом месте изначально было болото. Автозавод вообще строили на месте лесов и болот. Самое большое было возле деревни Монастырка. Оно так и называлось — Большое монастырское.

В середине 40-х произошла беда — вспышка малярии, в простонародье лихорадки. Невероятная ныне, страшная болезнь: сильные головные боли, озноб, все тело пробирает, как в мороз, мелкая дрожь, а температура под 40 градусов. Разносчиком этой заразы был малярийный комар. Против него были приняты кардинальные меры: подъезжала к болоту лошадь с телегой, на ней — большая бочка с мазутом. Возчик в резиновых сапогах, в брезентовом фартуке и рукавицах большим ковшом черпал из бочки мазут и разливал его по водной глади и по берегам. Вода покрывалась тонкой зеркальной пленкой нефти. Комариные личинки, жившие в воде, не могли пробиться через нее и погибали.

Однако болото все равно приносило пользу жителям Монастырки. Оно служило источником топлива торфа. Во всех избах тогда были русские печи, которые топили дровами. В суровые военные и послевоенные годы запас дров был ограничен. Вот и приспособились люди — снимали верхний слой земли на берегу, обнажая толстый слой торфа. Его вычерпывали совковыми лопатами, помещали в заранее приготовленную яму, подливали воды и месили. Месила обычно детвора босыми ногами, засучив штанины до колен, с шутками, песнями, смехом. Получалась однородная масса, как тесто, только коричневого цвета. Это «тесто» раскладывали в старые, прохудившиеся металлические чашки, плошки, миски, тарелочки и, перевернув, вытряхивали на землю. В итоге имели серый колобок или «каравай». Под жарким летним солнцем он сох суток трое, и вот вам прекрасное топливо, лучше дров, к тому же бесплатное.

Как же исчезло болото и появилось озеро?

В конце 50-х годов на Автозаводе, как и по всей стране, развернулось грандиозное жилищное строительство. На месте деревни Монастырки, бараков Старо-западного поселка и поселка Старых производственников (на площади от парка и до Южного шоссе) начали строить новый юго-западный жилой микрорайон, а все старые постройки сносить.

Молодежь называет озеро у парка — земснаряд. Территория, которую определили под жилищное строительство, находилась в низине, грунтовые воды проходили близко, поэтому уровень земли решили поднять. На болото привезли земснаряд, от которого проложили трубы к месту строительства и начали качать вместе с водой и землю, и торф, и находившийся под ним песок. Так образовалось озеро вместо болота. Теперь это излюбленное место отдыха жителей района. Зимой любители устраивают подледную рыбалку, «моржи» укрепляют свое здоровье в проруби, а летом здесь купаются и загорают семьями, большими компаниями.

Катались сами и других катали

На месте нашего Автозаводского парка раньше был лес. Небольшой кусочек его остался до сих пор — это дубрава в восточном углу парка возле Дворца культуры.

Парк заложили еще в 30-е годы прошлого века. Сравняли и расчистили территорию, высадили молодые деревья и кустарники, проложили аллеи. Но основные работы по благоустройству проводились уже после Великой Отечественной войны.

На центральной аллее появилась линейка маленьких фонтанчиков, а в центре ее — большой красавец-фонтан. Оформлена была аллея Славы, где вывешивали портреты автозаводцев — героев войны и труда.

Еще во время войны в 1944 году был построен кинотеатр «Родина». Деревянная конструкция, своеобразная архитектура: высокие колонны, соединенные ажурными резными арками, по периметру поддерживали крышу. С торца был торжественный главный вход, а с другой стороны сделана открытая эстрада. Вечером там выступал духовой оркестр, а по праздникам устраивали концерты художественной самодеятельности, выступали и профессиональные артисты.

Детские киносеансы начинались с 8 утра. Ребятишек собиралось много — входной билет обходился всего в 10 копеек. В ожидании сеанса лакомились мороженым, оно стоило столько же. Летом можно было выпить стаканчик прохладного «морса» — газированной воды с сиропом. Около кинотеатра установили автоматы по ее продаже. Вставишь в маленькое отверстие трехкопеечную монету — получишь стакан газировки с сиропом, одну копейку — простой «шипучки». И ведь работали автоматы, никто их не ломал, стаканы не воровал.

Первые аттракционы были очень простенькие. Любимым, к тому же бесплатным, развлечением ребят стали так называемые «Гигантские шаги». На макушке высокого столба была закреплена подвижная металлическая пластина. К ней были привязаны длинные толстые веревки, свисавшие до земли с петлями на конце. Левую ногу вставляли в петлю, правой разгонялись, отталкиваясь от земли, а затем по инерции летели, кружась вокруг столба, с веселыми криками, свистом и хохотом.

Была и карусель, правда еще без мотора. Кто поденежнее, покупал билет и занимал места на аттракционе, а у кого денег не было — катал карусель. Поработав так несколько сеансов, сам получал право прокатиться.

Вне смены

Автозаводская центральная площадь отстраивалась постепенно вместе с развитием всего района. Начало этому было положено 16 мая 1930 года, когда заложили первые 5 домов по будущему Молодежному проспекту. Их строили как молодежные общежития. На каждом этаже по обеим сторонам длинного коридора располагались комнаты, в которых жили по 3-4 человека. В конце коридора — кухня, душ, туалеты. Жили тогда коммуной: часть зарплаты сдавали в общий «котел», на совете решали, на что эти деньги потратить — продукты, инвентарь для уборки, культпоход в театр, подарки именинникам и т.д. Пищу готовили по очереди на всех, дежурные следили за чистотой и порядком. В каждом доме была общая  комната — красный уголок. Там проходили общие собрания, можно было обсудить прочитанную статью или книгу, провести время с друзьями за игрой в шашки или шахматы.

Но для культурного отдыха молодежи после тяжелой работы на стройке нужно было более просторное помещение. И вскоре возле первых домов Соцгорода появился клуб, назвали его Центральный. Выстроенный в стиле популярной тогда «индустриальной» архитектуры, внешне он был похож на плывущий пароход. Внутри, кроме кинолекционного зала, располагалось много комнат для кружков художественной самодеятельности. Наибольшей популярностью пользовались хоровой, танцевальный, духовых и народных инструментов. На втором этаже располагались библиотека и читальный зал.

Через несколько лет недалеко от Центрального клуба появился еще один очаг культуры — киноконцертный зал. Прекрасное здание сохранило облик первоначальной постройки и является памятником архитектуры. Снаружи по периметру здания стройные колонны, облицованные гранитными плитками, поддерживают балкон. На парапете его установлены скульптуры рабочего, колхозницы, летчика, спортсмена, студента и т.д. Внутри здания просторные фойе и гардероб. Сдав верхнюю одежду, зрители проходили в зал ожидания (он располагался справа). Перед вечерними спектаклями там играл духовой оркестр. Можно было слушать, устроившись в креслах. На втором этаже — буфет и танцевальный зал, где проходили вечера отдыха молодежи.

На стрелке, которая образовалась в результате слияния на площади проспекта Октября и дороги, идущей к заводу, возвели красавец-универмаг, а неподалеку — поликлинику.

Главным зданием на площади, конечно, является Дворец культуры. По некоторым данным, начинали его строить еще в 30-е годы. Успели даже вырыть котлован под фундамент. Вынутая из котлована земля лежала рядом, образуя большую гору. С этой горы зимой ребятишки катались на лыжах и санках. Великая Отечественная война нарушила все планы мирного строительства. Построили Дворец  культуры только в 1961 году. Получилось великолепное большое здание. В нем есть театральный (на 1000 мест) и кинолекционный (на 500 мест) залы, танцевальный зал, кафе, ресторан, библиотека, помещения и площади для занятий кружков и студий. Центральный клуб решено было передать детям, и он стал называться Домом культуры школьников — дальнейшая его судьба известна. А киноконцертный зал переименовали в кинотеатр «Мир» — теперь там показывают только фильмы.

В.ДУБИНИН.

• Фото предоставлены администрацией

группы ВКонтакте «Автозаводцы — Автозаводский район»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15
2 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
3 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
4 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
5 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
6 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
7 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).
8 Суровая судьба Блюхера Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15
9 Эклектика на Бестужева Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15
10 В честь героя Ляхова Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15

Страницы