Исторические прогулки

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Дубинин В. Исторические прогулки : [о историческом центре Автозаводского района] // Автозаводец. – 2015. – 2 апр. (№ 36). – С. 6. – Продолж. следует

6 апреля 1929 года было утверждено решение о выборе места строительства будущего автозавода — на левом берегу Оки, около города Нижнего Новгорода. ГАЗ стал стержнем, вокруг которого рос и развивался наш район. Как работали и проводили свободное время первые поколения заводчан, как на месте лесов и окрестных деревень вырастали современные жилые кварталы? Сегодня мы начинаем исторические прогулки с отличником народного образования, краеведом, в прошлом — директором школы №129 Владимиром Дубининым. Заглянем в парк культуры и отдыха.

«Каравай» для печи

Озеро возле парка... Молодым кажется, что оно существовало всегда. Вовсе не так. На этом месте изначально было болото. Автозавод вообще строили на месте лесов и болот. Самое большое было возле деревни Монастырка. Оно так и называлось — Большое монастырское.

В середине 40-х произошла беда — вспышка малярии, в простонародье лихорадки. Невероятная ныне, страшная болезнь: сильные головные боли, озноб, все тело пробирает, как в мороз, мелкая дрожь, а температура под 40 градусов. Разносчиком этой заразы был малярийный комар. Против него были приняты кардинальные меры: подъезжала к болоту лошадь с телегой, на ней — большая бочка с мазутом. Возчик в резиновых сапогах, в брезентовом фартуке и рукавицах большим ковшом черпал из бочки мазут и разливал его по водной глади и по берегам. Вода покрывалась тонкой зеркальной пленкой нефти. Комариные личинки, жившие в воде, не могли пробиться через нее и погибали.

Однако болото все равно приносило пользу жителям Монастырки. Оно служило источником топлива торфа. Во всех избах тогда были русские печи, которые топили дровами. В суровые военные и послевоенные годы запас дров был ограничен. Вот и приспособились люди — снимали верхний слой земли на берегу, обнажая толстый слой торфа. Его вычерпывали совковыми лопатами, помещали в заранее приготовленную яму, подливали воды и месили. Месила обычно детвора босыми ногами, засучив штанины до колен, с шутками, песнями, смехом. Получалась однородная масса, как тесто, только коричневого цвета. Это «тесто» раскладывали в старые, прохудившиеся металлические чашки, плошки, миски, тарелочки и, перевернув, вытряхивали на землю. В итоге имели серый колобок или «каравай». Под жарким летним солнцем он сох суток трое, и вот вам прекрасное топливо, лучше дров, к тому же бесплатное.

Как же исчезло болото и появилось озеро?

В конце 50-х годов на Автозаводе, как и по всей стране, развернулось грандиозное жилищное строительство. На месте деревни Монастырки, бараков Старо-западного поселка и поселка Старых производственников (на площади от парка и до Южного шоссе) начали строить новый юго-западный жилой микрорайон, а все старые постройки сносить.

Молодежь называет озеро у парка — земснаряд. Территория, которую определили под жилищное строительство, находилась в низине, грунтовые воды проходили близко, поэтому уровень земли решили поднять. На болото привезли земснаряд, от которого проложили трубы к месту строительства и начали качать вместе с водой и землю, и торф, и находившийся под ним песок. Так образовалось озеро вместо болота. Теперь это излюбленное место отдыха жителей района. Зимой любители устраивают подледную рыбалку, «моржи» укрепляют свое здоровье в проруби, а летом здесь купаются и загорают семьями, большими компаниями.

Катались сами и других катали

На месте нашего Автозаводского парка раньше был лес. Небольшой кусочек его остался до сих пор — это дубрава в восточном углу парка возле Дворца культуры.

Парк заложили еще в 30-е годы прошлого века. Сравняли и расчистили территорию, высадили молодые деревья и кустарники, проложили аллеи. Но основные работы по благоустройству проводились уже после Великой Отечественной войны.

На центральной аллее появилась линейка маленьких фонтанчиков, а в центре ее — большой красавец-фонтан. Оформлена была аллея Славы, где вывешивали портреты автозаводцев — героев войны и труда.

Еще во время войны в 1944 году был построен кинотеатр «Родина». Деревянная конструкция, своеобразная архитектура: высокие колонны, соединенные ажурными резными арками, по периметру поддерживали крышу. С торца был торжественный главный вход, а с другой стороны сделана открытая эстрада. Вечером там выступал духовой оркестр, а по праздникам устраивали концерты художественной самодеятельности, выступали и профессиональные артисты.

Детские киносеансы начинались с 8 утра. Ребятишек собиралось много — входной билет обходился всего в 10 копеек. В ожидании сеанса лакомились мороженым, оно стоило столько же. Летом можно было выпить стаканчик прохладного «морса» — газированной воды с сиропом. Около кинотеатра установили автоматы по ее продаже. Вставишь в маленькое отверстие трехкопеечную монету — получишь стакан газировки с сиропом, одну копейку — простой «шипучки». И ведь работали автоматы, никто их не ломал, стаканы не воровал.

Первые аттракционы были очень простенькие. Любимым, к тому же бесплатным, развлечением ребят стали так называемые «Гигантские шаги». На макушке высокого столба была закреплена подвижная металлическая пластина. К ней были привязаны длинные толстые веревки, свисавшие до земли с петлями на конце. Левую ногу вставляли в петлю, правой разгонялись, отталкиваясь от земли, а затем по инерции летели, кружась вокруг столба, с веселыми криками, свистом и хохотом.

Была и карусель, правда еще без мотора. Кто поденежнее, покупал билет и занимал места на аттракционе, а у кого денег не было — катал карусель. Поработав так несколько сеансов, сам получал право прокатиться.

Вне смены

Автозаводская центральная площадь отстраивалась постепенно вместе с развитием всего района. Начало этому было положено 16 мая 1930 года, когда заложили первые 5 домов по будущему Молодежному проспекту. Их строили как молодежные общежития. На каждом этаже по обеим сторонам длинного коридора располагались комнаты, в которых жили по 3-4 человека. В конце коридора — кухня, душ, туалеты. Жили тогда коммуной: часть зарплаты сдавали в общий «котел», на совете решали, на что эти деньги потратить — продукты, инвентарь для уборки, культпоход в театр, подарки именинникам и т.д. Пищу готовили по очереди на всех, дежурные следили за чистотой и порядком. В каждом доме была общая  комната — красный уголок. Там проходили общие собрания, можно было обсудить прочитанную статью или книгу, провести время с друзьями за игрой в шашки или шахматы.

Но для культурного отдыха молодежи после тяжелой работы на стройке нужно было более просторное помещение. И вскоре возле первых домов Соцгорода появился клуб, назвали его Центральный. Выстроенный в стиле популярной тогда «индустриальной» архитектуры, внешне он был похож на плывущий пароход. Внутри, кроме кинолекционного зала, располагалось много комнат для кружков художественной самодеятельности. Наибольшей популярностью пользовались хоровой, танцевальный, духовых и народных инструментов. На втором этаже располагались библиотека и читальный зал.

Через несколько лет недалеко от Центрального клуба появился еще один очаг культуры — киноконцертный зал. Прекрасное здание сохранило облик первоначальной постройки и является памятником архитектуры. Снаружи по периметру здания стройные колонны, облицованные гранитными плитками, поддерживают балкон. На парапете его установлены скульптуры рабочего, колхозницы, летчика, спортсмена, студента и т.д. Внутри здания просторные фойе и гардероб. Сдав верхнюю одежду, зрители проходили в зал ожидания (он располагался справа). Перед вечерними спектаклями там играл духовой оркестр. Можно было слушать, устроившись в креслах. На втором этаже — буфет и танцевальный зал, где проходили вечера отдыха молодежи.

На стрелке, которая образовалась в результате слияния на площади проспекта Октября и дороги, идущей к заводу, возвели красавец-универмаг, а неподалеку — поликлинику.

Главным зданием на площади, конечно, является Дворец культуры. По некоторым данным, начинали его строить еще в 30-е годы. Успели даже вырыть котлован под фундамент. Вынутая из котлована земля лежала рядом, образуя большую гору. С этой горы зимой ребятишки катались на лыжах и санках. Великая Отечественная война нарушила все планы мирного строительства. Построили Дворец  культуры только в 1961 году. Получилось великолепное большое здание. В нем есть театральный (на 1000 мест) и кинолекционный (на 500 мест) залы, танцевальный зал, кафе, ресторан, библиотека, помещения и площади для занятий кружков и студий. Центральный клуб решено было передать детям, и он стал называться Домом культуры школьников — дальнейшая его судьба известна. А киноконцертный зал переименовали в кинотеатр «Мир» — теперь там показывают только фильмы.

В.ДУБИНИН.

• Фото предоставлены администрацией

группы ВКонтакте «Автозаводцы — Автозаводский район»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15
2 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
3 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
4 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
5 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
6 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
7 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).
8 Суровая судьба Блюхера Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15
9 Эклектика на Бестужева Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15
10 В честь героя Ляхова Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15

Страницы