Испанский посол

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 18 марта до особого распоряжения библиотеки Автозаводского района приостанавливают очное обслуживание читателей.

Основание:  Приказ Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 18 марта 2020 г. № 37 «Об организации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Доступ к информационным ресурсам библиотек осуществляется в удаленном режиме. Также вы можете воспользоваться электронной библиотекой ЛитРес.

Информируем

Все заявки на продления книг оставленные на сайте обрабатываются и продляются. Все читатели, у кого остались книги на руках, не будут являться зодолжниками до момента открытия библиотек после пандемии.


Шерстинский В. Испанский посол : [о конструкторе ГАЗа Сантосе Севилье Медине] // Автозаводец. – 2017. – 2 нояб. (№ 125). – С. 3

В истории становления и развития Горьковского автозавода есть человек, чья удивительная биография могла бы стать основой для остросюжетного фильма. Его звали Сантос Севилья Медина, по национальности он испанец. 1 ноября 2017-го исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Люди по-разному приходят на ГАЗ. Первым шагом на этом пути для Сантоса Севильи стала война с националистами генерала Франко в Испании. Вступив в ряды республиканцев, которых негласно поддерживал Советский Союз, он с 19 лет воевал простым солдатом. В 1938-м его вместе с другими братьями по оружию направили в СССР для прохождения учебы в летном училище. Однако полученные знания уже не могли помочь Испании, где власть полностью перешла под начало Франко.

Вчерашних республиканцев пришлось трудоустраивать в стране Советов. Так Сантос Севилья и еще несколько его соотечественников стали «послами Испании» на Горьковском автозаводе.

Трудовую биографию на ГАЗе Сантос Севилья начал в инструментально-штамповом корпусе, но по освоенной профессии слесаря-инструментальщика ему долго поработать не довелось. Началась Великая Отечественная война, и испанского летчика привлекли к подготовке пилотов в аэроклубе при Горьковском автозаводе. В июле 1942-го после выпуска первых курсантов он добровольцем ушел на фронт.

Удивительно, но воевать Сантос Севилья начал не пилотом. Пройдя обучение подрывному делу, он в звании советского лейтенанта был заброшен в тыл врага, где сражался с фашистами в рядах партизан. И только в декабре 1943 года Сантос Севилья сел за штурвал истребителя. Освобождал Белоруссию, Польшу, Германию. Среди его боевых наград — орден «Отечественной войны II степени», медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1948-м, демобилизовавшись из армии, Сантос Севилья вернулся на ГАЗ и устроился в конструкторско-экспериментальный отдел. Без отрыва от производства с отличием окончил Горьковский автомеханический техникум, быстро продвинулся по карьерной лестнице — от техника-конструктора до руководителя группы рам и систем выпуска газов. Он активно участвовал в проектировании автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка».

В 1957-м, после политических изменений в Испании, у Сантоса Севильи появилась возможность приехать в Мадрид, где жили его родственники. Там он пробыл три года: работал в КБ мадридского автозавода, причем столь успешно, что ему предлагали продлить контракт, но он предпочел снова вернуться на ГАЗ.

Очередная страница трудовой биографии испанца на Горьковском автозаводе связана с конструкторской группой задних мостов и карданных передач легковых автомобилей. Сантос Севилья вложил свои силы в разработку ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-3102 «Волга».

В 1967-1970 годах его профессиональные навыки и знание испанского языка потребовались на Кубе, где он работал инженером-технологом по ремонту советских автомобилей.

Потом — снова ГАЗ, конструкторский отдел легковых автомобилей.

На заслуженный отдых Сантос Севилья ушел в 1986-м, а через два года его не стало. Он будто прожил несколько жизней: прошел две войны, освоил несколько специальностей и профессий, объездил полмира. И, будучи испанцем, полвека был предан ГАЗу, оставив о себе память, как о трудолюбивом, добросовестном и принципиальном человеке.

Поистине, Горьковский автозавод — кладезь удивительных судеб.

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Виртуозный испытатель Шерстинский В. Виртуозный испытатель : [об инженере-испытателе ГАЗа Н.Л. Соколове] // Автозаводец. – 2020. – 5 марта (№10). – С. 16.
2 Профессионалы второго поколения Шерстинский В. Профессионалы второго поколения : [о конструкторах ГАЗа А. Семине, В. Дубкове] // Автозаводец. – 2020. – 30 янв. (№5). – С. 16. – (История в лицах).
3 Испытатель и ученый Шерстинский В. Испытатель и ученый : [о конструкторе ГАЗ Н.М. Кислицине] // Автозаводец. – 2020. – 16 янв. (№3). – С. 17.
4 Архитектор кузовов и кабин Шерстинский В. Архитектор кузовов и кабин : [о конструкторе кузовов ГАЗ Ю.А. Фокине] //Автозаводец. – 2020. – 2 янв. (№ 1). – С. 16.
5 Испытатель агрегатов Шерстинский, В. Испытатель агрегатов : [о руководителе КБ КЭО ГАЗ по доводке и испытаниям агрегатов] / В. Шерстинский. – Текст : непосредственный // Автозаводец. – 2019. – 14 нояб. (№ 46). – С. 16.
6 Незаурядный талант Шерстинский В. Незаурядный талант : [о заместителе главного конструктора легковых автомобилей ГАЗ В.М. Малявине] // Автозаводец. – 2019. – 3 окт. (№ 40). – С. 16.
7 У истоков полуторки Шерстинский В. У истоков полуторки : [о конструкторе ГАЗ А.М. Бутусове] // Автозаводец. – 2019. – 26 сент. (№ 39). – С. 5.
8 Бойцовский характер Целибеев С. Бойцовский характер : [о В.И. Дурнове – заслуженном автозаводце и секретаре Автозаводского райкома ВЛКСМ] // Автозаводец. – 2019. – 26 сент. (№ 39). – С. 16.
9 Достойные уважения Шерстинский В. Достойные уважения : [о конструкторах ГАЗ А.Д. Просвирнине и А.Н. Водопьянове] // Автозаводец. – 2019. – 12 сент. (№37). – С. 16.
10 Две судьбы Шерстинский В. Две судьбы : [о конструкторах ГАЗ И. Пархиловском и Ладислао Эспеса Дуарте] // Автозаводец. – 2019. – 5 сент. (№ 36). – С. 17. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).

Страницы