Именной педагог

Важное объявление

Уважаемые читатели!

23 февраля отмечается один из дней воинской славы России — День защитника Отечества. Поздравляем всех защитников Отечества!

Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни:

22 февраля — выходной день;

23 февраля — выходной день;

24 февраля — с 10-00 до 17-00;

С 25 февраля все библиотеки работают в обычном режиме.

Зинина М. Именной педагог : [об Э.Е. Кудряшовой, руководителе студии изобразительного искусства «Родничок» ДШИ «ДК школьников»] // Автозаводец. – 2007. – 27 марта. – С. 3

Дорогие читатели, вы когда-нибудь пробовали рисовать на наждачной бумаге? Знаете, что такое гроттаж и какого цвета красота? Если ответы сплошь отрицательные, то советую Вам заглянуть в изостудию детской школы искусств «ДК школьников». Приобретете новое увлекательное хобби, а заодно и с днем рождения поздравите: в этом году коллектив изобразительного искусства «Родничок» отмечает свое 45-летие. "Именной педагог" — так коллеги и ученики называют его руководителя Эльвиру Евгеньевну КУДРЯШОВУ. Интересуюсь, какой смысл вкладывается в это определение, и в ответ слышу:

— Это преподаватель, который не только обучает детей определенным навыкам, но и воспитывает в каждом разностороннюю личность, — рассуждает Марина Германовна Веселова, руководитель второго структурного подразделения ДКШ. — Некоторые ребята приходят к нам из других изостудий, по их рассказам становится ясно, что работа там организована формально: пришли, порисовали и ушли. А в «Родничке» сложился коллектив единомышленников, атмосфера очень теплая, дети идут к Эльвире Евгеньевне со всеми своими радостями и бедами. Ее имя известно далеко за пределами не только Автозавода, но и нашего города. На ее занятия даже из Кстова приезжают... Она прививает детям искреннюю и глубокую любовь к изобразительному искусству. Помню, был однажды случай: в честь какого-то праздника устроили для ребят дискотеку, они пришли и говорят: «А можно, мы лучше порисуем?..»

Спасенный самовар и немецкая каска

Наверное, когда на небесах раздавали таланты, на распределение художественных способностей я непоправимо опоздала и плелась в хвосте очереди. Поэтому рисую, примерно как герой анекдота: «Девочки, я вышла замуж за художника-авангардиста, мы так друг другу подходим: он пишет картину, я готовлю обед, а потом угадываем, что у кого получилось». Тем не менее, живопись я очень люблю, поэтому застыла на пороге изостудии восхищенным столбиком.

— Тут у нас небольшая выставка, посвященная юбилею коллектива, — говорит Эльвира Евгеньевна Кудряшова. — Я преподаю ребятам рисунок, живопись, декоративную и станковую композицию. Это стандартный перечень предметов для отделения изобразительного искусства детской школы искусств. К нему я добавила батик и графику, к которой относятся гравюра и гроттаж.

— Кажется, сейчас мне потребуется переводчик...

— Батиком называется роспись по ткани. А гроттаж предполагает следующие действия: лист бумаги натираете восковой свечкой, потом рисуете тушью либо гуашью, после чего выцарапываете нужные вам контуры, узоры и так далее. Детям эта техника нравится. Еще они предпочитают линогравюру, то есть гравюру, где рисунок вырезается на линолеуме. Но больше всего любят на свободную тему рисовать. Обычно юмористическое что-то получается. А однажды решили фейс-артом заняться,  разрисовали друг другу лица, столько веселья было! Но это в праздники, а обычно ребята рисуют по моим заданиям.

— В изостудии столько необычных, старинных предметов — думаю, что рисовать их, пусть и по заданию, тоже очень интересно.

— Это все ребята и их родители принесли. Есть прялка, чугунный утюг, пионерский горн, немецкая каска... Одних только старинных самоваров штук шесть. Вот этого красавца спасла мама моего воспитанника: самовар сдали в пункт приема цветного металла, где работает ее муж. Она самовар отобрала и в студию принесла. Вообще я очень люблю старинные вещи. Какой-нибудь древний ржавый гвоздь может привести в восторг. Наверное, из меня хороший археолог мог получиться... А вот коллекция бабочек, я их одно время собирала. Некоторые дети не хотят насекомых рисовать — говорят, неприятно. Я в таких случаях прошу: «Попробуйте полюбить эту бабочку, или жучка, или росинку, и откроете для себя целый мир – гармоничный и прекрасный мир природы...»

Нарисуйте мечту, и она исполнится

«Биография» студии не менее интересная и насыщенная, чем истории «населяющих» ее старинных вещей. В 1933 году в Центральном клубе для рабочих и служащих ГАЗа была организована изостудия. Сначала ею руководил Степан Кузьмич Вакуленко, его сменил Владимир Иванович Флегонтов, который возглавлял коллектив до 1940 года. Во время войны клуб, естественно, не работал, в его здании размещалось танковое училище. После Великой Отечественной почти 20 лет изостудией руководил Михаил Михайлович Корбатов. А в 1961-м студию возглавил ее бывший воспитанник Виктор Васильевич Чибанов. Он проработал в ДКШ более 30 лет, ему присвоено звание «Заслуженный автозаводец».

— Мне посчастливилось у него учиться, я занималась в изостудии с первого класса и до окончания школы, — рассказывает Эльвира Евгеньевна. — Почему я говорю «посчастливилось»? Потому что это потрясающе добрый, внимательный, тактичный человек. Не помню, чтобы когда-нибудь он повышал голос. Кроме того, это очень талантливый художник — посмотрите, какой замечательный пейзаж он не так давно «Родничку» подарил...

— Значит, вы продолжаете общаться?

— Конечно. Виктор Васильевич поддерживает наши начинания, дает советы. Кстати, связать жизнь с изобразительным искусством я решила именно благодаря ему. Родители меня ужасно отговаривали... И надо сказать, такое решение приняло большинство ребят из моей группы. Жизнь подтвердила, что выбор был правильным: у Ирины Шевченко сейчас своя школа искусств в Германии, Михаил Некрасов — известный в нашем городе художник, Наталья Герасимова — главный архитектор Ленинского района... Перед юбилеем студии Виктор Васильевич отыскал мои детские рисунки. Вот этот родился под впечатлением от «Евгения Онегина». Я изобразила плачущую Татьяну, и все сразу поняли: Элька влюблена. Хотя я тщательно это скрывала  (смеется. — М. З.)

— Эту грустную принцессу тогда же нарисовали?

— Нет, уже во взрослом возрасте. У меня была мечта, которая мне казалась несбыточной, я не знала, с какой стороны к ее осуществлению подступиться. Мне посоветовали ее... нарисовать. Получилась такая загадочная, немного грустная девушка. А через полгода моя мечта сбылась... Люблю рисовать на наждачной бумаге цветными карандашами. Детям тоже эта техника нравится. Вот здесь я перчик изобразила, который посреди зимы вырос на моем окне...

Кружочек цвета красоты

Эльвира Евгеньевна руководит изостудией более 5 лет. А перед этим почти 20 лет преподавала черчение и изобразительное искусство в одной из автозаводских школ, куда была направлена по распределению после художественного училища.

— Когда Виктор Васильевич уходил из ДКШ, он позвонил мне и предложил возглавить изостудию. С одной стороны, страшно было брать на себя такую ответственность — руководить коллективом после настоящего мастера. С другой, об этом я мечтала всегда! Несколько лет совмещала работу в изостудии и школе. Понимаете, ну не могла я школу бросить — там я состоялась как педагог, там мои любимые дети... Но полтора года назад все-таки уволилась. В школе детей довольно часто приходится заставлять учиться. А тут они сами к знаниям тянутся, спрашивают, работают с огромным удовольствием...

Сейчас в «Родничке» занимаются 70 ребят. Записаться к нам можно с семи лет. Очень забавный и трогательный момент, когда малыши приходят сюда впе6рвые. Глаза такие большие и растерянные, ведь вокруг какие-то загадочные, невиданные предметы. Поэтому сначала я им объясняю, зачем нужны мольберты, планшеты и так далее. Потом садимся рисовать кружочки: цвета неба, солнца и красоты…

— С небом и солнцем более или менее понятно, а вот цвет красоты — это какой?

— Красный. Нарисуем, а потом ищем «братишек» и «сестренок» этих цветов, то есть их оттенки. К каждому малышу надо найти свой подход: один за пару минут освоится, а другому сложно стеснительность побороть. Вот один мальчик ко мне уже на третье занятие приходит и ни словечка пока не сказал, как партизан. Но я думаю, мы эту застенчивость в итоге прогоним. Занятия в изостудии вообще очень позитивно влияют на характер и здоровье. Развивается мелкая моторика, ребенок становится менее возбудимым и агрессивным...

В основном у нас занимаются школьники, но иногда и 19-летние приходят: «Хочу к поступлению в художественное училище подготовиться...» И если старательно занимаются, потом без проблем поступают. Вы знаете, я их словно собственных детей воспринимаю. В их рисунках узнаю свой почерк. Очень радуюсь, когда кто-то принимает решение сделать изобразительное искусство своей профессией... Например, Марина Свешникова окончила художественно-графическое отделение педагогического института, очень талантливая и трудолюбивая девочка. Оля Носова в прошлом году стала обладательницей «Золотой палитры» — эту престижную награду она завоевала на конкурсе «Малый Битольский Монмартр», который ежегодно проходит в Македонии. Еще нашей изостудии дали Благодарницу — у них так грамота называется. Хотелось бы отметить Аню Липман, Аню Косолапову, Катю Четверикову, Таню Свистухину...

— Стоп, куда же подевался сильный пол? Ведь если обратиться к истории, большинство выдающихся художников — это мужчины...

— Согласна. Я очень радуюсь, когда в изостудию приходят мальчишки. У них тверже рука, они быстрее усваивают новую информацию. Хочется похвалить Костю Бурлакова, Сережу Борисычева — он победил на всероссийском конкурсе юных художников «Мой восход», который проходил в Москве, а сейчас поступает в престижный петербургский институт на художественно-графическое отделение.

— А ваш сын, Эльвира Евгеньевна, изобразительным искусством интересуется?

— Честно говоря, не очень. Арсению сейчас 8 лет. Иногда беру его с собой на этюды, он полчаса рисует, сопит... Но ему быстро надоедает. К тому же сын переживает, что у него не получается так красиво, как у мамы и маминых учеников. Иногда упрекает меня: «Мама, ты чужих детей учишь рисовать, а меня нет». Арсений артистичный очень, ему театральная студия больше подойдет...

...Вот уже 45 лет не иссякает «Родничок» автозаводских талантов. Большой вклад в развитие коллектива изобразительного искусства вносят директор детской школы искусств «ДК школьников» Н. А. Кудинова и ее заместитель по учебно-воспитательной работе В. К. Ларина. И конечно, хочется поблагодарить Эльвиру Евгеньевну Кудряшову, которая воспитывает будущих Рембрандтов и Делакруа. А самим ребятам пожелать вдохновения, плодотворных интересных занятий... Впрочем, других в «Родничке» просто не бывает.

Мария ЗИНИНА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин Родина А. Родная природа вдохновляет нижегородца на создание необычных картин : [о В.Ф. Куликове, автозаводском художнике-любителе] // День города. – 2013. – 22-28 мая (№ 39). – С. 18
2 Кукольный домик Кошкина, О. Кукольный домик :[об Анне Фадеевой, автозаводской мастерице кукол] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 23 дек.-20 янв. (№ 34). – С. 10
3 Летопись природы Кошкина О. Летопись природы : [о творчестве В. Куликова] // Автозавод online. – 2012. – 30 авг.-11 сент. (№ 49). – С. 5
4 Фотоохота на пернатых Кошкина О. Фотоохота на пернатых : [о выставке автозаводского фотохудожника А. Филиппова «Мир вокруг нас» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 6
5 Искусство из мусора Князева К. Искусство из мусора : [об автозаводском художнике А.Г. Федине] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 10
6 «Творенье рук – душевный дар» Погорская Т. «Творенье рук – душевный дар» : [о выставке ручной вышивки в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2012. – 27 янв. – С. 3
7 Семейный фотоальбом Кошкина, О. Семейный фотоальбом : [об Алексее и Вере Тарасовых, известных фотохудожниках] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 3-17 июня (№20). – С. 9
8 «Загадочный мир» Мубаракшина Г. [о выставке работ фотохудожника А. Тарасова «Загадочныe миры»] // Аргументы и факты. – 2011. – 30 марта. – С. 4
9 Путешествие в «Загадочные миры» Смирнова, Л. Путешествие в «Загадочные миры» : [об открытии выставки работ фотохудожника А. Тарасова в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2011. – 29 марта. – С. 3
10 Замер мир пред совершенством Светлана Шклярова. Замер мир пред совершенством : [о художнике Владимире Ивановиче Заноге и его жене художнике-акварелисте Нине Ивановне Ждановой] // Волго-Невский Проспект. – 2009. – 30 нояб.(№ 26). – С. 6

Страницы