И физик, и лирик...

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Погорская, Т. И физик, и лирик... : [отличник народного просвещения, бывший директор школы № 20 Анатолий Евдокимович Громов] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2012. – 17 июля (№ 104). – С. 3

Многим помог он выбрать верную дорогу в жизни

Отличник народного просвещения. Преподаватель высшей категории, человек, который стал добрым и мудрым наставником не только для сотен автозаводских школьников, но и учителей. Новатор в области педагогики. Руководитель от Бога. Все это об Анатолии Евдокимовиче ГРОМОВЕ. Вчера ему исполнилось 80 лет. Почти пятьдесят из них он проработал в школах нашего района: преподавал физику, был завучем в 130-й и 137-й школах, директором 161-й. И все-таки, любимое детище — школа № 20.

Возглавил Анатолий Евдокимович ее в 1972 году, как только она открылась, и уже в скором времени пошла о школе слава как об образцово-показательном учебном заведении. Недаром стала одной из базовых института повышения квалификации учителей. Не случайно именно в ней проходили практику многие студенты педагогического института. Здесь брали начало многие новшества в организации школьных занятий. Скажем, еще в 70-е годы был создан кабинет программированного обучения, где с помощью специальных приборов каждый преподаватель в течение часа мог проверить знания по предмету у всего класса.

А спортивный класс футболистов! Некоторые из них пополнили ряды игроков премьер-лиги. Тренировал ребят профессионал, но одним футболом дело не ограничивалось. Установка была такая: хороший спортсмен — это человек с высоким интеллектом. Поэтому высочайшие требования предъявлялись к ученикам по изучению всех предметов.

Впрочем, высокая планка ставилась и перед учителями. Директор принимал на работу только тех, в ком чувствовал педагогическую жилку, видел творческую личность. А как же иначе? Если прежде всего от учителя зависит то, какими будут школьные годы, а...

«Знания — главный жизни клад —

Определяют путь движения,

Как ночью на море маяк...»

Это строки из недавно вышедшего в свет сборника стихов Анатолия Громова. На языке поэзии размышляет он о школе, об учителях, о России, родном Городце.

— Это же не менее значимый город, чем Москва! Основан Юрием Долгоруким. Какие там достопримечательности! Представляете, насыпной вал около крепости 15(!) метров. Такого, наверное, ни в одном российском городе нет, — кажется, о своей малой родине Анатолий Евдокимович может с любовью и восхищением говорить часами. Уехал он из Городца в 18 лет. А до этого...

И сейчас, спустя десятилетия, в памяти ветерана много ярких картинок из далекого детства и юности.

...Вот он, трехлетний малыш, просыпается поздним зимним вечером и понимает: он в доме один. Пытается открыть дверь. Заперта. Скалкой выбивает стекло в окне, выбрасывает шубу на снег, выпрыгивает сам... Бежит на свет и шум к клубу и попадает... в мамины объятия. «Да как же ты выбрался, сынок!? Дверь-то ведь была заперта», — ахает она.

В ту пору, в начале 30-х, его отец работал на «ковровке» — так называли в народе предприятия по заготовке древесины для Балахнинского бумкомбината. Вместе с главой семьи в рабочем поселке жили его жена и четверо сыновей.

...Начало войны. Затаив дыхание, слушает девятилетний Анатолий вместе со взрослыми по радио сводки Совинформбюро. Однажды — сообщение о том, что враг разбит под Москвой. Какое счастье! Душа словно оживает.

Среди защитников столицы и старший брат Николай. Он потом до Берлина дошел. Вернулся с фронта и средний брат Борис. А вот отец, политработник, погиб в 42-м в боях под Харьковом.

...1943 год. Анатолий живет в поселке вместе с матерью. Она работает конюхом. На земле трудятся вместе: как говорится, в поте лица. Еще бы! Огород — главный кормилец. Как-то раз идет подросток за плугом и вдруг видит заплаканную бабушку, приехавшую навестить родных. А слезы — от жалости и умиления.

Как же верно подмечено: характер — коридор судьбы. Вот Анатолий Евдокимович всегда поступает решительно, так, как подсказывает сердце. Скорее всего, именно поэтому не ошибся в свое время с выбором профессии, а ведь обстоятельства складывались так, что мог стать авиатором.

После окончания городецкой мужской школы № 1 по совету дяди с ходу поступил в Серпуховское авиационное училище, но еще до начала занятий понял: нет, не его это дело, забрал документы, отправился в Горький и, можно сказать, запрыгнул в последний вагон «уходящего поезда». К тому времени почти во всех вузах прием абитуриентов закончился. И тут фортуна улыбнулась ему: взяли документы на самый сложный факультет педагогического института — физико-математический. А после окончания его постоянно шел вперед, пополняя знания, набираясь опыта, заимствуя его у старейших автозаводских педагогов. В беседе с вашим корреспондентом Анатолий Евдокимович называл своих наставников и ревниво следил за тем, записываю ли в блокнот их имена. На просьбу больше рассказывать о себе даже возмутился:

— А я и говорю о себе! Почему стал человеком? Потому что помогали советами такие, как Петр Алексеевич Кураев, Петр Яковлевич Епишин. Потому что было, с кого брать пример. С Сергея Ивановича Прохорова, директора школы № 36. Она располагалась как раз напротив школы рабочей молодежи № 20, в которую я устроился в 57-м году... К тому времени у меня уже был трехлетний опыт работы в сельской школе. Сюда, в Арзамасский район, нас с женой, Авой Евгеньевной, направили после окончания вуза, — рассказывает Анатолий Евдокимович. — Мы, педагоги школы рабочей молодежи, ходили по подразделениям Горьковского автомобильного, агитировали за учебу, и руководители цехов нас в этом поддерживали. Какое уважительное отношение было с их стороны к нам, учителям! Вот мне, например, дали возможность заработать квартиру: вместе с автозаводцами участвовал в строительстве дома, который возводился методом народной стройки. Причем, когда распределяли квартиры, Юрий Христораднов, секретарь партийной организации литейного цеха № 5, которая шефствовала над нашей школой, твердо сказал: учителю — двухкомнатную.

Вот и он, А. Е. Громов, всегда оценивал людей по их делам, по назначению в жизни. Всегда был в окружении людей таких, о которых говорят: горит на работе. Он и отбирал таких учителей, и растил их. Недаром многие из тех, кто работал в 20-й, впоследствии стали директорами и завучами школ, работниками РОНО.

— Между нами, преподавателями, не было соперничества, но если кто-то добивался в чем-то успеха, то и другому хотелось сделать шаг вперед, — вспоминает кандидат математических наук, бывший преподаватель школы № 20 Татьяна Петровна Григорьева. — Такая атмосфера была в коллективе. Директор никогда и никого особо не хвалил и не ругал. Но всегда было ощущение, что рядом человек, который поддержит и поможет. Тщательно подбирал завучей. Причем считал: если все они лидеры — это делу во вред.

— Он отличный психолог, внимателен к каждому, — вторит ей Антонина Андреевна Мандрикова, которая тоже работала в 20-й. — Заметит у человека плохое настроение, расспросит, в чем дело. Найдет такие слова, что легче на душе станет. Детей опекал по-отечески, особенно, конечно, пацанов-озорников...

Лидия Анатольевна Серегина, преподаватель, бывший завуч школы № 124, начинавшая педагогическую деятельность тоже под руководством Громова, вспомнила такой эпизод. В дни летних каникул ей предстояло вместе с ребятами отправиться на уборку урожая в Ростовскую область. Директор вызвал к себе, стал давать практические советы. А закончил напутствие так: «Конечно, это важно, чтобы ребята хорошо потрудились, но помните: ваша главная задача — сделать все, чтобы они вернулись домой целыми и невредимыми».

И Лидия Анатольевна, и Алла Михайловна Лошкарева (впоследствии она стала директором школы № 125) говорили о том, с каким энтузиазмом поддерживал директор все начинания молодых педагогов. Скажем, создание «ТЭМУКа» — театра эстрадных миниатюр учителей-комсомольцев.

«Открытый», «теплый», «добрый», «милый», «эрудированный», «с чувством юмора», «и физик, и лирик...» Сколько восторженных слов было сказано о юбиляре и бывшими коллегами, и бывшими учениками, в том числе главным редактором газеты «Автозаводец» Инной Петровой, выпускницей 1983 года!

А еще он стойкий, мужественный человек. На его долю выпали страшные испытания — двое самых близких людей преждевременно ушли из жизни. Но Анатолий Евдокимович выстоял. А помогло, наверное, сознание того, что нужен семье. Это он, уже будучи на заслуженном отдыхе, помог внучке Машеньке встать на ноги. Кстати, она пошла по стопам деда и матери — выбрала профессию педагога. Сейчас Анатолий Евдокимович живет с ее семьей, правнука Коленьку помогает воспитывать. Недавно появился на свет второй правнук — Женечка, внук старшего сына Владимира. В общем, и радостей, и забот хватает. Поэтому, когда спросила виновника торжества, чего больше всего желает себе, сказал: «Пожалуй, покоя», и тут же с улыбкой добавил: «Но покой нам только снится...»

Что ж, пусть в вашей жизни, Анатолий Евдокимович, будет побольше хлопот, переживаний по поводу приятных событий! Вот этого, а также светлых, радостных дней, здоровья желают вам бывшие коллеги и наверняка все, с кем пересекались жизненные пути.

Татьяна ПОГОРСКАЯ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы