Хроники потерь и героизма. Как бомбили город Горький и родной Автозавод
Ночную тишину разрезал сигнал воздушной тревоги. Но самое главное — стало огненно-светло. Словно в черном небе разом загорелись десятки ярких люстр. В этом ослепительном свете все вокруг проступало нереально четко, но становилось будто незнакомым. А потом появлялся страшный утробный звук, неумолимо приближающийся, заполняющий собой все пространство... Примерно так описывали начало фашистских налетов на Горький и Автозавод свидетели тех скорбных и героических событий.
Без тыла не было б Победы
Истина, не нуждающаяся в подтверждении. Подвиг тех, кто трудился в тылу, не выходя из заводских цехов сутками, во сто крат увеличивается тем, что пришлось пережить этим людям. Здесь, вдали от линии фронта, шла своя война. Может быть, не менее страшная и жестокая.
В плане немецкой операции было четко указано: «Разрушить автозавод им. Молотова и прилегающие объекты». Осуществить свои замыслы враг собирался с помощью авиации. Войска ПВО вели противовоздушную битву за Горький и промышленные объекты области в течение 596 дней и ночей. За оборону второго сектора ПВО, в котором находился и автозавод, отвечал 784-й зенитный артполк.
Налеты вражеской авиации начались осенью 1941 года. Впервые смертельный «вкус» бомбежки автозаводцы испытали 4 ноября. Белым днем самолеты прошли над улицами Соцгорода, заводскими проходными и сбросили бомбы. Они летели так низко, что были видны фашистская свастика на крыльях и лица пилотов. К Горькому бомбардировщики подлетали поодиночке и группами от 3 до 16 самолетов, волнами, с интервалом 15-20 минут. Всего в налете участвовали до 150 авиамашин, но к городу прорвались только 11. Остальные под огнем зенитной артиллерии ушли назад.
Боевое крещение
Следующей ночью кошмар повторился. За эти два массированных налета в Горьком было убито 127 человек, тяжело ранено 176 и легко 195. И хоть в период ноябрьских воздушных атак не был сбит ни один немецкий самолет, для воинов ПВО это стало боевым крещением.
8 ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО вводят в состав действующей Красной Армии, принимаются дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны. На защиту автозавода направляются 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы, а вскоре в город прибывает 142-я истребительная авиационная дивизия, в состав которой входят 4 авиаполка, и 45-й зенитно-прожекторный полк.
В начале февраля 1942-го фашисты снова напомнили о себе, внеся много нового в тактику своих налетов. Они буквально подкрались к автозаводу. Так незаметно, что поначалу даже не была объявлена воздушная тревога. В ночь на 4 февраля враг произвел бомбардировку одиночными самолетами, используя различные направления и разные высоты. Один из них на большой высоте и с заглушёнными моторами, подлетев незамеченным к автозаводу, сбросил три фугасные бомбы. Были повреждены, правда, незначительно, колесный и моторный цеха, убито 17 человек, 41 ранен.
Увы, предательство, видимо, существует вне времени и обстоятельств. Вот и тогда — одни сражались иv гибли на фронтах, защищая свое Отечество, другие в нечеловеческих условиях ковали победу в тылу, а третьи... Третьи корректировали действия немецких налетчиков. Именно ночью 4 февраля был зарегистрирован массовый пуск с земли ракет красного и белого цветов — вражеская агентура действовала активно.
Ад в режиме нон-стоп
...А вечером — новый налет. 12 бомбардировщиков четко были нацелены на автозавод и мосты через Волгу и Оку, но массированный огонь зенитной артиллерии не позволил им приблизиться к намеченным объектам. Однако одному самолету все же удалось сбросить 2 фугасные бомбы на завод и 3 — на Стахановский поселок. Очередная попытка уничтожить ГАЗ была предпринята 6 февраля, но заградительный огонь зениток буквально встал на пути врага. Надо сказать, во время налетов с 4 по февраля фашистам не удалось нанести сколько-нибудь серьезный урон промышленным объектам, однако среди гражданского населения были жертвы: убито 20 и ранено 48 человек.
Вражеские воздушные атаки и ад, сопровождающий их, повторялись с незавидной регулярностью. Ночь с 23 на 24 февраля, 22 и 30 мая... В последних случаях немцы вынуждены были сбросить 10 бомб на Стахановский поселок и 9 на Соцгород, 13 фугасных авиабомб упали в районе Сормова.
20 немецких самолетов пытались бомбардировать Горький, Бор и Дзержинск, а также железнодорожный узел станции Сортировочная, Стригинский аэродром и 31 мая, и ночью 10 июня. Но с земли их встретил мощный заградительный огонь.
Войска ПВО в тот период значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения. В июне 1942 года Горьковский дивизионный район ПВО был преобразован в корпусный. Не достигнув успеха в июньских налетах, немцы отказались от прямых бомбардировочных налетов на объекты в зоне его действия, ограничиваясь разведывательными полетами. И лишь изредка по ночам в ноябре-декабре 42-го с неба на Горький начинал «сыпаться» бомбовый «дождь». В ноябре при ночном бомбардировочном налете немцы, кстати, впервые применили осветительные бомбы.
Смертельный дождь
Обстановка на фронтах менялась. В мае 1943 года прошла информация о том, что 5-6 июня готовится массированный налет на Москву. На самом деле это был лишь отвлекающий маневр. Разведка не располагала на тот момент данными о настоящих планах врага. Срочно была усилена противовоздушная оборона столицы, а у нас, в Горьком, наступило некоторое ослабление бдительности. Длительное отсутствие бомбежек и успешное наступление Красной Армии этому вполне способствовали. На самом деле противник решил раз и навсегда стереть Горьковский автозавод с лица земли. Вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий КС-27 и КС-55 поднялись с аэродромов в Горький. К городу прорвались 20 самолетов. В воздухе на парашютах висело примерно 80 осветительных ракет. На заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение. В результате этих бомбежек погиб 61 человек и 210 было ранено.
Следующей ночью в налете участвовали уже 80 бомбардировщиков, 30 достигли цели. Потери в этой воздушной атаке были куда более серьезными: 90 убитых и 95 раненых. Казалось, смертельный дождь, «льющийся» с неба, не кончится никогда.
В ночь с 6 на 7 июня немцы совершают третий по счету и наиболее массированный налет на Горький, используя до 160 самолетов «Ю-88» и «Хейнкель-111». И снова — 73 убитых и 149 раненых. Следующей ночью 80 бомбардировщиков вновь появились в зоне ПВО Горького. На этот раз к автозаводу прорвалось только 3 самолета. Ночи с 10 на 11 июня, с 13-го на 14-е, с 21-го на 22-е... Кошмар продолжался. За последние три налета было убито 158 человек и ранено 393. Некоторые самолеты с малой высоты поливали сооружения воспламеняющейся жидкостью. Даже жители Сормовского района, находившиеся в 13-15 км от автозавода, видели, как огромные огненные струи прорезали ночное небо и обрушивались на корпуса ГАЗа.
Невозможное за 100 дней
Именно июньские бомбежки 1943-го стали одной из самых черных автозаводских страниц Великой Отечественной войны. Пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции... Завод и район после жестоких бомбардировок практически лежали в руинах, но люди все равно продолжали трудиться, давая фронту все необходимое. То, что фашисты крушили ночью, они восстанавливали днем. После отражения последних налетов немцы отказались от попыток разрушить автозавод.
В обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударными темпами, сделав фактически невозможное. По прогнозам специалистов, на восстановление разрушенного завода должно было уйти несколько лет. Его восстановили за 100 дней и ночей. Уже в июле ГАЗ выполнил производственную программу на 127 процентов. И вряд ли кто-то посмеет сказать, что это не было подвигом.
Николай КУЛЬТЯПОВ.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Полный кавалер | Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022). |
2 | Крылатая история Автозавода | Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории). |
3 | Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! | Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180 |
4 | Верой и правдой служили | Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27 |
5 | Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов | Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32. |
6 | Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки | Пашкова Д. Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки : [эссе написано автозаводской школьницей Дианой Пашковой на основе дневников военных лет автозаводца М.И. Воробьева. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 116-124 |
7 | Секрет долголетия большой династии | Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137 |
8 | Война…Победа…Дети…Труд… | Аванесова Д. Война…Победа…Дети…Труд… : [автозаводская школьница Диана Аванесова рассказывает о своих прабабушке и прадедушке Приказчиковых Анне Федоровне и Владимире Ивановиче, их вкладе в общую Победу и мирном труде. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 177 |
9 | Судьба моей семьи – защищать Родину! | Вершинин А. Судьба моей семьи – защищать Родину! : [автозаводский школьник Александр Вершинин рассказывает о своих родственниках – защитниках страны в военные годы и в мирное время. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 20-21 |
10 | Расписался на колонне рейхстага | Землянуха П. Расписался на колонне рейхстага : [автозаводский школьник Павел Землянуха рассказывает о военных подвигах своего прадеда Андрея Афанасьевича Бабушкина. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 10-12 |