«Хочется, чтобы о нас знали…»

Сторожук С. «Хочется, чтобы о нас знали…» : [о школе № 136] // Автозаводец. – 2008. – 2 фев. – С. 2

Тишина... Странно это — слышать в школе не топот детских ног, не смех и веселую болтовню учеников, а тишину. Вдумайтесь: мы все, отучившись в школе по 10-11 лет, большей частью видели ее лишь на переменах. А потому, вдруг оказавшись в этом царстве парт, тетрадок и указок где-нибудь в середине урока, всегда несколько недоумеваем: как это так, в школе — и тихо?

Иду по каменным широким ступенькам в кабинет директора... 70 лет назад по ним впервые поднялись в классы десятки девчонок и мальчишек. 70 лет — а школа № 136 по-прежнему молода.

Многоточия от костылей

— Галина Александровна, — обращаюсь к директору 136-й Г. А. Чернигиной, — признайтесь честно: то, что школе уже 70 лет, это плюс или минус?

— С точки зрения воспитания подрастающего поколения, безусловно, плюс. У школы много традиций, которые мы бережно храним. А вот в том, что касается материальной стороны дела... Конечно, в современном здании условия лучше. Но мы не ропщем. Недавно сделали подвесные потолки, привели в порядок классы, установили новые двери. Благодаря нашему депутату Владимиру Валерьевичу Амельченко обновили актовый зал. Отдельное спасибо хочу сказать нашим родителям, без них такой объем ремонтных работ мы бы не осилили.

—...И теперь здание 136-й явно выглядит моложе своих почтенных 70 лет.

— Приятно слышать. Впрочем, что это мы все про ремонты! Давайте лучше о традициях! К примеру, каждый год к Дню Победы старшеклассники проводят для малышей экскурсию по нашему залу Памяти. Мы вспоминаем учителей и учеников, которые уходили из 136-й (тогда она была 30-й) на фронт Великой Отечественной войны, чтим память тех, кто ковал победу в тылу, работал в эвакогоспитале, помогал сотням, тысячам раненых встать на ноги — в прямом и переносном смысле слова. Еще недавно к нам в гости приходили сами ветераны, но сейчас их состояние здоровья таково, что выступать перед аудиторией тяжело. Поэтому школьники приходят к ним домой сами — поздравляют с праздниками, общаются... К 60-летию Победы мы провели масштабную акцию — всей школой в течение нескольких месяцев собирали и сдавали макулатуру — зарабатывали деньги на мемориальную доску.

...Доска уже несколько лет висит у входа в школу: «В этом здании с 1941-го по 1946 год располагался эвакогоспиталь № 2814».

«В нашей школе во время войны

Был один из госпиталей,

И сейчас на полах видны

Многоточия от костылей.

И сейчас, если парты убрать,

Безошибочно каждый поймет,

Где стояли кровати в ряд,

Где меж ними был сделан проход».

Это стихи одной из выпускниц 1987 года. В 2008-м «многоточия от костылей» уже не видны — полы стали другими. А вот дети, сегодняшние ученики 136-й, по-прежнему гордятся своей историей. По- настоящему, по-честному. Потому что для них история школы — абсолютно живая и реальная. И каждый, даже самый хулиганистый хулиган, знает, в каких классах во время войны располагались палаты для тяжелораненых, где набирались сил выздоравливающие.

«С момента открытия госпиталя в июле 1941 года сюда стали поступать раненые со всех фронтов. Доставляли их по Волге, привозили на грузовиках. Зимой, чтобы бойцы не замерзли, укутывали их в меховые мешки. Врачи на собственные должности внимания не обращали — в приеме раненых участвовали все, — читаю я в брошюре, посвященной истории школы. — Самые тяжелые страницы в судьбу госпиталя вписал 1943 год. В течение 10 дней длилась бомбежка автозавода. Немцы пытались бомбить и госпиталь — несмотря на то, что на его крыше кирпичом выложили красный крест, его хорошо было видно. После каждой бомбежки завода в госпиталь поступало столько раненых, что обувь в приемном покое прилипала к полу из-за обилия крови. Сердца врачей сжимались, когда им приходилось обрабатывать глубокие раны подростков, заменивших у станков ушедших на фронт отцов».

А однажды в госпиталь привезли раненого бойца Александра Васильева. Он оглядел стены палаты и произнес: «А ведь в этом классе я сдавал выпускные экзамены!» В 1941 году 136-я (напомню, тогда еще № 30) сделала свой первый выпуск. И первым учеником (в смысле — лучшим) в первом выпуске, получившим почетный аттестат за № 1, был именно Александр Васильев. Почти сразу после этого он ушел на фронт. И вот вновь попал в родную школу. Врачи вылечили его (а может, и родные стены помогли), и до конца своей жизни преподаватель политехнического института профессор Александр Васильев вспоминал об этом случае, как об одном из самых необычных в своей судьбе.

Олимпийские победы

Зал Памяти — это такой же учебный класс, как и все остальные. Уроки истории в нем ведет Светлана Романовна Королева — она уже 36 лет учит разумному, доброму, вечному мальчишек и девчонок 136-й.

— Мне и в голову ни разу не приходило поменять место работы, — улыбается она. — Уходить из самой лучшей школы? Зачем?

Сегодня ее выпускники приводят к ней своих детей. И признаются: «Светлана Романовна, если б не ваши конспекты, не видать бы мне в институте «пятерки» по истории! Я до самого старшего курса ими пользовался!»

Кстати, «самая лучшая школа» — это не дежурный комплимент родному учебному заведению. Вот уже несколько лет 136-я занимает первое место в районном интеллектуальном рейтинге общеобразовательных школ. Десять лет назад педагоги и администрация школы разработали специальную программу развития творчества учащихся — и она уже приносит свои плоды.

— В каждом ребенке нужно найти то, что ему должно быть особенно интересно, и помочь ему раскрыть свои таланты. Вот этим мы и занимаемся, — говорит Г. А. Чернигина.

Словно это так просто – найти, раскрыть, развить... Каждый год 1 сентября вместе с первым звонком здесь открывает свой очередной сезон и научное общество учащихся — то самое НОУ, доклады для которого пишет добрая половина старшеклассников. Но если в иных школах о НОУ вспоминают ближе к дате районных научных чтений, то в 136-й все серьезно. За каждым учеником, желающим проявить себя на ниве науки, закрепляется научный руководитель (учитель школы или преподаватель вуза). Он очень ответственно отслеживает работу школяра, помогает, подсказывает, советует.

В прошлом году мы ездили в Казанский госуниверситет на Поволжскую научную конференцию учащихся, — рассказывает Г. А. Чернигина, — отправили 10 наших учеников-гуманитариев. И наши ребята завоевали 3 призовых места, получили 6 поощрительных Дипломов. В общем, Казань мы взяли. В этом году планируем аналогичную поездку в Санкт-Петербург. Сейчас уже вся школа в состоянии интеллектуального соревнования: кто же напишет лучший доклад?

— Ваши ученики и на олимпиадах всегда заметны...

— Вот честно вам признаюсь: прорваться «на область» ученикам обычных школ, не лицеев, не гимназий, очень сложно. И дети понимают: чтобы осуществить свою мечту (а об участии в областных олимпиадах они действительно мечтают), нужно как следует поработать. В этом году уже шестеро наших ребят завоевали право представлять Автозаводский район «на области». Надеемся поехать и на общероссийские интеллектуальные соревнования. Год назад наш ученик занял 1-е место на всероссийской олимпиаде по технологии — так что теперь осталось закрепить успех.

— Как зовуг-то вашего победителя?

— Болышев Иван Иванович, ученик 10-го класса.

— Уже Иван Иванович?

— По-моему, он вполне заслужил, чтобы к нему обращались по имени-отчеству, — улыбается Г. А. Чернигина.

К победе Ивана Болышева привел его педагог Владимир Алексеевич Воробьев. В этом учебном году на районных олимпиадах его ученики уже завоевали 6 призовых мест.

Будущие историки и правоведы, которых готовит Леонид Геннадьевич Хрипунов, принесли своему педагогу 10 «районных» побед. Ученики Ирины Львовны Зайцевой (она преподает биологию) 3 раза выходили в лидеры.

Впрочем, не наукой единой жив человек. До 8 вечера в школе горят огни физкультурного зала — с ребятами занимаются учитель физкультуры Андрей Владимирович Моисеенко и тренер Всеволод Владимирович Ворончихин. Оба они настоящие фанаты спорта, своей любовью к физкультуре заражают и учеников — так что теперь спортивные кубки, завоеванные сборной 136-й школы на различных соревнованиях, едва умещаются на широком столе директора.

Такие разные учителя

...— Вы ко мне? — учительница математики Нина Николаевна Роузова приоткрывает дверь кабинета. — Ребята, у каждого из вас есть свое задание — работаем! — дает она команду классу, и пятиклассники склоняются над тетрадями.

Нина Николаевна — легенда 136-й. Сначала сама здесь училась, а потом, окончив институт, пришла сюда работать. И вот уже 40 лет учит математике будущих экономистов, юристов и просто хороших людей.

—          Изменились ли за почти полвека дети? — переспрашивает она меня. — Изменились, конечно, но не больше, чем вся наша жизнь. И они вовсе не стали хуже. Мне с ними так же интересно, как и с их родителями 20-30 лет назад, — добавляет Нина Николаевна, и в ее глазах загораются лукавые искорки.

А вот учительница музыки Жанна Вячеславовна Нагаева пришла в школу всего полгода назад. И дети в нее просто влюбились.

— Раз уж я преподаю музыку, кабинет мой должен как минимум стремиться к прекрасному, — сказала она и преобразила его до неузнаваемости.

Теперь даже посторонний посетитель, едва переступив порог кабинета Жанны Вячеславовны, сразу понимает: здесь царство мелодий.

Не так давно работает в школе и Лариса Николаевна Силивончик, преподаватель словесности. Впрочем, «недавно» — это по меркам 136-й школы, где 5 лет — вовсе не срок. Лариса Николаевна преподает русский язык и литературу в классах с углубленным изучением этих предметов. Ее ученица Ольга Платонова завоевала в этом году право представлять школу на областной олимпиаде по филологии. К слову сказать, задания на этом интеллектуальном соревновании будут даны на двух языках — русском и английском. Так что не меньший вклад в подготовку ученицы внесла Галина Александровна Томбак, учительница английского языка (опять же в классах с углубленным его изучением).

Заместитель директора по воспитательной работе Валерия Владимировна Николаева, что называется, в школе живет.

Здесь успешно трудятся абсолютно разные педагоги — молодые, опытные, добрые, строгие, демократичные, требовательные... Объединяет их одно — они все профессионалы, и все готовы выложиться по максимуму — лишь бы результат был соответствующим. Недаром 90% педагогов 136-й имеют высшую или первую квалификационные категории.

И результат есть. Выпускники школы каждый год поступают в Высшую школу экономики (у 136-й договор с этим вузом), в другие высшие учебные заведения города, многие — на бюджетные места.

Миллион президентских рублей

...В принципе, если бы 10 лет назад педагоги 136-й не начали реализовывать свою программу по развитию детей, никто бы не упрекнул администрацию школы в некомпетентности. Учились бы здесь дети, получали аттестаты, возможно, медали — и все. 136-я была бы одной из десятков «просто городских» школ.

— Раз уж зашел такой откровенный разговор... Хочется, чтобы о нас знали, — признается Г. А. Чернигина, — чтобы наших учеников ценили, чтобы выпускники 136-й успешно реализовывали себя в жизни: строили карьеру, создавали семьи и были счастливы.

О 136-й знают. Каждый год школа набирает по 3 первых класса — при том, что с территориального микроучастка, реши администрация ограничиться лишь им, удалось бы собрать не более 25-30 первоклассников (кругом пятиэтажные «хрущевки-брежневки», построенные в 60-70-х годах, малышей немного). Но родители готовы возить своих чад и из другого конца района — лишь бы толк был. Старшеклассники же и вовсе приезжают чуть ли не со всего города.

— У нас более половины классов — с углубленным изучением отдельных предметов, — поясняет Галина Александровна, — а углубленка — это совершенно иной уровень преподавания, который, разумеется, требует и другого уровня подготовки педагогов (недаром у нас так много учителей с высшей и первой категориями), и иной оснащенности классов. Так что тот миллион рублей, что мы выиграли в рамках реализации национального проекта «Образование», пришелся как нельзя кстати.

— Миллион рублей? Следовательно, 136-я вошла в тридцатку лучших школ области?

— Да. Теперь у нас 2 компьютерных класса: один отвечает всем требованиям педагогической науки, другой... Другой вообще суперсовременный. Оба — с мультимедийным оборудованием. «Мультимедийкой» оснастили актовый зал, купили переносной комплект для компьютерных презентаций — теперь одновременно в восьми классах мы можем проводить уроки с помощью мультимедийного оборудования.

— Не было страха испортить дорогую технику?

— Нет, мы все предусмотрели. В прошлом полугодии многие наши педагоги после окончания уроков сами садились за парты, становились учениками — изучали компьютерные программы под руководством преподавателя математики и информатики Рузалии Алиевны Аймасовой. А вот учительница черчения и выпускница 136-й Татьяна Валентиновна Боченева на специальных курсах освоила компьютерную графику и сейчас ведет в школе «одноименный» кружок. Желающих заниматься хоть в очередь выстраивай.

Локальная сеть, доступ в Интернет практически с каждого школьного компьютера, обилие виртуальных энциклопедий — это сегодняшний день 70-летней школы.

— У меня такое ощущение, что наша школа переживает второе рождение, — говорит зам. директора Светлана Александровна Рычагова, — и, главное, дети меняются. Пройдите по коридорам, обратите внимание на ребят — все наши ученики приходят в школу в костюмах. Никаких футболок и рваных джинсов! Дети понимают: здесь серьезное учебное заведение, и разгильдяйству (даже если оно проявляется в одежде) тут не место.

— Они, правда, стали другими, — поддерживает коллегу Г. А. Чернигина, — конечно, случается, шалят, ленятся... Как без этого? И то, сейчас сами смеемся: надо бы собрать профсовет, пожурить «нарушителей», а их, «нарушителей», всего один-два. Раньше ведь сразу «оптом» вызывали, теперь вроде не за что ругать. Радует, что дети у нас добрые, отзывчивые, умные...

— Галина Александровна, — интересуюсь я напоследок, — наверняка на торжественном юбилейном вечере 136-й будут желать процветания, успехов и просто всех благ. А есть у педагогического коллектива своя сокровенная мечта? Что сами-то себе пожелаете?

— Я бы не назвала это мечтой, — задумчиво произносит Г. А. Чернигина, — мы очень хотим стать гимназией. Думаю, коллективу нашей школы это по силам.

Светлана СТОРОЖУК. • Фото А.Семенова.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы