Горячее сердце металлурга

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Кулькова И. Горячее сердце металлурга : [о В.М. Чураеве, заместителе генерального директора ГАЗа] // Автозаводец. – 2009. – 25 авг. – С. 2

Лауреат Государственной премии СССР и Премии правительства РФ в области науки и техники, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и "За заслуги перед Отечеством IV степени", заслуженный автозаводец Владимир Михайлович ЧУРАЕВ, к сожалению, не из тех руководителей, которые охотно откликаются на предложение выступить на страницах газеты. Вот и на встречу накануне своего юбилея он согласился не сразу и то, пожалуй, только под тяжестью моего аргумента «выполняю редакционное задание». И сразу определил «формат» беседы...

— Можете задавать самые острые вопросы — в силу своего возраста я уже могу говорить все, что думаю. Хотя и прежде был прямолинейным, иногда в ущерб самому себе, ну уж тут мой характер виноват. Металлург — профессия горячая, вот и характер такой... — То, что с чувством юмора у Владимира Михайловича все в порядке, заметно сразу.

Почти 25 лет — более трети жизни В. М. Чураева — связано с металлургическим производством, 6 лет он возглавлял его. Работал, не считаясь со временем, не жалея сил своих и коллег. Это была дружная команда единомышленников — руководители цехов, служб, отделов, мастера, бригадиры. Сделать удалось много.

Чего только стоит оснащение цехов производства универсальными автоматическими формовочными линиями, которые разработали и создали заводские специалисты и станкостроители! За эту работу группе автозаводцев, в том числе и В. М. Чураеву, была присуждена Государственная премия. Но знаменательному событию предшествовала вот какая история.

— Конкурс на соискание Государственной премии проводился в 1985 году, — вспоминает Владимир Михайлович. — Выдвинутая ГАЗом работа прошла все 3 отборочных этапа, была утверждена и, как полагается, направлена на подпись Горбачеву. Нам позвонили из Комитета по Государственным премиям с поздравлениями, сказали, что список победителей будет опубликован в "Правде" в канун ноябрьских праздников. И что же — открываем газету, список есть, а соискателей от ГАЗа в нем нет... И тут я вспомнил, что незадолго до этого мне как руководителю всей работы предлагали вычеркнуть из списка двоих, а взамен их вписать сотрудников Совмина и ЦК партии. Естественно, я отказался, и в результате нас «прокатили».

Помню, как министр автопрома Виктор Николаевич Поляков, сам расстроенный, успокаивал нас: не переживайте, мол, не было еще такого, чтобы лауреатом Государственной премии стала полностью заводская команда. Он запросил необходимые материалы на рассмотрение и через некоторое время направил в Комитет по Государственным премиям представление по данной работе. Теперь ее выдвигали министерство и завод. Авторитет Полякова много значил, и в 1986 году автозаводцы стали лауреатами...

Автоматические линии, изготовленные станкостроителями завода, были установлены во всех литейных цехах. Кстати, после модернизации они надежно работают и в настоящее время. Причем такими линиями помимо металлургического производства оснащались предприятия Саранска, Канибадама, других городов...

Управляющий металлургическим производством, технический директор, заместитель генерального директора — это этапы трудового пути В. М. Чураева. В его биографии помимо техперевооружения металлургического производства и такие памятные страницы, как постановка на производство автомобиля «ГАЗель», специального транспортного средства «Тигр», оснащение автоматизированными комплексами по сварке кузовов ГАЗ-31105, кабин ГАЗ-3307, подготовка к пуску завода дизельных двигателей...

— Предстояло достроить завод, смонтировать и запустить в эксплуатацию 254 автоматические линии, множество станков, лабораторий. Какой высокий уровень технического оснащения производства был реализован здесь! — вспоминает Владимир Михайлович. — И какая трагическая судьба оказалась у этого предприятия. Впрочем, один из руководителей сказал мне позднее: «Целая страна развалилась, а ты о каком-то дизельном заводе сожалеешь...» Мне и до сих пор тяжело вспоминать об этом.

Сегодня В. М. Чураев — советник первого заместителя председателя правления «Группы ГАЗ», руководителя Дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» В. Н. Сорокина. Курирует проекты по совершенствованию технологии производства, является членом комитета по инвестпроектам... В общем, рабочий день его, как всегда, загружен полностью.

А начиналась трудовая биография В. М. Чураева на ГАЗе 46 лет назад. В 1963 году выпускника техникума, прибывшего по распределению на ГАЗ, направили в литейный цех №5. Руководил им Алексей Федорович Петрушкин (Владимир Михайлович и сейчас с уважением и благодарностью вспоминает его. — И. К.), начальником плавильного участка был Михаил Павлович Луковников (уже тогда лауреат Государственной премии), формовочного — Анатолий Андреевич Осипов... Имена этих людей, неразрывно связанные с историей развития завода, известны не только ветеранам, но и многим представителям молодого поколения.

— Принимая меня, Михаил Павлович сказал: «Чтобы стать настоящим специалистом, профессионалом, ты должен поработать на всех участках», — продолжает мой собеседник. — Меня тогда такая перспектива, помню, не очень вдохновила. Но спустя годы понял, насколько правильной была эта установка. Когда в 1986 году я был назначен техническим директором, оказались весьма востребованными опыт, знания, приобретенные за годы работы в металлургическом производстве. Так что, если бы и сегодня на должность руководителя назначали только тех, кто прошел школу производства, начальная ступень которой — мастер, уверен, незрелых управленческих решений было бы заметно меньше...

Те, кому доводилось работать в одной команде с В. М. Чураевым, отмечают такое его качество, как умение четко сформулировать задачу, организовать работу и проконтролировать ее выполнение. Причем строго спрашивает он не только с подчиненных, но в первую очередь — с себя.

А вот что думает по этому поводу он сам:

— Руководитель должен просчитывать свои действия на несколько ходов вперед, иметь мужество нести ответственность за принятое им решение. А еще регулярно напрямую общаться с коллективом, чтобы не растерять единомышленников и доверия людей, с которыми работаешь.

На вопрос, какие качества привлекают его в людях, не задумываясь, отвечает:

— Профессионализм, добросовестность и трудолюбие, настойчивость и незлопамятность. Я не переношу показуху, этакую внешнюю эффектность, за которой, по сути, ничего нет. Неприятны мне люди двуличные, которые говорят одно, а делают совершенно другое. К счастью, таких меньшинство.

— Владимир Михайлович, если оглянуться на прожитые годы, нет ли чего такого, о чем вы сожалеете?

— Считаю, что ни о чем жалеть не надо. Помните стихи? «Никогда не жалейте о том, что случилось, иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось да надежды, как птицы, парили в душе...» А если прозой... Даже если бы дорога жизни была усыпана розами, все равно не обошлось бы без неприятностей, ведь у роз есть шипы, — улыбается мой собеседник. — Мы все по жизни своего рода спортсмены — то поднимаемся в гору, то спускаемся в долину. И как спортсмены, то побеждаем, то проигрываем, если что-то из задуманного не сумели реализовать... Поэтому надо не сожалеть, а постараться реализовать возможности в дальнейшем, и еще лучше — сделать это с блеском.

— Спасибо за беседу. С юбилеем вас!

Ирина КУЛЬКОВА. • Фото А. Семенова.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Из поколения испытателей Шерстинский В. Из поколения испытателей : [о М.С. Мокееве, испытателе автомобилей марки ГАЗ] // Автозаводец. – 2015. – 15 янв. (№ 4). – С. 2
2 Создатель ГАЗ-ММ Шерстинский В. Создатель ГАЗ-ММ : [о В.М. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2015. – 10 янв. (№ 3). – С. 10
3 Уважение людей – вот высшая награда Шерстинский В. Уважение людей – вот высшая награда : [о Ю.А. Фокине] // Автозаводец. – 2015. – 3 янв. (№ 1). – С. 10
4 Юбилей по-братски Кулькова И. Юбилей по-братски : [о В.К. Малыгине, директоре ЗМГА ОАО «ГАЗ» и А.К. Малыгине, ген. директоре завода «Красная Этна»] // Автозаводец. – 2013. – 21 мая (№72). – С. 3
5 Жизнь на полной скорости Карпухин М. Жизнь на полной скорости : [о В.Д. Запойнове, заслуженном автозаводце] // Автозаводец. – 2012. – 8 сент. – С. 2
6 Как проживешь, так и прослывешь Шерстинский, В. Как проживешь, так и прослывешь : [о заместителе главного конструктора кузовов ГАЗ М.М. Глумове] / В. Шерстинский // Автозаводец. – 2012. – 1 авг. (№ 113). – С. 2
7 Прирожденный испытатель Кулькова, И. Прирожденный испытатель : [заслуженный автозаводец, кавалер ордена "Знак Почета", ветеран автомобильной промышленности Олег Игоревич Петров] / И. Кулькова // Автозаводец. – 2012. – 13 июля (№ 102). – С. 2
8 Путешествие во времени Погорская Т. Путешествие во времени : [о Е. Цибереве, зам. директора ГАЗа по внешнеэкономическим связям] // Автозаводец. – 2012. – 13 марта. – С. 2
9 Из плеяды новаторов Погорская Т. Из плеяды новаторов : [о Ю. Лобанове, ветеране автомобильной промышленности // Автозаводец. – 2012. – 10 марта. – С. 4
10 Взгляд сквозь годы Погорская Т. Взгляд сквозь годы : [о гл. конструкторе грузовых автомобилей ГАЗ А.М. Бутусове] // Автозаводец. – 2011. – 27 дек. – С. 2

Страницы