Гипермаркет Соцгорода

Гордин А. Гипермаркет Соцгорода : [о памятнике архитектуры автозаводском универмаге] // Автозавод-ONLINE. — 2012. — 25 июля–14 авг. (№ 47). — С. 4

Торговая площадка нашего универмага считалась одной из лучших в Советском Союзе

Даже сегодня здание автозавод­ского универмага поражает зри­телей своими монументальными формами. А в 1937 году на фоне каменных четырехэтажек Соц­города, а тем более неказистых бревенчатых домов Монастыр­ки и бараков Западного поселка универмаг казался настоящим богатырем.

ОБОГАЩЕННЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ

Его проект был разработан в 1933-1934 годах институтом Гипроторг со­вместно с управлением капитального строительства автозавода (архитек­тор — Лев Моисеевич Наппельбаум). Больше всего «загадок», как это ни странно, связано со временем строительства здания. Отметим сразу — этот вопрос требует дальнейшего уточнения. В специальной литературе сложилось мнение, что строительство универмага проходило в 1934-1938 го­дах (например, Орельская), в паспорте объекта указана дата 1936-1938 годы. Вероятно, начало подготовительного этапа строительства универмага сле­дует отнести к январю 1935 года, при этом основная фаза работ пришлась на 1936-1937 годы. А дату принятия зда­ния к эксплуатации можно обозначить точно — это 1937 год (к 20-летию Ве­ликой Октябрьской Социалистической революции). В ходе строительства, проходившего под авторским надзо­ром, первоначальный проект был изме­нен из-за необходимости уменьшения кубатуры постройки. Объемно-плани­ровочное решение трехэтажного зда­ния, выполненного из кирпича, позво­лило удачно оформить центральную часть Соцгорода Автозавода — острый угол проспектов Октября и Ленина.

Здание автозаводского универмага является одним из лучших образцов позднего, или обогащенного конструк­тивизма. Архитектура композиции от­личатся простотой и четкостью. По форме здание напоминает два расхо­дящихся под углом 45 градусов луча, соединенных плавно закругленным центральным фасадом. Эта часть зда­ния, имеющая сплошное витражное остекление, подчеркнута вертикальны­ми пилястрами и завершена аттиком из сквозных рам, предназначенных для надписи «универмаг». Нижняя часть витража «прорезана» горизонталью входному козырьку, опирающемуся на мощные прямоугольные в плане опо­ры. Плоскость боковых крыльев ком­позиции здания разделена в центре высоким портиком с дополнительными входами. Для достижения цельности архитектурного решения использован прием объединения световых проемов, контрастирующих с глухими плоско­стями стен. Использование в компози­ции здания больших витрин и витражей точно отражает его назначение.

В центральной части универмага расположена широкая дугообразная лестница,   соединяющая  три   этажа здания. Между этажами организова­ны небольшие смотровые площадки, обращенные одной стороной — в тор­говый зал, а другой — к окнам цен­трального фасада. Перила лестницы имеют оригинальное решение, при­дающее ей плавные очертания.

А НА КРЫШЕ - КАФЕ

Над центральным холлом изначаль­но был спроектирован световой фо­нарь в форме стеклянной пирамиды, освещавшей большое внутреннее про­странство, но в ходе строительства от него отказались. На открытой веран­де, находившейся на крыше здания, предполагалось разместить летнее кафе. Цветы, огромный купол неба, величественная панорама Соцгорода должны были создать приятную обста­новку для отдыха посетителей.

Торговые залы, расходящиеся от центральной лестницы в боковые кры­лья универмага, позволяли организо­вать удобное движение посетителей.

ШОППИНГ ПО-СОВЕТСКИ

Давайте неспешно прогуляемся по залам универмага 1930-х годов (хотя эта экскурсия пройдет лишь по запла­нированным торговым площадям, но в целом проект был реализован на практике). За стеклянными дверями универ­мага открывается полукруглое большое фойе. Здесь располагаются киоски с прохладительными напитками, моро­женым, отделение сберегательной кас­сы, автоматические телефоны. В левом крыле правого этажа — посудно-хозяйственный отдел. На полках высятся кастрюли, самовары, ведра. В правом крыле можно приобрести флакон духов или одеколон, а также спортивный ин­вентарь. Поднявшись по широкой лест­нице на второй этаж, слева посетители видят детский отдел: одежда и обувь, педальные автомобили и велосипеды — все это предназначалось для маленьких автозаводцев. В правом крыле можно приобрести белье, трикотаж, мануфак­туру для взрослых. На третьем этаже располагались отделы головных убо­ров, платья, обуви, меха, ателье мод. В 1930-е годы торговая площадка универ­мага считалась одной из лучших в Со­ветском Союзе.

Сегодня    здание    автозаводского универмага является памятником ар­хитектуры местного значения.

 При подготовке материала были ис­пользованы работы Бубнова, Орельской, документы ГУЦАНО. Автор выражает благодарность Светлане Валерьевне Зеленовой.

А. Гордин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Автозаводский универмаг Каманцева А. Автозаводский универмаг : [об истории здания автозаводского универмага] // Нижегородский рабочий. – 2012. – 27 марта. – С. 20
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Дом-крепость на четырех улицах Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).
3 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
4 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
5 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
6 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
7 Прогулка в прошлое Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения)
8 Единственный в районе Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
9 Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018.
10 Благородная кривизна Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3

Страницы