Генерал эпохи перестройки

Генерал эпохи перестройки : [поздравления Б.П. Видяеву, бывшему генеральному директору ГАЗа с юбилеем] // Автозаводец. – 2010. – 7 авг. – С. 2

Личность в истории

Горьковский автозавод всегда был предприятием национального масштаба, и его директора автоматически приобретали статус государственных мужей. Среди них было немало ярких личностей, воплотивших в себе черты конкретной эпохи, на которую пришелся период их пребывания у руля автогиганта. Разумеется, и оценивать роль этих людей в истории завода и отечественного автомобилестроения следует с позиций соответствующего времени.

Вторая половина 80-х — первая половина 90-х. Десятилетие, вошедшее в учебники новейшей истории нашей страны под лозунгами ускорения и перестройки. СССР с его плановой системой хозяйства трещал по всем швам. На смену плановой экономике, вытесняя собой все прежние приоритеты, по всем фронтам наступали рыночные времена. На этот переломный исторический отрезок пришлось командование ГАЗом для Бориса Павловича ВИДЯЕВА.

Его вклад в сохранение и развитие огромного потенциала одного из крупнейших российских предприятий в это очень непростое для России время переоценить невозможно — он колоссален. Особенно если учесть, что многие, даже крупные промышленные предприятия так и не смогли тогда вписаться в новые экономические условия, прекратив свое существование. ГАЗ выжил и до сих пор остается лидером отечественного автомобилестроения.

Сегодня у нас есть повод вновь окунуться в ту неоднозначную и противоречивую эпоху, которая у автозаводцев постарше прочно ассоциируется с именем генерального директора ГАЗа Бориса Павловича Видяева. Накануне его 75-летнего юбилея о том времени вспоминали его соратники и преемники.

Кирилл Константинович ЭПШТЕЙН, управляющий директор ОАО «ГАЗ», директор Дивизиона «Автокомпоненты» группы ГАЗ»:

— В те годы, когда Борис Павлович занимал пост генерального директора ГАЗа, я был на предприятии молодым специалистом. В 1994 году меня назначили начальником участка литейного цеха №7 металлургического производства. Тогда очень остро стоял вопрос престижа молодых специалистов и линейного персонала завода. У мастеров зарплата была ниже, чем у рабочих. Авторитет руководителей среднего звена резко падал, среди мастеров началась текучка. Нужно было принимать какие-то меры. Эта проблема не осталась без внимания Бориса Павловича. Он поручил специалистам управления организации труда и заработной платы разработать контрактную систему, которая бы стимулировала и линейных руководителей, и их подчиненных. И такая система появилась. Она предполагала зависимость заработной платы РСС от среднего заработка рабочих подразделения и использование повышающих коэффициентов. Так, для мастера устанавливался коэффициент 1,5; для старшею мастера 1,7; для начальника участка — 2 и т.д. Это очень подстегивало коллективы участков соревноваться между собой, изыскивать пути повышения производительности труда. Система себя полностью оправдала. И проблема престижности труда и авторитета линейных руководителей потеряла свою актуальность. Хотелось бы вспомнить и о том, как успешно во времена Бориса Павловича ГАЗ обменивался товарами с Китаем. Конец 80-х — не лучшие для России времена, продолжалась эпоха всеобщего дефицита. Тем, кто помоложе, трудно даже представить пустые полки магазинов и распределение по талонам самых необходимых товаров и продуктов питания. Но все это было. Сегодня можно по-разному относиться к контрактным поставкам наших автомобилей в КНР в те годы, когда Китай сам автомобили не производил. Мы отправляли в Поднебесную собираемые на ГАЗе легковые машины. «Волга» кормила автозаводцев, когда спрос на грузовые автомобили резко упал. Благодаря этим поставкам у коллектива автозавода, в отличие от работников других сфер, была возможность недорого покупать одежду, обувь, продукты, бытовую технику китайского (и не только) производства. На общем фоне мы жили действительно неплохо, нам все тогда завидовали. В этом относительном благополучии автозаводцев — бесспорная заслуга Бориса Павловича.

Но все-таки основной считаю подготовку производственных линий ГАЗа к выводу на рынок коммерческих грузовиков «ГАЗель». Это очень мудрое и дальновидное решение. За то, что сегодня у «Группы ГАЗ» есть конкурентоспособный продукт, с которым нам не страшны никакие кризисы, мы должны поблагодарить и Бориса Павловича.

Николай Алексеевич КУЛИГИН, управляющий кузнечным производством:

— Очень хорошо помню, что празднование 60-летия ГАЗа было назначено на 27 декабря 1990 года. Причем Борис Павлович настаивал на том, чтобы торжества прошли в новом Дворце спорта имени Коноваленко. Шел уже октябрь, а до завершения строительства этого объекта работы оставалось невпроворот. Заводские строители катастрофически не успевали к назначенному сроку. Тогда генеральный отдает распоряжение руководителям подразделений срочно подключиться к работе. А чтобы перекрыть путь к отступлению, приказывает разослать приглашения на юбилей — именно на 27 декабря. Сам каждый день приезжает на стройку. Осень, грязь — так он в резиновые сапоги переобувался и обходил всю строительную площадку. Все эти месяцы рабочий день у нас начинался с оперативки в 7 утра, где ставились задачи на этот день, а в 8 вечера — доклад о выполнении. И если какое-то подразделение не успевало к этому времени сделать то, что было запланировано, поблажек не было, оставались и доделывали. Вот в таком режиме и работали — параллельно с выполнением производственных задач. Подхлестывало и то, что хоккеистам «Торпедо» нужно было тренироваться на собственном льду. До строительства Дворца им приходилось ездить на тренировки во Дворец на проспекте Гагарина, там же проводились игры, что создавало определенные трудности для наших болельщиков!

Конечно же, объект был сдан вовремя. И если честно, то в первую очередь благодаря настойчивости и энергии Бориса Павловича, который и нас всех заражал своей целеустремленностью.

Вот эпизод, который характеризует внимание Бориса Павловича к членам своей команды. Когда меня назначили заместителем управляющего по производству, он занимал должность заместителя директора по работе конвейеров. Это был очень ответственный пост. В те годы (вторая половина 70-х — начало 80- х) с конвейеров каждые сутки сходило по 1230-1250 грузовых автомобилей и по 270 легковых. Поблажек не делалось никому. Мне исполнилось 30 лет. И в этот день, совершенно для меня неожиданно, Видяев назначает общую оперативку в моем кабинете. Я и не понял сначала, с чего это вдруг. Потом он меня спрашивает: «У тебя в холодильнике что-нибудь есть?» «Да у меня и холодильника-то нет», — отвечаю. «Это неправильно», — говорит. Пришлось срочно искать. Хорошо, управляющий помог. И оперативку провели, и с днем рождения меня поздравили. До сих пор помнится.

Борис Павлович был очень требовательным, но справедливым и внимательным руководителем. У нас у всех было немало возможностей в этом убедиться. Вот, к примеру. В моем производстве произошел несчастный случай. Токарь выпил на работе (в те времена такое было иногда возможным), закурил, бросил непогашенный окурок — произошло возгорание. Попытался сам затушить огонь — загорелась одежда. В результате получил тяжелые ожоги и был отправлен в ГИТО в состоянии между жизнью и смертью. Видяев был разгневан не на шутку — еще бы, случай действительно вопиющий… Заявил, что управляющего, то есть меня, снимает, причем немедленно. Велел собрать комсостав производства, чтобы объявить о своем решении. И вот выступает перед начальниками цехов, мол, в производстве руководители не занимаются трудовой дисциплиной, ну и так далее. Короче, управляющий должен понести заслуженное наказание. Но тут поднимается один начальник цеха и резонно замечает: «А почему вообще человек сумел спиртное пронести через проходную? Разве за это управляющий несет ответственность?» Его поддержали другие из присутствовавших на том собрании. Борис Павлович задумался и, ничего больше не говоря, ушел. Вечером того же дня позвал к себе. У него уже собрались руководители по режиму на предприятии. И разговор принял другое направление — как предотвратить попадание на территорию завода алкогольных напитков.

Принимать возражения, если они по делу, — очень важное и ценное для руководителя качество. Борис Павлович им обладал.

Владислав Александрович ПАХОМОВ, бывший управляющий производством грузовых автомобилей:

— Я познакомился с Борисом Павловичем в июле 1974 года, когда пришел в ПГА мастером. В 1983-м он возглавил наше производство. Видяев понимал, что будущее завода — за молодежью. Поэтому готов был создать для нас максимально выгодные условия. И вот эмиссары от ПГА поехали по районам Нижегородской области агитировать молодых людей работать на ГАЗе. И это сработало. Молодежь ведь все равно рвалась в город, а туг и работа, и жилье сразу предлагались, и место для ребенка в детском саду. Это позволило решить целый ряд социальных проблем.

Вячеслав Николаевич ДОЛЖЕНКОВ, управляющий металлургическим производством:

— Борис Павлович Видяев для ГАЗа – как Петр I для России в свое время. Да, и он бывал порою крут, но заслуженно. Зато всегда всем помогал — стоило только обратиться, если что-то не ладилось. Отказа никогда не было. В то сложное переходное время приходилось решать глобальные задачи адаптации предприятия к рыночным условиям. И Борис Павлович успешно с этим справился.

Редакция «Автозаводца» от имени своих гостей и коллектива сотрудников поздравляет Бориса Павловича Видяева с юбилеем!

Желаем вам, уважаемый Борис Павлович, доброго здоровья, сохранения на долгие годы активной жизненной позиции, которой вы всегда отличались! Пусть вас и дальше окружают люди, общение с которыми доставляет радость!

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
2 Память в мраморе и сердцах Гусев А. Память в мраморе и сердцах : [об открытии памятника «народному» директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 12 авг. – С. 2.
3 Человек с автозаводским характером Человек с автозаводским характером : [о Б.П. Видяеве, бывшем директоре ОАО «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2016. – 31 мая (№ 59). – С. 3
4 Борис Видяев: памяти легендарного директора Мальцев В. Борис Видяев: памяти легендарного директора : [Электронный ресурс] // Сайт Ленинская смена. – 2016. – 13 мая. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/2016/05/33221145588411223/ (дата обращения: 15.03.2017)
5 Судьба — родной завод Судьба — родной завод : [о Б.П. Видяеве, бывшем генеральном директоре ОАО «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2016. – 23 апр. (№ 45). – С. 1
6 Правда Бориса Видяева Козонина Л. Правда Бориса Видяева [Электронный ресурс] : [о Б. Видяеве, бывшем директоре ГАЗа, Н.В. Семенов и О.Н. Зайцев] // Нижегородская правда. – 2015. — 6 авг. — Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2015-08-06/pravda-borisa-vidjaeva/ (Дата обращения: 03.09.2015)
7 Садам цвести Садам цвести : [о Б. Видяеве, бывшем ген. директоре ОАО «ГАЗ». Отрывок из главы книги К.Н. Эпштейна «Такая непростая жизнь»] // Автозаводец. – 2014. – 27 мая. – С. 3
8 От ремесленника до генерального От ремесленника до генерального : [о Б.П. Видяеве, директоре ГАЗ, бывшем студенте НАМТа] // Автозаводец. – 2005. – 2 февр. – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
9 Навсегда в памяти автозаводцев Ростокина А. Навсегда в памяти автозаводцев : [об открытии мемориальной доски директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 11 мая. (№ 50). – С. 2
10 Установка памятной доски инициирована руководством «Группы ГАЗ» и поддержана администрацией района [Установка мемориальной доски Б. П. Видяеву] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/news/lenta-novostey/76157/ (дата обращения: 12.05.2017)

Страницы