Фронтовой театр: её игру оценил сам Иосиф Сталин

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Миодушевская Т. Фронтовой театр: её игру оценил сам Иосиф Сталин [Электронный ресурс] : [об актрисе народного театра при ДК ГАЗ Т.Н. Миодушевской рассказывает ее правнучка] // Аргументы и факты. – 2008. – 8 мая. – Режим доступа: http://www.aif.ru/society/3586 (Дата обращения: 05.11.2015)

В военные годы на фронте работали народные театры. Именно они помогали бойцам прийти в себя после

В её доме на самом почётном месте — открытка «С Днём Победы!» от президента России. Такие письма получили ветераны во всех городах страны, но она верит, что Владимир Путин подписал открытку лично для неё, и радуется от того, что высшая власть по-настоящему помнит участников войны.

У тех, кто воевал в Великую Отечественную, ни дня не проходит без воспоминаний о военных годах. Чудом выжившие в роковые сороковые, они воспитывали своих внуков и правнуков не на волшебных сказках, а на рассказах о войне.

Героическими сюжетами о тяжёлых боях и беспримерном мужестве бойцов полны исторические хроники и фильмы, однако мало кто знает о другой стороне войны: на фронте работали бригады народных театров, без перебоев давали концерты и спектакли — именно на них, как сказали бы сейчас, лежала миссия психологической реабилитации солдат после боя.

Меня назвали в честь прабабушки, Тамары Николаевны Миодушевской. Имя и фамилия совпадают, разные только отчества. Её прадед и прабабушка были актёрами Императорского театра в Петербурге. Её отец был режиссёром собственного антрепризного театра. У моей прабабушки вся жизнь была связана со сценой.

Она работала в молодёжном театре в Горьком, над которым шефствовал Московский театр имени Вахтангова. Горьковский театр возглавляли известный русский поэт Павел Антокольский и талантливый московский режиссёр Владимир Маасс, высланный из столицы за рассказ политического анекдота.

Военный театр

В годы Великой Отечественной войны вся труппа театра вместе с коллегами-вахтанговцами выезжала и устраивала концерты для бойцов, нередко в непосредственной близости от линии фронта. Все актёры в обязательном порядке должны были обучаться на курсах стрельбы. Моя прабабушка и по сей день хранит почётный значок Ворошиловского стрелка.

Они давали по восемь представлений в день: на агиттеплоходах, на импровизированных сценах в госпиталях и даже на кузовах грузовиков.

— Бывало, бой только закончится, возвращаются солдаты, кого-то приносят на руках, но все просят, чтобы им разрешили пойти на наш спектакль. Для них, голодных и измученных, единственной возможностью вспомнить о мирной жизни, забыть о перестрелках хоть на миг были наши выступления.

А выступления были самые разные. Среди любимых номеров прабабушки Тамары — «Танец с ракетками» (герои — парень и девушка в теннисной форме), «Русский народный танец» (в финале которого танцор раскручивал партнёршу в огромной пышной юбке; присев на мгновение и подперев ладонью подбородок, девушка со стороны напоминала чайную грелку). Последний номер, по семейным преданиям, пользовался огромным успехом у бойцов.

Смех под обстрелом

— Дело было зимой. Объявили очередную воздушную тревогу, мы побежали в бомбоубежище, но времени оставалось слишком мало, над головами пронеслись несколько самолётов, мы упали лицом в снег. Одна только супруга Павла Антокольского, Зоя Константиновна, перевернулась на спину и лежала неподвижно, — рассказывала мне прабабушка. — Мы подумали, что её подстрелили, её муж подполз к ней, а она улыбнулась и заявила: просто хочу посмотреть в глаза тому мерзавцу, который меня убьет, — может, ему стыдно в последний момент станет…

Сталин

— Наш театр вошёл в тройку российских театров, которые захотел посмотреть Сталин. Мы приехали в Кремль со своим спектаклем «Сады цветут». Кстати, все цветы для вишен мы делали вручную и ещё по дороге доклеивали, чтобы выступление было более красочным. Спектакль прошёл успешно. На следующий день мы отправились домой, в Горький, но на одной из станций к поезду подъехал «воронок» с кремлёвским чиновником: Сталин хочет посмотреть ваш спектакль ещё раз, он особенно отметил игру двух актёров — Вадима Рубинского и Тамару Миодушевскую, немедленно возвращайтесь. Но реквизит уже уехал вперёд нас, мы объяснили, что без него спектакль не получится.

Поезд, на котором мы должны были возвращаться в Москву, поехал без нас. Потом нам сообщили, что он был взорван за три километра до подъезда к столице.

Такие «чудеса» случались с моей прабабушкой не раз. Лишь по счастливой случайности вся труппа театра осталась жива.

Встреча

— Мы давали концерт на Площади трёх вокзалов. По правилам ведущий объявлял каждую пару по именам. Вот и в этот раз он произнёс: «На сцену выходят Тамара Миодушевская и Игорь Ильинский» (знаменитый киноактёр, одно время выступавший с театральной горьковской труппой). После выступления гримёрша прибежала ко мне: Тамара, тебя кто-то срочно спрашивает. Выбегаю, а передо мной родной брат (лётчик, впоследствии — Герой Советского Союза). «Томка, как же хорошо, что мы встретились! Бежим скорее! У меня поезд отходит!» Он случайно оказался на этой площади и не поверил своим ушам, когда услышал моё имя. Это была наша единственная встреча за всю войну.

Ужасы войны

— Во время войны отношение к смерти было простым. К смерти привыкали. В одной из деревень с заледенелого немца, как с горки, катались дети. Сейчас это кажется невероятным, но это было так.

День Победы

— 9 мая 1945 года мы были в Москве. Все прохожие, знакомые и незнакомые, обнимались и целовали друг друга. Казалось, это самое счастливое время наступило на земле. Когда мы вернулись с фронта, с удивлением обнаружили, что все вещи в квартирах остались на месте. На подоконнике стояла дорогая кукла. Стекло было разбито, но её никто не взял. Никто даже не думал о воровстве в те дни.

Постскриптум

Сейчас моей прабабушке 97 лет. Так получилось, что со времён войны все от мала до велика зовут её просто Томочка.

Томочка как-то сказала мне: «Надеюсь, что тебе мою судьбу не придётся повторить. Война — самое страшное, что может быть на свете».

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 4
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Занавес! Занавес! : [о Т.Н. Миодушевской, актрисе народного театра ДК ГАЗ] Автозаводец. – 2011. – 29 марта. – С. 3.
2 «Одна, но пламенная страсть» Зинина, М. «Одна, но пламенная страсть» : [воспоминания актрисы народного театра ДК ГАЗа Т.Н. Миодушевской о своем творчестве, об истории 4-го колхозного театра Горьковской области] // Автозаводец. – 2006. – 30 июня. – С. 3
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Зоя Куликовская: «Я всю жизнь делаю свой театр» Жукова А. Зоя Куликовская: «Я всю жизнь делаю свой театр» : [интервью с гл. режиссером Народного театра ДК ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 3 мая (№ 17). – С. 13
4 Театр из народа Назарова А. Театр из народа [Электронный ресурс] : [о Народном театре ДК ГАЗа]. // Патриоты Нижнего. – 2014. – 21 нояб. – Режим доступа: http://nn-patriot.ru/?id=1271 (Дата обращения: 11.03.2015)
5 «Простые» нижегородцы Назарова А. «Простые» нижегородцы : [о Народном драматическом театре ДК ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2014. – 21 нояб.(№ 38). – С. 20
6 Алхимический сосуд театра Чернова Е. Алхимический сосуд театра [Электронный ресурс] : [о Народном театре и его руководителе З. Куликовской в ДК ГАЗа]. // Новая газета. – 2011. – 18 марта. – Режим доступа: http://novayagazeta-nn.ru/2011/180/alhimicheskii-sosud-teatra.html (Дата обращения: 10.03.2015)
7 Нижегородский театр Зои Куликовской ждут в Санкт-Петербурге! Криночкина Н. Нижегородский театр Зои Куликовской ждут в Санкт-Петербурге! [Электронный ресурс] : [отзывы о спектаклях «Подруга» и «Пешеход»]. // Plastelinka. – 2011. – 15 марта. – Режим доступа: http://ni-plastelinka.livejournal.com/18332.html (Дата обращения: 13.11.2015)
8 Александр Дривень, звезда сериала «Любовь – не то, что кажется»: «Хотел бы сыграть Калигулу» Родина О. Александр Дривень, звезда сериала «Любовь – не то, что кажется»: «Хотел бы сыграть Калигулу» : [о начинающем молодом актере] // Нижегородский рабочий. – 2009. – 11 авг. (№ 130). – С. 11
9 60 лет в игре Зинина М. 60 лет в игре : [о З.Н. Куликовской, народном театре и его актерах] // Автозаводец. – 2008. – 29 марта. – Добрый день. – С. 1-2
10 Народному театру ДК «ГАЗ» исполняется 60 лет Народному театру ДК «ГАЗ» исполняется 60 лет [Электронный ресурс]. // Время. – 2008. – 28 марта. – Режим доступа: http://www.vremyan.ru/news/narodnomu_teatru_dk_gaz_ispolnjaetsja_60_let.html. (Дата обращения: 15.11.2015)

Страницы