«Филармония – моя жизнь»
Удивительный факт биографии Ольги Николаевны: в трудовой книжке всего одно место работы — филармония. За годы, прошедшие после окончания Горьковской консерватории в 1967-м, в её жизни менялось многое: должности и звания, награды и общественное положение, но не место работы.
OlgaTomina shares an astonishing fact from her employment history: her workbook contains only one place of employment — the Philharmonic Society. After 1967, when she graduated from the Gorky Conservatory, her life changed in many aspects: positions and titles, awards and social status, only her workplace remained unchanged.
1962 – 1967 — годы учёбы на историко-теоретическом факультете Горьковской консерватории.
1967 — принята на должность музыкального редактора в Горьковскую филармонию.
1973 — режиссёр лектория.
1973 – 1983 — художественный руководитель филармонии. В эти годы впервые в России сформированы система концертов «Филармония школьника» и «Сельские филиалы филармонии». О. Н. Томина принимала участие в организации и проведении восьми нижегородских фестивалей «Современная музыка» (1967 – 1989), В том числе — монографического, единственного при жизни композитора фестиваля А. Шнитке.
С 1983-го по настоящее время — директор. За годы её деятельности Нижегородская филармония приобрела известность как первооткрыватель новых форм организации концертной работы.
С 1992-го по настоящее время — инициатор и художественный руководитель (совместно с В. А. Берлинским) Международных фестивалей искусств имени А. Д. Сахарова «Русское искусство и мир».
1994 — организатор и художественный руководитель ежегодных детских фестивалей «Новые имена».
Почётный гражданин Нижнего Новгорода, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почёта России, орденов президента Франции Palmes Academiques, Почётного легиона Франции. Лауреат премии «Общественное признание», действительный член Академии гуманитарных наук (Санкт-Петербург), награждена дипломом «Менеджер года – 2001» в номинации «Культура и искусство».
ОЛЬГА ТОМИНА:
— Толстой сказал: «Искусство есть одно из средств единения людей». Если взять концерты филармонии за все ее 77 лет, мы найдем там события, объединяющие людей. Это и музыка на новостройках первых пятилеток, и фронтовые бригады, и послевоенные концерты на селе, целине, на БАМе, в рамках университетов культуры — словом, это зеркало всей истории и географии нашей страны. А наши концертные программы — панорама мирового искусства. Что же касается приобщённости каждого к музыке, мне кажется, что даже если люди с рождения не получили заряд любви к ней, но с ними будет честный диалог, дают прекрасную музыку в хорошем исполнении, мы получим их доверие.
Ольга Томина:
— ...Помню первый визит в филармонию. Впервые я попала в высокий мир классической музыки! В те годы филармония для нас была словно музыкальный Олимп; счастьем было постоять в дверях, послушать... С тех самых своих первых концертов помню лица студентов университета, медицинского, педагогического институтов, лица людей, ставших ныне известными в городе, которые тоже пропадали вместе с нами, консерваторцами, под дверями филармонии. Вся жизнь была ради этих субботних вечеров.
ДК в центре Вселенной...
Музыка была неизменной частью жизни её семьи с самого раннего детства. Все пятеро детей учились игре на разных музыкальных инструментах. Мама была замечательной певуньей русских народных песен, отец играл на мандолине, дядя студентом Московской консерватории пел дуэтом с Лемешевым, но талант не реализовал в полной мере, поскольку рано ушёл из жизни. Дома часто пели, любили танцевать. Способности Ольги заметили ещё в детском саду, направили на прослушивание в музыкальную школу. Девочка самозабвенно спела «Очаровательные глазки» и легко прошла отбор. Подрастая, она стала бессменным концертмейстером в семье, на школьных вечерах, её завораживала атмосфера концертов, волнение, ожидание, восторг, аплодисменты. Как ни парадоксально, приобщению к культуре способствовала среда рабочего района.
Ольга Томина:
— Конечно, в отличие от «городских» жителей, которым всегда было легче дойти до филармонии, консерватории и большинства городских театров, мы, автозаводцы, жили на расстоянии, измеряемом двумя часами дороги в трамвае. Но в нашей жизни было место искусству. На Автозаводе был свой народный театр, где играли актеры высокого класса. Я жила на самой центральной, самой красивой улице района, а все события проходили под окнами. Было прекрасное время всеобщего социального оптимизма: война позади, мы весь мир спасли, мы живём в лучшем городе лучшей в мире страны. Своего симфонического оркестра на Автозаводе не было, но был киноконцертный зал, куда он приезжал, и в этом зале для нас объединялось всё! Туда привозили театральные постановки, было кино, концерты, маленький оркестрик играл перед сеансами. А когда открыли роскошный Дворец культуры автозавода, тут уже мы сочли свой район центром Вселенной!
В моей памяти запечатлелась одна сцена 1962 года — площадь перед Дворцом культуры автозавода, заполненная народом, собравшимся на концерт Вана Клиберна. Отдалённый рабочий район, свой, особый, круглосуточный, трудовой режим жизни и... толпа счастливых людей, собравшихся на концерт пианиста с мировой славой. На другие концерты фестиваля автозаводчане ехали в центр города, многим запомнилась прогулка Клиберна по Волжскому откосу в сопровождении журналистов, поклонников... А потом был второй фестиваль-монография Д. Д. Шостаковича — и снова толпы (и на Автозаводе, и в центре города).
В трамвае — на Олимп
Студенты Горьковской консерватории вместе с Б. Гусманом на первомайской демонстрации. О. Томина, И. Александрова, Н. Буслаева, А. Скульский, А. Бендицкий, а также дети — Женя Дроздов и Дима Бендицкий
Но путь в филармонию был проложен ещё раньше. Дорога на трамвае в «город», на площадь Горького, вела в «старый Нижний», где одноэтажные дома, заборы, дымок над крышами... Сначала было удивление — и это город? Но атмосфера XIX века вскоре оказалась понятна, близка — через уроки в музыкальном училище, бывшем общежитии Дворянского института, через доброжелательность педагогов, настоящих благородных дам, двух Вер — Вишняковой и Федосеевой, которые студенток называли не иначе как «голубушка» или «душа моя» и, беспокоясь о них, советовали посетить тот или иной концерт или спектакль... Так однажды студентке музыкального училища и посоветовали послушать «Страсти по Матфею» И. С. Баха. Исполнением дирижировал чешский дирижёр Кароль Стрый. Потрясение было незабываемым, определившим всю её жизнь.
Трудностей хватало с избытком. В те времена, когда о метро и не помышляли, поездка на субботние концерты филармонии могла закончиться сходом дребезжащего трамвая с рельсов. Но разве это препятствие для влюблённых в музыку?
ОЛЬГАТОМИНА:
— На первом курсе консерватории со мной произошёл курьёзный случай: в библиотеке с меня потребовали ноты, которых я не брала. Неожиданно за меня вступился преподаватель. Он назвал педагога, фамилия которого была созвучна моей, и избавил меня от страшного позора (как же можно взять ноты и не вернуть?). Моим спасителем оказался дирижёр Израиль Гусман! Он пригласил меня на концерты в филармонию, а я и так там пропадала каждую неделю... До этого с понедельника по пятницу, каждый день, я откладывала копейки от рублей, которые давала мама на обед, чтобы в субботу хватило на самый дешёвый билет, если не удастся проскользнуть бесплатно!
Когда фестиваль «Современная музыка», словно метеорит, пронёсся над городом, случилось ещё одно знаковое событие в жизни будущего директора филармонии — первая встреча с Мстиславом Ростроповичем. Сам фестиваль открылся летом, в день рождения Ольги, в ту пору первокурсницы консерватории. Концерты звёзд мировой сцены казались явлением немыслимым для закрытого города даже по тем, оттепельным временам. Началось в музыке города Горького «новое время». А когда незаметно пролетели годы в консерватории, наиболее активных однокурсников — Ольгу Томину и Александра Скульского позвал на работу в филармонию Израиль Борисович Гусман. Первая должность — музыкальный редактор, за какую-то очень смехотворную зарплату. Но главное — появилась возможность бесплатно посещать все концерты!
«Музыка поднимала дух!»
В филармонии Ольгой Томиной пройдены все ступени служебной карьеры: музыкальный редактор, режиссёр лектория, художественный руководитель, и.о. директора. Одно непреложно — любовь к музыке, посещение концертов в любое время года и в любом настроении и состоянии. Даже когда сил, кажется, уже не остаётся, она заходит в зал и... оживает на первых тактах. Постоянные слушатели филармонии знают: практически на любом концерте в девятом ряду или около входа обязательно можно увидеть директора филармонии собственной персоной! Иногда летом пешеходы Покровки видят её возвращающейся с работы. Многие подходят, здороваются, вспоминают концерты, благодарят. Это ли не комплимент директору? Стабильность в хорошем смысле слова — стиль её жизни и работы.
Эволюцию в своём деле Ольга Николаевна всегда предпочитала революционным изменениям. Кажется, и она сама эволюционировала постепенно, в тридцать один год приняв на себя нелёгкое бремя управления сложным коллективом. Что остаётся самым трудным в этой работе и что помогает?
Ольга Томина:
— Отвергаю разговоры на тему: «Ой, филармония — это трудно, недоступно». Когда я начинала, социальная политика страны была очень мудрой: концерты в цехах, заводах, на селе — всё бесплатно. И я работала на таких концертах как лектор. Людям всегда открывалось что-то новое, то, что радовало, ошеломляло, слушали с удовольствием, признаваясь, что не знали, как это красиво.
Примеров силы воздействия музыки на людей в моей жизни было более чем достаточно. Никогда не забуду, как однажды с помощью филармонии спасла урожай колхоза им. Ленина в Большемурашкинском районе, где у нас был первый сельский филиал. Той осенью мне позвонил председатель колхоза Пётр Михайлович Соколов. У него погибал картофель на полях из-за раннего снега, комбайны увязали в мокрой земле, люди пали духом. Так вот, он попросил привезти хор им. Пятницкого в колхозный ДК! (У нас во многих сельских ДК были абонементы, мы привозили им и симфонический оркестр, и Квартет им. Бородина, и Познанского, и, конечно, хор им. Пятницкого). Мы провели оргработу, концерт состоялся. Колхозники сказали: «Ну, Пётр Михайлович, уважил, не уйдём с полей, пока не соберём весь картофель». И собрали... Колхоз себе вернул сторицей не только расходы на концерт, но ещё и большую прибыль получил. Какой государственный ум был у председателя: искусством и красотой поднял дух людей.
Вот эту радость от музыки, необыкновенную душевную гармонию хотелось бы разделить с каждым, кто приходит на филармонические концерты. Дословно «филармония» — это и есть «любовь к гармонии».
Каждый четвёртый — «наш» зритель!
Главной задачей филармонии сегодня, как и прежде, остается создание культурного пространства в Нижнем Новгороде: яркого, разнообразного, богатого традициями, шедеврами мирового искусства и современной музыкой, выступлениями мировых звёзд. Второе важное направление работы филармонии — музыкальное просветительство: продуманная система взаимоотношений филармонии с жителями города и региона, последовательное приобщение их к академическому искусству. Классическая музыка может быть понята всеми. Ольга Томина часто напоминает мудрые слова Д. Д. Шостаковича: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать». Вот в этом филармония и помогает нижегородцам. Наконец, третья миссия — сотворчество с местными артистами и коллективами. Если посмотреть на афиши филармонии — на них лучшие артисты и исполнители города. Вся эта работа даёт ощутимые результаты.
За годы работы Ольги Томиной симфонический оркестр и сама филармония первыми из провинциальных коллективов страны получили звание «академические», фестиваль им. А. Д. Сахарова был признан в России «Фестивалем года» и в 1999 году его высокий статус был подтверждён на международном уровне. В 2002-м по итогам Всероссийского конкурса «Окно в Россию» Нижегородская филармония признана «Лучшей филармонией года».
Ольга Томина:
— Филармония долгие годы была и остается культурными воротами города. Мы формируем вокруг себя культурное пространство, которое спорит с понятием ((провинция)). У нас есть всё, чем располагает мировое искусство. Мы часто замечаем: в крупных городах Европы каждый год — те же имена на афишах, что у нас. Новизна — для публики, а для нас — предмет большого труда и размышлений, поисков, удач, иногда и неудач.
Важная для нас миссия — подготовка зрителей к проникновению в современную музыкальную культуру. Мне повезло, я воспитывалась в музыкальной среде, у хороших педагогов, меня жизнь наградила наслаждением музыкой. Помните пушкинское: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»? Страдать — работа души, переживать, восхищаться, горевать, слушая музыку — нам дарована эта радость, и если мы её в себе открыли, обязаны ею поделиться со всеми, с кем нас сводит судьба.
И потому считаю, что мы обязаны работать со зрителями с детства. Мы выстроили систему приобщения нижегородцев с детских лет к филармонии. Концерты для детей бывали и раньше, но в 1969 году мы сделали абонементы с привлечением нижегородских музыкантов и лекторов, систему литературных утренников в школах. Дмитрий Николаевич Журавлёв, великий мастер художественного слова, назвал это явление «горьковским чудом». Это чудо мы бережно сохраняем! Сегодня мы предлагаем школам концерты для детей всех возрастов.
Вместе с оркестром студентов и преподавателей Московской консерватории С. Рихтер, Ю. Башмет, О. Каган, Ю. Николаевский, О. Томина (стоят), Н. Гутман (сидит в центре)
Одно дело поехать в город целому классу, а другое дело — мы приезжаем, исполняем классическую музыку, читаем настоящую литературу, прекрасным русским языком общаемся с детьми. Ныне у филармонии для этого имеется все необходимое, включая собственный автопарк. После этих встреч юные зрители приходят в центральный зал на концерты «Филармонии школьника», на абонемент «По ступенькам музыкальных знаний», многие становятся нашими постоянными слушателями. А затем приходят их дети и — внуки! Вот так и вырастают наши «аншлаги».
В. Берлинский, О. Томина, К. Казелонге на 1 МФИ им. Д. А. Сахарова. 1992 год.
Дирижирует Максим Шостакович, солистка Ирина Чуковская. VIII МФИ им. А. Д. Сахарова. 2004 год
И. Розенштейн, О. Томина, Т. Школьникова, С. Синицкая на первомайской демонстрации
…Мы проводим 1200 концертов в год для 300 тысяч зрителей. Получается, что каждый четвертый житель города бывает на наших концертах. При этом каждый концерт в ККЗ звучит один раз. Это значит, что 300 концертов в зале надо придумать на следующий год. Фактически наши сезоны — непрерывная череда премьер. Формируя новый сезон, анкетируем публику, общаемся, анализируем данные, базируясь на личных высказываниях слушателей и на кассовых сборах.
В итоге к нам можно привести ребенка любого возраста и пожилого человека любого возраста, и то, что будет происходить на сцене, будет их только радовать, за это не будет стыдно. Это самая главная моя позиция.
Что же касается продолжения той музыкальной «летописи жизни» всего общества, которая всегда отличала концерты и события вокруг филармонии, ее продолжение сегодня — это в первую очередь Сахаровские фестивали. Думаю, самое сильное средство увековечить имя — отметить его в искусстве. Словосочетание «Сахаровский фестиваль» стал устойчивым, узнаваемым, уже почти нарицательным, и тем самым мы сохраняем память об Андрее Дмитриевиче. И в содержании фестивальных программ это есть!
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Экспериментатор от музыки | Экспериментатор от музыки : [о руководителе академического хора «Виват» Дворца культуры ГАЗ А.С. Макаровой] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17. |
2 | Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой | Миндрин С. Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой : беседа с художественным руководителем Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова С. Миндриным / беседовали В. Шлыков, М. Федотова // Нижегородские новости. – 2019. – 29 мая (№ 41). – С. 24. |
3 | Созвучие душ и голосов | Мухина Е. Созвучие душ и голосов : [о хоре ветеранов «Волжане» Дворца культуры «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2019. – 21 февр. (№ 8). – С. 17 |
4 | Майя Суханова: «Танцы выверяю по секундам» | Жукова А. Майя Суханова: «Танцы выверяю по секундам» : беседа с основателем образцового ансамбля танца «Радуга» М. Сухановой // Патриоты Нижнего. – 2017. – 21 июня (№ 24). – С. 13 |
5 | Леногов Александр Александрович | Леногов Александр Александрович : [Электронный ресурс] : [о актере театра музыкальной комедии]. – Режим доступа: http://www.muzcomedy.ru/about/company/soloists/main/lenogov_alexander/ (дата обращения: 9.12.2016) |
6 | Томина Ольга Николаевна | Томина Ольга Николаевна [Электронный ресурс] // Нижегородская государственная академическая филармония им. М. Ростроповича. – Режим доступа: http://www.music-nn.ru/about/contacts/olga_tomina.php (Дата обращения: 18.06.2014) |
7 | Директор Филармонии — это образ жизни | Эпштейн Е. Директор Филармонии — это образ жизни [Электронный ресурс] : [о Томиной О.Н., директоре Нижегородской филармонии]. – Режим доступа: http://www.panikin.ru/0402-04.htm (Дата обращения: 18.06.2014) |
8 | Ольга Томина | Ольга Томина [Электронный ресурс] / беседовала А. Мазина : [о Нижегородской филармонии и ее директоре] // Столица Нижний. – 2014. – июнь. – Режим доступа: http://www.stolitsanmag.ru/?id=12669 (Дата обращения: 18.06.2014) |
9 | Ольга Томина: Русское искусство и мир — едины! | Курицын А. Ольга Томина: Русское искусство и мир — едины! [Электронный ресурс] : [о 13-м Сахаровском фестивале в Нижнем Новгороде] // INNOV.RU (Иннов.ру). 2014. – 22 мая. – Режим доступа: http://www.innov.ru/news/story/olga-tomina-russkoe-iskus/ (Дата обращения: 18.06.2014) |
10 | Ольга Томина: "От призвания, как от судьбы, не уйти" | Шлыков В. Ольга Томина: "От призвания, как от судьбы, не уйти" [Электронный ресурс] : [о директоре Нижегородской филармонии О. Н. Томиной] // Нижегородские новости. – 2012. – 9 июня. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-538324.html?page=20 (Дата обращения: 20.06.2014) |