Евгений Меньшов
Биография
Евгений Александрович Меньшов родился 19 ноября 1947 года в Горьком. В юности увлекался футболом, играл за горьковскую "Волгу". В 1971 году Евгений Александрович окончил Школу-студию МХАТ. Служил в Московском драматическом театре им. Н.В. Гоголя, сыграл более двух десятков ролей в кино.
На протяжении 18 лет с 1988 года Евгений Меньшов вместе с Ангелиной Вовк вел программу "Песня года".
С 2009 года является художественным руководителем кинокомпании "Изариус — фильм".
В 2005 году Евгению Меньшову было присвоено звание Народного артиста России. В 2007 награжден Орденом Почета.
Евгений Александрович женат, воспитал сына/
— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек — коренной нижегородец, который всегда хотел в Москву, а сегодня он вновь в Нижнем. У нас в гостях Народный артист России, известный многим, кто хоть раз смотрел "Песню года", Евгений Меньшов. Евгений Александрович, здравствуйте. От столицы еще не устали?
— Нет, от столицы не устал, потому что там настолько бурная, интересная и театральная, и киношная, и концертная, и телевизионная жизнь. Да и просто бурная жизнь.
— От бурной жизни как раз и не хочется отдохнуть?
— А Вы знаете, мы отдыхаем, мы отъезжаем из этого мегаполиса. Либо в Италию, либо в Нижний Новгород. Вы знаете, вот удивительно. Я не так часто бываю здесь, но когда приезжаю, у меня просто происходит какое-то отдохновение. Потому что начинаешь вспоминать детство, вспоминаешь юность, вспоминаешь театральное училище, своих друзей, товарищей, вспоминаешь своих педагогов замечательных, у которых мне довелось учиться.
— Все-таки Родина, она питает.
— Да, да, питает и дает что-то такое положительное, что хочется сюда все чаще и чаще ездить. И на подготовку к моему вечеру-концерту, который как Вы знаете, состоится 14 декабря в филармоническом зале им. Ростроповича, я приезжаю с огромным удовольствием.
— В юности Вы болели футболом — мало того, играли за нашу "Волгу".
— Да, это правда. За "Дубль-Волгу", когда она была в первой лиге. Тогда не было высшей лиги, тогда была первая лига.
— Я знаю, что Вы хотели стать Пеле, а тренер Вас поставил вратарем. Так ли это?
— Так, да. Потому что, когда я увидел матч, это был 1965 год. Даже не увидел, а услышал по радио, тогда сборная Бразилии, чемпионы мира приехали к нам в Советский Союз, и в Лужниках состоялся товарищеский матч. Тогда была очень сильная сборная страны, мы были, по-моему, чемпионами Европы в 1960 году, легендарные были мастера. Но Пеле, Гаринчи и вся остальная сборная, конечно, вызывала... и вот я, не отрываясь от радиоприемника, слушал прямой репортаж из Москвы, который вел великий Николай Николаевич Озеров. Помню, он говорит: "Вот, Пеле принимает мяч в центре поля, делает 2 шага к нашим воротам... посмотрим, что сделает этот легендарный футболист...гол!". Он за это время пульнул по воротам и Яшину в девятку вложил мяч. И вот это меня поразило. Как так можно, кудесник, волшебник! И мне захотелось стать таким же, быть кудесником.
— А Вас в ворота поставили. Смирились с этой ролью?
— Да, смирился. Потому что футбол это футбол. Это поражения, радость побед, это тренировки, какие-то новые города, потому что сборы, поездки. А мне-то было собственно 13-14 лет. В 15 лет я пошел и сдал форму, потому что мой мастер в нижегородском театральном училище легендарный Виталий Александрович Левский сказал: "Женя, выбирай. Или театр, или футбол". Я естественно выбрал театр. Но футбол остался моей любовью на всю жизнь. И даже могу сказать, что я чемпион мира по футболу среди команд... да, официально. Состоялся турнир — чемпионат мира по футболу среди команд актеров, музыкантов, то есть среди творческих людей, которые любят играть в футбол. Там было 16 команд, сильных. Но вот Бразилия, поразительно. Приехали музыканты, приехали художники, приехали творческие люди... Но Вы знаете, они так же играют как их легендарные футболисты. Это поразительно было. И вот финальный матч, когда мы с бразильцами в Новороссийске на центральном стадионе, кстати, показывала это "Россия 2", спортивный канал, в прямом эфире. Так получилось, что наш основной вратарь получил травму, и вот я как запасной встал на ворота. А счет был 3:2 в нашу пользу. Но видно было по ходу игры, что бразильцы решили взяться за дело и не дадут нам шанса, потому что они стали колотить с разных сторон, из разных положений. И меня поставили, поскольку наш вратарь сломал руку в прыжке при броске, неудачно приземлился. И вот тут, когда меня увидели бразильцы, они поняли, что они будут чемпионами мира, а наши заскучали. Но, тем не менее, камера зафиксировала 3 броска моих, а один мяч я вытащил, когда бразильцу, он стоял в районе 11-метровой отметки, подали мяч, и он спиной стоя к воротам, через себя бил. Какой-то тоже художник, я не знаю, композитор.
— Какая спортивная нация.
— Нет, потрясающе. Она футбольно-спортивная. А я этот мяч все-таки отразил. И мы победили со счетом 3:2. И нам вручили золотые медали чемпионов мира. Так что...
— Мои поздравления.
— Спасибо большое.
— Ваш сын учится на врача. Не жалеете, что актерской династии не получилось? Или, слава Богу?
— Вы знаете, я не скажу, что это, слава Богу, или жалею. Нет, я не жалею. Мне хотелось видеть его человеком, увлеченным своей профессией. И не важно, какая профессия, кем он будет. И то, что он будет врачом-стоматологом, и это ему нравится, это очень важно. Потому что он у меня год учился в Московском государственном университете на факультете японского языка и просто сбежал оттуда. Папа 3 месяца вообще не знал, думал, что он учится, а он где-то бегал.
— Папа, наверное, просто очень много работал, у меня такое ощущение.
— Ну, я понимал, что уже практически взрослый сын, должен все понимать, отвечать за свою жизнь и за свои поступки тоже. И вдруг... Меня это сильно огорчило. Потом он вдруг увлекся фотографией, начал снимать, делать очень хорошие снимки. И он решил стать кинооператором. Папа приложил некие усилия, и его взяли в подготовительную группу. И через 2 месяца папа узнает, что он тоже туда не ходит. Но как ни странно, когда он поступил в медицинское учебное заведение, он стал учиться. И вот эта кропотливая работа, вырезание и выпиливание, ему очень нравится. Он получает удовольствие.
— Рубрика "Короткие вопросы, короткие ответы". Говорят, что быт убивает любовь и романтику. Я понимаю, если мужчины дома пылесосят — все же для женщины это тяжеловато, но как Вас супруга умудрилась заставить посуду мыть?
— Она не заставляет. Я просто, когда вижу, что на кухне в мойке посуда, я мою посуду и за себя, и за супругу. Мне нравится видеть дом чистым, мне нравится, чтобы на кухне все было аккуратно. Мне, поверьте, не скажу, что доставляет огромное удовольствие, но я это делаю охотно.
— Говорят, что Вы еще капусту солите в зависимости от фазы луны.
— Да, это совершенно точно.
— Я знаю, что сажать растения надо на растущей луне, неужели так же и с капустой?
— Да, растущая луна. Но это буквально каких-то несколько дней, когда она переходит из фазы неполной луны в полную. Там 3 каких-то дня. И капусты нужен определенный сорт — сорт "Слава". И терка нужна не обычная, мы с Олей купили такую специальную терку, когда капуста нарезается длинными тонкими ломтиками. Солим мы в определенных пропорциях.
— Вы ее продаете, отдаете друзьям?
— Нет. Ну, если уж будет плохо в жизни, то будем продавать. Но пока, слава Богу, только для себя. Потому что она получается хрустящей, вкусной, удивительно ароматной. Тем более мы еще в прошлом году использовали новую технологию. Мы ее квасили в толстом полиэтилене. Такой мешок, мы там ее закрыли. Во-первых, она так долго хранится и не плесневеет. Очень долго держится такая капуста. Мы ее и на стол с лучком, с растительным маслом употребляем, и как гарнир она идет. Мы из этой капусты делаем кислые щи тоже, которые я очень люблю, а Оля их замечательно готовит. Она вообще замечательно готовит, тем более, она до того, как стала моделью и телеведущей, закончила Плехановский институт.
— Известные люди традиционно предпочитают сводить к минимуму общение с журналистами. А как у Вас с доверием к журналистам?
— Я не считаю, что так должно быть, потому что публичные люди должны нести крест публичности. Они должны уважать одну из древнейших профессий.
— Одну из древнейших. Это Вы…
— Нет, нет, нет. С журналистами надо общаться, конечно. Другое дело, я с этим столкнулся, что такими нечестными приемами они пытаются выбить согласие на участие в той или иной программе, а потом выясняется, что цель у них была совершенно другая. Я просто потом ограничил общение с этим каналом телевизионным, федеральным. Просто категорически не соглашаюсь там сниматься.
— На одном из сайтов поклонница так прокомментировала Вашу биографию: "Меньшов — большой умница. Только "Песня года" его испортила". Признавайтесь, как испортила? Звездную болезнь подхватили или вредные привычки приобрели?
— Я не знаю, насколько меня испортила "Песня года", но она дала мне пережить очень сложный период в жизни страны. Вот эти вот ужасные 1990-е годы. Я не заметил, как это прошло. Я понимал, чем жила в тот момент страна, какая ломка происходила, сколько было проблем. Тем не менее, это был популярный телевизионный фестиваль с самым большим рейтингом. Вся страна каждый год ждала этого финального концерта, садилась за стол 1 января и ждала свои любимые песни. И вот эти практически 20 лет, которые мы с Ангелиной Вовк вели этот фестиваль, эти годы были золотыми для "Песни года". Не потому, что мы вели. А потому что были замечательные композиторы, замечательные исполнители. Я могу назвать просто целую плеяду этих композиторов отечественных, начиная с мэтров и кончая молодыми, которые писали прекрасные песни. Это было для нашего народа большим праздником.
— Сейчас на тренингах по лидерству советуют перед публичным выступлением делать гимнастику, которую применяют артисты перед спектаклями — корчить рожи зеркалу. Вы чем-нибудь занимаетесь, чтобы подготовиться к публичному выступлению, концерту?
— Корчить рожу, это вряд ли. Этого не надо делать, это перебор. Даже у нас и в училище, и в школе-студии МХАТ, которую я закончил, и в кино боролись с этим, чтобы актер не хлопотал лицом. Понимаете, это считалось дурным тоном. Но разминку своего речевого аппарата я обязательно делаю.
— А что это за упражнения такие? Можно ли нам заглянуть за кулисы, скажем так?
— Я стою перед зеркалом и начинаю разрабатывать свой аппарат. (Показывает).
— Я думаю, что у большинства нижегородцев, которые нас смотрят, так не получится.
— Не получится. Так надо постоянно делать. Вы знаете, удивительная вещь. Буквально 3-4 минуты этого упражнения, и ты уже совершенно по-другому говоришь эти сложнейшие текст и речевые обороты. Так что это очень помогает.
— "Как вновь поднять нашу культуру?". Этот вопрос задают очень многие. Часто можно услышать жалобу на обилие насилия в кино и на телевидении. Я думаю, у вас тоже есть претензии.
— У меня есть очень большие претензии по этому поводу. Оля баллотировалась в прошлом году в депутаты "Единой России". И мы вместе создали программу о культуре и о том состоянии, в котором она находится. Это и кино, и телевидение, в первую очередь, театр, музейное дело и так далее. Мы все это взяли и написали программу, где основные постулаты, что нужно сделать, чтобы выйти из этого состояния. Мы не только находимся на нефте- и газозависимости. Но мы еще находимся в зависимости, я имею ввиду в культурном пространстве — мы полностью зависим от американского кино.
— Вы предлагаете как в Северной Корее, отказаться от иностранных фильмов?
— Нет-нет. Я хочу сделать, и Оля это предлагала на своих прймериз и заслуживала аплодисменты, сделать квотирование, как это сделали во Франции — 30 на 70% или 40 на 60%. И они прекрасно снимают свое кино и также пускают в числе этих 40% иностранного кинематографа хорошее американское, испанское, греческое и китайское кино. Но хорошее. Ведь не секрет, что у нас 98% американского кино, из них 76% класса "В", то есть отстой. Понимаете, американское кино хорошее со своей современной супертехнологией. Я с этим столкнулся, когда в 1984 году снимался в американском фильме "Петр Великий". Я играл там ни больше ни меньше Федора Апраксина — ближайшего сподвижника Петра. Петра играл Максимилиан Шелл, Ромадановского играл Омар Шариф, дважды оскароносец.
— То есть нельзя нам все время воспитываться только на американских фильмах?
— Конечно. Понимаете, новое поколение, молодежь подражает уже этой американской жизни, которая существует на экране. А это же тоже не настоящая американская жизнь. Это Голливуд, фантазия, совершенно выдуманная история.
— Хорошо. А вот советские фильмы. Ваше предложение, насколько я знаю, было перестать тратить деньги на раскрашивание старых черно-белых советских фильмов. А может, как раз разукрашивание подтянуло бы молодежь, может, они больше внимания обратили бы на эти старые советские фильмы?
— Нет. Дело все в том, что разукрашивание старых советских фильмов, которые были в черно-белом варианте... тогда не было таких технологий, не было цветной пленки. А вот почему разукрасили фильм "Семнадцать мгновений весны". Это же было осознанное решение Леозновой. Это значит, мы вторгаемся в ее авторские творческие фантазии. И мы нарушаем это. Так что здесь надо быть очень-очень осторожным. Может быть, "Волгу-Волгу" и можно разукрасить, но "Семнадцать мгновений весны" не надо. Не надо трогать черно-белый аскетичный вариант, в этом есть важный смысл и стиль фильма.
— Вы оптимистичны по поводу будущего нашего кинематографа, телевидения? Или Вы полны пессимизма?
— Нет. Я не полон пессимизма. Я оптимист. Потому что я вижу, что вокруг меня, вокруг нас очень много талантливых молодых людей, актеров, режиссеров, драматургов, сценаристов. То есть наша земля не оскудевает, она рожает и выдает нам очень талантливых людей. Но мы должны очень бережно относиться к этим талантам, их очень легко загубить этими мыльными сериалами, которые мы штампуем. Актеры на этих мыльных сериалах не растут актерски. Мы гробим их. Я понимаю, что им надо зарабатывать деньги и кормить семью, но к этому надо относиться осторожно. Потому что можно все очень быстро растратить.
— Рубрика "На острие". Самые острые вопросы нижегородцев. Денис, студент "Нижний сейчас становится гастрольным центром: кто только к нам не приезжает. Но скажите, почему билеты на концерт зарубежных звезд зачастую стоят дешевле, чем отечественных. Например, сходить на британских рокеров Garbage до 3,5 тыс. рублей, а на наших отечественных Би-2 до 4,5 тыс. рублей. Наша жадность границ не знает?
— Я думаю, что дело не столько в жадности, а в том, сколько стоит выступление на круг, то есть вся организационная часть, чтобы покрыть затраты на декорации, рекламу. Ведь не секрет, что на телевидении, на радио реклама стоит бешеных денег, неадекватных. И это все закладывается в цену билета. Вот почему. Леонтьев выдал шоу грандиозное в Кремлевском дворце, и я понимаю, сколько это стоило. Если у тебя нет спонсоров, даже не просто спонсоров, а богатых спонсоров, которые могли бы помочь в этом плане, то шоу ты никогда не сделаешь.
— Кстати, у Вас в декабре в Нижнем также состоится концерт — у Вас дорогие билеты?
— Нет, недорогие. Потому что я все-таки люблю свою родину.
— Почему гастроли начинаете именно в Нижнем? Нижний круче Москвы и Санкт-Петербурга?
— Совершенно верно, потому что это город, в котором я родился, вырос, где я учился и получил профессию. Это моя благодарность.
— Что ждет зрителей?
— Зрителей ждет много неожиданностей. Они увидят меня совершенно в ином качестве. Потому что недавно на юбилее Иосифа Давыдовича Кобзона я вышел на сцену и спел для него песню, известную песню, которую исполнял замечательный актер и певец Владимир Трошин. И когда я уже сходил со сцены, ко мне подбежал известный композитор Слава Добрынин и сказал: "Слушай, почему ты 20 лет вел песню, а не пел? Тебе надо было петь". И он придал мне какой-то импульс. И я записал 14 песен из золотого фонда отечественной песни. Я буду читать Пушкина, юмористические рассказы Зощенко, Чехова. Я буду много рассказывать и шутить. Я думаю, что это будет легко и весело.
— Нижний изменился за последнее время? Какое впечатление у Вас от современного Нижнего Новгорода?
— Вы знаете, я могу сравнивать его только с Москвой. Почему? Берем Москву как эталон российских городов. Там действительно стали улицы чистыми, там действительно красиво, там очень большое внимание уделяют состоянию города. Здесь администрации очень сложно, потому что все упирается опять в деньги. Но мне кажется, что к 2018 году, моему родному Нижнему сделали подарок, сюда пойдут большие деньги, город начнет хорошеть и преображаться. Я уверен, что мы увидим другой Нижний.
— Вопрос от читателей "Аргументы и факты, Нижний Новгород". Елена Прокофьевна Триглазова, Нижний Новгород: "Не кажется ли вам, что в кино вы могли бы сделать больше? Все ваши работы — яркие и запоминающиеся, но почему ролей так мало и большинство из них эпизодические? Не жалеете, что роман с кино у Вас не сказать, чтобы был бурным?"
— Дело в том, что здесь есть неточность. У меня эпизодических ролей практически нет. Ну, первая картина "А зори здесь тихие", там эпизодик, где молодые студенты приезжают на место событий, которые происходили 30 лет назад. Я очень тщательно всегда выбирал те картины, в которых мне предлагали сниматься, и те роли, в которых мне предлагали работать. Потом большая загруженность в театре. Я был одним из ведущих актеров театра им. Гоголя и порой играл по 30 спектаклей в месяц. Причем тяжелейших — "Дуэль" Чехова, "Декамерон", где я играл за спектакль 8 ролей. Много было всего. Меня иногда утверждали на роли, а театр не отпускал. Допустим, в фильме "Люди на болоте" я был уже утвержден Виктором Туровым на роль, которую играл Боря Невзоров и потом получил государственную премию. Меня не отпустил театр с гастролей в Ижевске, хотя я уже должен был вылетать на съемки в Белоруссию.
— Как крепостной получается.
— Да, так и получалось. Потом случай был с Олегом Янковским в картине "Влюблен по собственному желанию". Микоэлян меня утвердил на эту роль. Я поехал на гастроли, и нужно было в театре подписать письмо, чтобы согласовать график. Главный режиссер меня отпустил. Он сказал: "Мне что, театр закрывать?".
— Хорошо, когда есть такая востребованность?
— Это замечательно. Но упускать такие роли, такие возможности... Вы знаете, очень жалею, что так получилось.
— Ваша формула успеха, какому правилу Вы следуете по жизни?
— Делай, что должен, и будь, что будет.
— Мы подошли к финалу. Если Вы правильно ответите, получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений", если неправильно, то "Прогулки с бабушкой". Но сначала вопрос. Футболом Вы сейчас болеете в основном сидя на диване перед экраном телевизора, или все же на поле-то выходите?
— Нет, сейчас я не играю. А болеть, конечно, болею. Но, к сожалению, наши футболисты, в частности, сборная не показывали в последние годы такой достойной игры, когда можно было бы ходить на стадион. Поэтому болею на диване.
— Ну не будем грустном. Что однажды спровоцировал футбольный матч? Варианты ответа: массовую истерию, войну, финансовый кризис, эпидемию гриппа.
— Так предполагаю, что войну, потому что Гандурас и Сальвадор 2 небольшие страны, но там живут очень темпераментные люди, в том числе и в правительствах. Я думаю, что на этой почве могли бы и повоевать друг с другом.
— Поражение сборной Гондураса от сборной Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа Чемпионата мира по футболу, спровоцировавшее массовые беспорядки в обеих странах, стало непосредственным поводом шестидневной войны между этими странами, начавшейся 14 июля 1969 года. И хотя причины войны носили территориальный и экономический характер, этот конфликт вошел в историю под названием "футбольной войны". Кстати, мирный договор между странами был подписан только через 10 лет после окончания войны.
— Замечательно, как я угадал.
— Спасибо Вам за участие в программе. Успешного Вам концерта, любви и уважения огромного количества людей, которые вас знают.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Актер Евгения Меньшова: «И автозаводские парни могут прославиться на всю страну!» | Алешин А. Актер Евгения Меньшова: «И автозаводские парни могут прославиться на всю страну!» : [актер-автозаводец Евгений Меньшов] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 28 окт. – 2 нояб. (№ 88). – С. 23. – (Знай наших!). |
2 | Настоящий джентльмен | Сергеева В. Настоящий джентльмен [Электронный ресурс] : [об актере Е. Меньшове]. // Известия. – 2015. – 22 мая. – Режим доступа: http://voozl.com/material/nastoyaschiy-dzhentlmen3 (Дата обращения: 02.02.2016) |
3 | Меньшов рассказал о своей молодости в Нижнем Новгороде | Меньшов рассказал о своей молодости в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс]. // Время. – 2012. – 2 нояб. – Режим доступа: http://www.vremyan.ru/news/menshov_rasskazal_o_svoej_molodosti_v_nizhnem_novgorode.html (Дата обращения: 02.02.2016). |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
4 | Зоя Куликовская: «Я всю жизнь делаю свой театр» | Жукова А. Зоя Куликовская: «Я всю жизнь делаю свой театр» : [интервью с гл. режиссером Народного театра ДК ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 3 мая (№ 17). – С. 13 |
5 | Леногов Александр Александрович | Леногов Александр Александрович : [Электронный ресурс] : [о актере театра музыкальной комедии]. – Режим доступа: http://www.muzcomedy.ru/about/company/soloists/main/lenogov_alexander/ (дата обращения: 9.12.2016) |
6 | Евгений Меньшов — Великий Актер! | Евгений Меньшов — Великий Актер! [Электронный ресурс] : [интервью с актером]. // Spletni.net. – 2014. – 11 апр. – http://spletni.net/2685-evgeniy-menshov-velikiy-akter.html (Дата обращения: 12.03.2015) |
7 | Евгений Меньшов. Возвращение на родину | Алешин А. Евгений Меньшов. Возвращение на родину : [о Е. Меньшове, народном артисте РФ] // День города. – 2012. – 19-25 дек. – С. 23 |
8 | Евгений Меньшов: После смерти мамы мой сын перестал разговаривать | Гордеева Я. Евгений Меньшов: После смерти мамы мой сын перестал разговаривать [Электронный ресурс] : [о жизни и творчестве актера]. // Экспресс газета. – 2012. – 26 февр. – Режим доступа: http://www.eg.ru/daily/cadr/30456/ (Дата обращения: 11.03.2015) |
9 | 60 лет в игре | Зинина М. 60 лет в игре : [о З.Н. Куликовской, народном театре и его актерах] // Автозаводец. – 2008. – 29 марта. – Добрый день. – С. 1-2 |
10 | Истории из чулана как лекарство от равнодушия | Зинина М. Истории из чулана как лекарство от равнодушия : [о спектакле народного театра ДК ГАЗ по пьесам Т. Уильямса] // Автозаводец. – 2006. – 18 окт. – С. 3 |