Этапы пробега

Седоков М. Этапы пробега : [о истории спортивных пробегов на приз газеты «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2016. – 10 марта (№ 26). – С. 4

1947 год. Свежи в памяти ужасы Великой Отечественной войны, но благодаря таланту и самоотверженному труду миллионов граждан страна поднимается из руин. Разрастаются города, в колхозы и на стройки поступает ГАЗ-51 — самый массовый грузовик своего времени. Надежда на мирное будущее, небывалый трудовой энтузиазм... В такой атмосфере в нашем районе стартовал I легкоатлетический пробег на призы газеты «Автозаводец». Через несколько месяцев юбилейная, 70-я по счету эстафета, вновь объединит лучших спортсменов ГАЗа, а пока мы полистаем газетные подшивки и вспомним, как год от года менялись соревнования.

Вот уже много лет автозаводские бегуны встречаются по традиции в третье воскресенье мая на площади перед Дворцом культуры ГАЗа. А первая эстафета на призы нашей газеты состоялась 14 сентября 1947-го — она подвела итоги летней спортивной кампании в коллективах. Иным тогда был и маршрут пробега. Как писали наши коллеги тех лет, от здания райсовета легкоатлеты следовали по проспекту Молотова (ныне — Ильича), сворачивали на Октябрьскую улицу, далее — на Комсомольскую, Школьную и финишировали в нескольких метрах от стартовой площадки. Здесь была развернута трибуна с портретами вождей. В том памятном пробеге приняли участие около 750 человек — празднику не помешали ни хмурая осенняя погода, ни рабочее воскресенье. Победителям вручили переходящий приз — модель легкового автомобиля «Победа». Первенство среди мужских команд завода завоевали сотрудники ремонтно-механического корпуса, пробежавшие 4100 метров за 12 минут 29 секунд. Среди девушек самыми быстрыми оказались представительницы ремесленного училища № 1 (2800 метров преодолели за 10 минут 29 секунд). Закончилась эстафета футбольным матчем на центральном стадионе «Торпедо» — автозаводцы встретились с игроками московского клуба «Буревестник».

«Девушки боятся бегать...»

Перед эстафетой оргкомитет провел огромную подготовительную работу. Это была пора преодоления трудностей, общих побед, единого порыва и... жесткой критики всех и вся. Дух времени лучше всего передают выдержки из публикаций «Автозаводца» 1947-1948 годов:

«День эстафеты приближается, но подготовка к ней развернута далеко не достаточно. Во многих цехах завода команды не созданы, тренировка участников соревнований не проводится. В сборочном цехе, где более 200 молодых рабочих и работниц, физорг Андреев заявляет: «У нас нет бегунов». Такое положение с подготовкой к эстафете в комсомольских организациях завода — серьезный укор заводскому комитету ВЛКСМ и его секретарю тов. Галкину. Являясь членом оргкомитета по проведению пробега, он пустил это дело на самотек».

«Плохо с комплектованием команд обстоит в заводоуправлении. Руководитель комсомольской организации заводоуправления тов. Бобкова заявляет:

— Девушки у нас боятся бегать!

Это, конечно, неверно. Беда в том, что тов. Бобкова сама не проявляет нужной инициативы в подготовке к пробегу. Надо сказать, что и профсоюзная организация заводоуправления совершенно не думает над вопросом подготовки к эстафете».

Место встречи

В 1957 году широко проходит десятый пробег на призы «Автозаводца». В газете печатаются рассказы о спортсменах, много стихов, посвященных соревнованиям. Учреждены призы «За массовость», среди которых — художественный макет нового автомобиля «Волга». Чтобы побороться за награды, подразделениям нужно было выставить не менее 15 команд. Десятая эстафета и правда получается многочисленной. В ней принимали участие 389 команд, что на тот момент было рекордом. В последующие годы на этапы пробега выходило до 4 тысяч человек, еще больше было болельщиков, которые занимали все свободное пространство по пути соревнования.

В 1963-м старт и финиш пробега впервые проходит на привычном для нас месте — площади имени И. И. Киселева. С 1992 года в нем принимают участие инвалиды-колясочники общества «Шанс»: для них пробег — это и место встречи, и площадка, на которой можно привлечь внимание общества к проблеме создания безбарьерной среды.

Спустя десять лет мужские и женские этапы эстафеты становятся равными по дистанции. А в 2005 году по улицам Автозавода бегут сотрудники почти всех площадок вновь образованной «Группы ГАЗ» — из Павлова, Ликино-Дулева, Ярославля, Арзамаса, Саранска, Ульяновска. Так спорт объединил наших коллег из разных городов, а мероприятие вышло на новый уровень.

Хештег «пробег»

Последние годы пробег открывают активисты Клуба ветеранов спорта Автозаводского района во главе с Ольгой Ивановной Коптюх.

Активно включаются в соревнования дилеры марки «ГАЗ» и организации района. Благодаря школьникам, студентам вузов и средне-специальных учебных заведений эстафета оставляет след на просторах Всемирной паутины: пользователи социальных сетей делятся впечатлениями и выкладывают фотографии с хештегами (англ. «пометка», «ветка обсуждений») #пробег, #Автозаводец и др.

Второй год подряд «прологом» к основной программе становится массовый забег для всех желающих вокруг площади перед Дворцом культуры ГАЗа. Прошлые соревнования были посвящены 85-летию нашей газеты: перед тем, как спортсмены вышли на старт, на трибуне состоялось награждение победителей фотоконкурса «Автозаводец — это про нас!». Десятки подписчиков откликнулись на призыв редакции и прислали кадры, демонстрирующие единство газеты, завода и района. Пробег меняет формат, становится компактным и динамичным, но сохраняет традиции, объединяя жителей разных поколений.

Михаил СЕДОКОВ

Фото Артема СЕМЕНОВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Великие не уходят насовсем Рылов А. Великие не уходят насовсем : [об открытии памятника хоккеисту нижегородского «Торпедо» Александру Суворцову на Бугровском кладбище] // Нижегородский спорт. – 2023. – 6-12 сент. (№35). – С. 3. – (Память).
2 Александр Скворцов: легенда отечественного хоккея Александр Скворцов: легенда отечественного хоккея : [самый титулованный игрок нижегородского «Торпедо» А. Скворцов] / подготовил С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2023. – 6-12 сент. (№ 79). – С. 22. – (Спортплощадка).
3 Под номером один Лотова К.Н. Под номером один : [беседа со знаменитой автозаводской спортсменкой – чемпионкой СССР по прыжкам в длину Капитолиной Лотовой] / беседовала Е. Власова // Нижегородский спорт. – 2023. – 12-18 июля (№ 27). – С. 6-7.
4 «Чайка»: воплощение мечты Панова О. «Чайка»: воплощение мечты : [о реконструированном стадионе «Чайка» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2023. – 12 янв. (№2). – С. 3.
5 Хранительница спортивных традиций Андайкин С. Хранительница спортивных традиций : [о руководителе клуба ветеранов спорта Автозаводского района О.И. Коптюх] // Автозаводец. – 2020. – 17 дек. (№ 51). – С. 14
6 Посвящение легенде Федотова, О. Посвящение легенде : [граффити с изображением В.С. Коноваленко в Автозаводском районе] // Автозаводец. - 2022. - 8 дек. (№ 49). - С. 17. – (Память).
7 Молотобоец №1 Гусев А. Молотобоец № 1 : [об автозаводском спортсмене В. Пронкине] // Автозаводец. – 2021. – 19 авг. (№33). – С. 18. – (К вершинам Олимпа).
8 Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный Алешин А. Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 28 апр. – 4 мая (№ 32). – С. 22. – (Знай наших).
9 Самая яркая Гусев А. Самая яркая : [об автозаводской конькобежке Наталье Ворониной] // Автозаводец. – 2021. – 8 апр. (№14). – С. 16. – (К вершинам Олимпа)
10 Кубкам и медалям счет потеряли! Знаменитая спортивная династия Коптюх-Садовых Коптюх И. Кубкам и медалям счет потеряли! Знаменитая спортивная династия Коптюх-Садовых : [о своих знаменитых родственниках-спортсменах пишет ученик И. Коптюх в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 183-184.

Страницы