Достойные уважения

Шерстинский В. Достойные уважения : [о конструкторах ГАЗ А.Д. Просвирнине и А.Н. Водопьянове] // Автозаводец. – 2019. – 12 сент. (№37). – С. 16.

10 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Дмитриевича Просвирнина, главного конструктора Горьковского автозавода с 1958 по 1987 год. А 11 сентября 95-летие отметил бы Александр Николаевич Водопьянов, который почти 20 лет руководил доводкой испытательного оборудования КЭО-УКЭР.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И ЭРУДИТ

Александр Дмитриевич Просвирнин родился в Саранске, в семье агронома, в 1931 году окончил среднюю школу. В то время в стране полным ходом шла индустриализация, государство остро нуждалось в технических кадрах. А. Просвирнин мечтал стать авиаконструктором, но сначала устроился на Пензенский велозавод, где освоил профессию токаря. Через два года поступил на механический факультет Рыбинского авиационного технологического института, изучал проектирование авиационных двигателей. Но в 1937 году отца А. Просвирнина по доносу объявили врагом народа (впоследствии он был оправдан), и Александра, несмотря на хорошую успеваемость, исключили с последнего курса института.

В поисках работы он оказался в Горьком, где сначала устроился токарем на завод имени Ульянова (ныне – «Термаль»), а в 1938 году перешел на ГАЗ. Его приняли инженером-конструктором в КБ шасси и двигателей технического отдела. В 1940 году Александр Дмитриевич с отличием окончил заочный факультет Горьковского индустриального института (ныне НГГУ им. Р. Е. Алексеева) по специальности «Автомобили и тракторы» и получил квалификацию инженера-механика.

В техническом отделе он начинал с проектирования рам грузовых автомобилей ГАЗ-ММ и ГАЗ-51, внедорожников ГАЗ-64 и ГАЗ-67. В начале Великой Отечественной участвовал в разработке конструкции легкого танка Т-70. В 1943 году, когда в войне произошел коренной перелом, конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО) начал проектировать новые автомобили для мирного времени. За незаурядные  инженерные способности А. Просвирнина назначили ведущим конструктором ГАЗ-51. В 1952 году он стал начальником КБ грузовых автомобилей, а уже в 1958-м – главным конструктором ГАЗа. В этой должности он проработал 29 лет. Под его руководством были разработаны грузовики ГАЗ-52, ГАЗ-53А и ГАЗ-53Ф, полноприводный ГАЗ-66, а также целый ряд образцов специальной техники.

В области легкового автомобилестроения были спроектированы и запущены в производство машины среднего класса «Волга» ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 с модификациями, большого класса ГАЗ-14 «Чайка», разработан проект принципиально нового семейства автомобилей с полным приводом ГАЗ-3105/3104 и унифицированного с ними переднеприводного ГАЗ-3103. Все легковые модели, начиная с ГАЗ-24, впервые в стране стали соответствовать международным требованиям пассивной безопасности по кузовам, сиденьям, ремням безопасности, подголовникам, тормозным системам, освещению.

С именем А.Просвирнина связаны начало «дизелизации» и «газификации» на Горьковском автозаводе. Был создан ГАЗ-4301, оснащенный первым отечественным дизельным двигателем среднего литража с воздушным охлаждением, освоены модификации ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-24, ГАЗ-24-02 на сжатом и сжиженном газе.

К большим заслугам А. Просвирнина следует отнести развитие материально-технической базы КЭО-УКЭР: строительство нового корпуса, оснащение опытного производства и центра испытаний современным оборудованием, сооружение полигона.

Александр Дмитриевич получил пять патентов на изобретения и промышленные образцы техники. Он входил в состав редколлегии журнала «Автомобильная промышленность СССР», целого ряда научно-технических советов и комиссий при правительстве. Ему принадлежат 22 научные публикации в различных изданиях. В течение 20 лет он возглавлял Государственную экзаменационную комиссию по защите дипломных проектов по специальности «Автомобили и тракторы» в Горьковском политехническом институте.

За успехи в развитии отечественного автопрома А. Просвирнин был награжден пятью золотыми и одной серебряной медалью ВДНХ, орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, шестью медалями, почетным знаком «Ветеран автомобильной промышленности СССР». Ему были присвоены звания «Ветеран труда» и «Заслуженный автозаводец».

Александр Дмитриевич был человеком широкой эрудиции и высокой культуры, требовательным, и при этом чутким, отзывчивым, необычайно скромным и честным. Очень любил рыбалку, охоту, собирать грибы и ягоды. Увлекался фото- и киносъемкой, неплохо рисовал пейзажи. Проявил себя и в музыке – хорошо играл на скрипке и домре.

Скончался он в 2005 году, оставив яркий след в истории Горьковского автозавода. Многие квалифицированные специалисты КЭО-УКЭР продолжили дело его жизни.

ПЕРВОПРОХОДЕЦ ДОВОДКИ

Александр Николаевич Водопьянов родился в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Позднее семья переехала в Горький, отец устроился на ГАЗ. Успешно окончив школу, А. Водопьянов в 1945 году пошел работать лаборантом в Горьковский индустриальный институт, где изучил конструкцию двигателей внутреннего сгорания.

Через четыре года его приняли на Горьковский автозавод слесарем механосборочных работ, в группу приборов и измерений КЭО. Здесь он впервые попробовал свои силы в конструировании устройств для измерения параметров автомобиля. За успехи на этом поприще его перевели в инженеры. Окончив вечернее отделение политехнического института, Александр Николаевич получил диплом инженера-механика.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов на Горьковском автозаводе, следуя мировой практике, все больше деталей, узлов и агрегатов стали испытывать в стендовых условиях. Это значительно снижало затраты и сокращало время тестирования. Возникла необходимость в расширении работ по проектированию, изготовлению, наладке и доводке стендового оборудования.

На заводе было создано бюро проектирования испытательного оборудования, а в 1968 году в его структуре организовали группу по наладке и доводке, в дальнейшем преобразованную в КБ. Ее возглавил высококвалифицированный специалист и умелый организатор А. Водопьянов. Под его руководством вплоть до 1987 года были запущены практически все стенды для испытания узлов и агрегатов легковых и грузовых автомобилей марки «ГАЗ».

В 1980-х КБ доводки испытательного оборудования начало проектировать стенды с более сложными автоматизированными системами управления. На базе впервые созданных в нашей стране роторных и линейных гидроцилиндров с гидростатическими подшипниками были изготовлены стенды для испытания кузовов легковых автомобилей, рам и кабин грузовиков. Применение гидроцилиндров с электронными системами управления позволило максимально приблизить нагрузки кузовов и рам на испытаниях к реальным условиям эксплуатации. Стенды с автоматическими системами управления были запущены для испытаний и других агрегатов, узлов и деталей.

А. Водопьянов получил шесть авторских свидетельств на изобретения. За высокие достижения он был награжден медалью «Ветеран труда», серебряной медалью ВДНХ, почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР» и «Победитель соцсоревнования». Ему было присвоено звание «Лучший конструктор объединения», а имя талантливого специалиста занесено в Книгу почета завода.

Александр Николаевич ушел из жизни в 2018 году в родном селе Гремячая Поляна. До сих пор его вспоминают добрым словом. Налаженное его коллективом стендовое оборудование продолжает исправно работать, помогая улучшать качество автомобилей ГАЗа.

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец,
ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Эпоха Просвирнина Кудрявцев Ю.В. Эпоха Просвирнина : [о главном конструкторе Горьковского автомобильного завода] / Ю.В. Кудрявцев, В.Э. Шерстинский // Автозаводец. – 2014. – 9 сент. (№ 102). – С. 3.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
3 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
4 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
5 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
6 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).
7 Конструктор и летописец Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
8 Неординарная личность Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15.
9 Дирижер свершений Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого).
10 «Мы – машиностроительная страна»! «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда).

Страницы