Денежная реформа

Гордин А. Денежная реформа : [об отмене карточек и денежной реформе 1947 года на Автозаводе] // Автозавод online. – 2012. – 11-23 сент. (№ 50). – С. 4

Как проходила отмена карточной системы на Автозаводе

В маленькой комнатушке красного уголка барака №5, примостившегося на 8-й линии Старо-Восточного поселка Автозавода, стояла невыносимая духота. Пропагандист Волков, вспотевший от жары и каверзных вопросов, которые беспрестанно задавали жильцы, срывая утвержденный райкомом план беседы, едва сумел перевести разговор с высоких цен на автозаводском рынке к положению в Германии. Но тут рассказ агитатора, постепенно переходивший в плавную зевотную лекцию, неожиданно прервался громким возгласом фронтовика Кипятина, демобилизовавшегося недавно из армии: «Эх, братцы, живет же немчура, я вам скажу! Дома, дороги — дритте, битте! Зашли мы, значит, на одну ферму в районе Рангсдорфа...»

Что удивило бойца на маленьком хуторе, лежавшем на берлинском направлении удара советских частей, узнать не удалось. Минутное затишье разом сменилось общим гвалтом.

«Ты давай поаккуратнее», — успел крикнуть пропагандист Волков орденоносцу Кипятину, прошедшему с боями от Волги до Берлина и не боявшегося никого и ничего. В эту минуту дверь открылась и в комнату влетела Клава Громова, с ходу скороговоркой выпалив: «Ой, сейчас будет важное правительственное сообщение!». Знакомый голос диктора зачитал постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары. Затаив дыхание, сидя плечом к плечу люди слушали это радостное известие, вспоминая тяготы ушедшей войны, надеясь на новую счастливую жизнь. На Автозаводе заканчивалось воскресенье 14 декабря 1947 года, ставшее памятной датой в истории...

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Советский Союз вышел из Второй мировой войны великой державой, не сломленной врагом и спасшей человечество от катастрофы. Первые годы мирной жизни для большинства рядовых советских граждан оставались по-прежнему тяжелыми. Во второй половине 1946 году возникло критическое положение в товарном секторе страны, вызванное засухой и неурожаем зерна. Хотя собранного зерна с учетом имевшихся резервов было достаточно для нормального обеспечения всего населения страны, власть решила сохранить запасы за счет сокращения потребительской корзины. Отметим, что в 1946 году торговая сеть была представлена двумя основными секторами. Первый — магазинами, в которых продукты гарантированно по относительно низкой цене отоваривались рабочими и инженерами по карточкам, и второй — рынок, где можно было купить все что угодно, но уже по высоким ценам. 16 сентября 1946 года вышло постановление правительства, в соответствии с которым снижались коммерческие цены и повышались пайковые. Одновременно рабочим и служащим, имевшим ставки и оклады не выше 900 рублей в месяц, поднимали зарплату. Средняя зарплата рабочих автозавода выросла на 18 %, а общесоюзные цены по карточкам выросли за один день на хлеб и макароны примерно в 3 раза, мясо, сыр, молоко — более чем в 2 раза. В магазинах коммерческая цена была снижена незначительно, а цены на рынках вообще остались прежними. В стране начался голод, который продолжался с ноября 1946 года по август 1947 года. Историк Зима отмечает, что правительство «сознательно пошло на голод, тем самым сохранив, а осенью 1947 года еще на 80-90% пополнив запасы зерна».

СОЦГОРОД В КАРТОФЕЛЕ

По-прежнему во второй половине 1940-х годов на ландшафтной карте Автозавода все пустующие участки были заняты картофельными полями рабочих. Из дневника Лапшина: «Сегодня закончил картофельную кампанию. Лучше всех картофель был на участке у поликлиники — крупный и много на кусте. Эти два дня по Соцгороду беспрерывно везли картофель — на автомобилях, на лошадях, на телегах». 14 декабря 1947 года было принято постановление о проведении денежной реформы и об отмене карточек на продовольственные и промышленные товары. Слухи о грядущих изменениях появилась за несколько недель до реформы, и часть населения района, у которой были деньги, бросилась в магазины.

Из дневника Лапшина: «30 ноября. Воскресенье. Распространились слухи, что будет обмен денег. Лица, имеющие в своих кубышках и чулках, кинулись по магазинам... и начали покупать товары. В магазинах толчея, как перед праздником». Правительственное постановление было принято и передано по радио 14 декабря 1947 года (воскресенье) в шесть вечера, а опубликовано в печати — в понедельник, 15 декабря. «14 декабря. Воскресенье. Сегодня по радио объявили указ об обмене денег и об отмене карточной системы. Старые деньги будут обмениваться из расчета 10 руб. за 1 руб. У нас с Валей сохранилось всего 700 рублей. Тратить было некуда. После того как закрыли магазины, на базаре все вздорожало, да и мало продавцов было. Теперь цены резко должны снизиться. Раз хлеб будет без карточек — все пойдет дешеветь», — записал инженер Лапшин.

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

На Автозаводе в связи с принятием постановления прошли митинги и собрания трудящихся. «Лично товарищ Сталин проявляют неустанную заботу об улучшении жизни трудящихся», — заявил на митинге рабочих литейного цеха №3 стахановец Гусев.

В соответствии с постановлением со вторника (16 декабря) в обращение запускались денежные знаки нового образца. Обмен, осуществлявшийся только в период 16 по 22 декабря, проводился следующим образом: наличные деньги — 10 рублей старых к 1 рублю новых, на счетах сберкасс суммы до 3000 рублей оставались без изменений в номинальной стоимости, более высокие суммы переоценивались уже три рубля старых на два рубля новых (до 10000 рублей) и два рубля старых на один рубль новых (свыше 10000 рублей). Эта реформа должна была ударить по «спекулянтам — кубышечникам», жителям деревни, которые держали «деньги на руках», и изъять из обращения фальшивые деньги, ходившие в большом количестве на оккупированных немцами территориях. Одновременно с 16 декабря отменялись карточки. Вот первый день «свободной торговли» на Автозаводе: «16 декабря 1947 г. Вторник... На нашей улице три хлебных магазина. Утром зашел в один. Народу почти никого. Продавцы свободны. Попросил свесить мне один килограмм. Продавщицы удивляются — почему беру один килограмм. «Мы и гирь-то таких не припасли, полагая, что все будут брать по кирпичику (2 кг)». Бери хлеба сколько хочешь», (дневник Лапшина).

Некоторые «товарищи» старались спасти свои «кровно нажитые» капиталы. Так, в Горьковской области стали известны факты, что заведующий торговым отделом Уренского райпотребсоюза В. купил на старые деньги водки и затем пытался пустить ее в продажу после введения новых дензнаков образца 1947 года (был осужден к 8 годам тюрьмы).

Действительно, после отмены карточной системы и денежной реформы ситуация в области снабжения стала постепенно изменяться. Хотя такие продукты питания, как мясо, масло, сахар оставались все еще недоступными для рядовых граждан.

Автор выражает искреннюю благодарность Гамаюновой Галине за помощь в подготовке материала.

Гордин А.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Гагарин в Горьком Знаменский В. Гагарин в Горьком: два дня в феврале 1963 года : [о пребывании Ю.А. Гагарина в г. Горьком, в том числе и в Автозаводском районе] // День Города. Нижний Новгород. – 2023. – 1-7 марта (№ 16). – С. 6-7. (Как это было).
2 Город-сказка, город мечта Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021).
3 Корни и крона Земли Нижегородской Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276
4 Прадедушку заставили получить квартиру… Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195
5 Почему Виктория гордится своей семьей Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185
6 Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227
7 Сделать шаг в сторону добра Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191
8 История моей семьи уходит корнями в далекие времена… Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199
9 Храбрые на море, надежные на земле и в небе Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193
10 Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев Чеботарева В. Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев : [воспоминая З.И. Нерословой о работе на автозаводе в годы войны] // Нижегородские новости. – 2020. – 11 марта (№ 20). – С. 11. – (75 лет Победы).

Страницы