Чужих детей не бывает. Интервью с первым директором ДКШ
Тамара Смольянинова совсем недавно отметила свое 85-летие. А ее главный проект — Дом культуры школьников — празднует полувековой юбилей. Тамара Вениаминовна рассказала о чудесном превращении районного клуба в настоящий центр культурной жизни, об издержках профессии и о золотом времени своей жизни.
АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ
— Скажите, а кто изображен на этом снимке? (Портрет на стене в комнате).
— Это я, мне здесь в два раза меньше моего нынешнего возраста. Работа нашего фотокружка! Это был рядовой, можно сказать, учебный кадр. Но мне он очень понравился.
— Тамара Вениаминовна, с чего началась ваша карьера?
— Я родилась в Нижнем Новгороде в настоящей интеллигентной семье. Мой отец, Вениамин Вырыпаев был одним из первых культработников завода и занимал должность директора Щиткового театра. Мама, к сожалению, умерла от диабета в 27лет. Тогда диабет был смертельной болезнью. Автозавод вовсю строился, вокруг кипела жизнь. Началась война. Отца в 1944 году ранили, он скончался в Белоруссии в госпитале. Меня воспитывали родственники.
— Что помогало преодолеть жизненные невзгоды?
— Общение. Я была активисткой и везде, где можно было помочь, принять участие, была в первых рядах. Моим первым местом работы была 19-я школа (сейчас школа № 126). А в 50-х отправили в Ленинградскую высшую школу профдвижения. Я уехала на четыре года, на четыре золотых и счастливых года. Возвращаться не хотелось, но ведь за мое обучение платил завод. Поэтому выбора у меня не было.
— Какую работу предложили в родном городе?
— Я стала заведующей детским сектором в центральном клубе. Вскоре началось строительство Дворца культуры под руководством Федора Разумовского. Мне говорили — старайся, старайся, ведь и в новом дворце будет детское отделение! Я добросовестно трудилась, но не из-за возможности занять новую должность, а просто потому, что я любила свою работу.
Когда ДК ГАЗа открыли, мне отдали весь центральный клуб. Многих моих руководителей переманил Федор Федорович Разумовский, и меня тоже звал. Но я уже не хотела работать под чьим-либо руководством. Со временем, кстати, мои профессионалы вернулись ко мне.
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ
— Так и появился ДКШ?
— Да. ДКШ — уникальный проект, подобного я не видела в других городах. Я хотела создать дом культуры именно для школьников. Меня поддержали, — я была на хорошем счету. Работали на износ. Начинали в 8 утра, а с работы уходили только поздним вечером. Численность занимающихся переваливала за две тысячи.
— А с какими трудностями вы столкнулись?
— Конечно, проблемы были, но в целом организация была сильна. Посудите сами: у нас были неплохо оборудованные помещения, кинозал на 400 мест, ко мне шли работать профессиональные руководители, которые болели своим делом. Да и финансирование было хорошее — автозавод видел наши заслуги и не отказывал ни в чем.
— Любовь детей, как известно, ничем не купишь. Ребята с радостью шли в ДКШ. Каждое занятие было праздником.
— У нас была масса кружков и клубов. Клуб «Товарищ» был рассчитан на старшеклассников. Районный комсомольский актив проводил праздники, вечера отдыха. Отношения со школами были тесно завязаны. Помогли организовать клуб ЖЭК, и учителя начали заниматься внеклассной работой с детьми. В клуб «Мальчишки» мы брали учеников 6-7-х классов, организовывали для них различные экскурсии и поездки. Был также клуб выходного дня «Юные друзья искусства» для детей 12-15 лет. Был у нас клуб и по профориентированию для учеников 7-8-х классов. Мы ходили на завод, на аэродром, встречались с разными интересными людьми. Помогали ребятам выбрать себе профессию. Они действительно знали, кем хотят стать. В коллективы художественной самодеятельности брали ребят с 4-го по 9-й класс. В 1972 году танцевальный коллектив ДКШ получил звание «Детский народный танцевальный коллектив», а его руководитель М. И. Суханов — звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». При ансамбле работала хореографическая студия. Силами танцевального, хорового коллектива и оркестра народных инструментов ДКШ была поставлена опера «Гуси-лебеди»! Причем все было сделано своими руками — декорации (изостудия), костюмы («Умелые руки»), музыкальное сопровождение (оркестр народных инструментов). Успех был сокрушительный. Дважды спектакль был показан по телевидению.
Мы помогали детям, относились ко всем с добротой и настоящей душевной теплотой — это они чувствовали и тянулись к нам.
— Какие еще цели, кроме, конечно, культурного воспитания ставили перед собой педагоги ДКШ?
— Нам было важно утащить подростков с улицы, отвлечь от праздного шатания. Ребята приходили к нам и открывали в себе таланты.
— Почему столь отлаженный механизм по работе со школьниками перестал действовать?
— Началось страшное время. Когда все потеряло ценность, кроме денег. Из-за финансовых трудностей ДКШ перестал действовать.
— Сейчас подрастающее поколение даже и не знает, каким был ДКШ. И от идеи, и от здания мало что осталось. Как вы думаете, можно ли восстановить ДКШ?
— Все упирается в финансирование...
— А если бы сейчас нашелся инвестор и ДКШ снова заработал, было бы это интересно детям?
— Честно говоря, я не знаю, что сейчас делать с подростками. Они любят свободу, у них есть Интернет и прочие технические радости. С детьми нужно работать, вкладывать душу. Найдутся ли сейчас такие руководители, как раньше, преданные своему делу? Вот главный вопрос.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
— Свою жизнь вы посвятили воспитанию детей. На собственную семью хватало сил?
— Я была замужем два раза, и у меня два сына. С первым мужем мы встретились в Ленинграде, он учился на курс младше меня. Мы переехали в Нижний Новгород, и он стал директором парка культуры и отдыха. Поначалу все было прекрасно: семейный уют, ребенок... Но потом начались проблемы. Некоторое время спустя я познакомилась со вторым мужем, и в этом браке у меня тоже родился сын. Своим детям я, возможно, уделяла не так много времени и внимания. Сначала ясли с продленным днем, потом детсад, потом школа тоже с продленным днем... Они у меня талантливые и сообразительные, никогда не подводили. Один стал милиционером, теперь в отставке, второй работал литейщиком на заводе, сейчас на пенсии. Теперь у меня 12 внуков, младшему всего 4 года. Им я стараюсь уделять как можно больше внимания. Детей нужно любить — и своих, и чужих. А, вообще, бывают ли дети чужими?
Ольга КОШКИНА, Алексей ГОРДИН.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Золотые голоса | Воронова Н. Золотые голоса : [к 10-летию создания вокального отделения ДШИ им. А.И. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2017. – 30 мая (№ 58). – С. 3 |
2 | «Международная» домра | Иконникова С. «Международная» домра : [о музыкальном конкурсе в ДШИ № 1 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 6 апр. (№ 37). – С. 3 |
3 | История ДШИ № 1 | [История ДШИ № 1] : [Электронный ресурс] // Сайт ДШИ № 1. – Режим доступа : http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (дата обращения: 04.04.2017) |
4 | «Вы рисуйте, вам зачтется...» | Смирнова Л. «Вы рисуйте, вам зачтется...» : [об отделении живописи в ДШИ «Созвездие»] // Автозаводец. – 2017. – 16 марта (№ 28). – С. 7 |
5 | От гармони до оркестра | Калюлина Г. От гармони до оркестра : [о С.Д. Крестьянинове, музыканте ДШИ им. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 3 |
6 | Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» | Минская Е. Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» : [о танцевальном ансамбле ДШИ «Созвездие» Автозаводского района] // Патриоты Нижнего. – 2016. – 10 февр. (№5). – С. 6 |
7 | История школы | История школы [Электронный ресурс] : [о детской школе искусств № 1 Автозаводского района]. – Режим доступа: http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (Дата обращения: 15.12.2015) |
8 | Гармония звука | Смирнова Л. Гармония звука : [о VII Открытом российском конкурсе юных исполнителей им. Балакирева в автозаводской Детской школе искусств №1] // Автозаводец. – 2015. – 21 нояб. – С. 7 |
9 | Музыке добавили площадей | Красин Е. Музыке добавили площадей : [о расширении музыкальной школы № 15] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 18 марта (№ 10). – С. 10 |
10 | А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! | Смирнова Л. А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! : [о Е.В. Сорокиной, педагоге музыкальной школы № 1] // Автозаводец. – 2014. – 29 нояб. (№ 136). – С. 10 |