Человек творческой мечты

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Гордин А. Человек творческой мечты : [о С.Дьяконове, директоре автозавода] // Автозавод Online. – 2011. – 15 июля-5 августа (№ 23). – С. 4

Удивительная и трагическая судьба директора Горьковского автозавода Сергея Дьяконова

В одной из первых своих работ Максим Горький создал удивительный образ молодого героя Данко, спасшего людей ценой собственной жизни и преданного ими. Когда меня спрашивают, а есть ли на самом деле такие герои, я всегда уверено отвечаю: «Есть!»...

По северной части Автозавода «бежит» оживленная магистраль, носящая имя человека-легенды. Его судьба сложилась трагически. Долгое время о нем предпочитали не говорить. Сегодня же директора Горьковского автозавода Сергея Дьяконова знает каждый. Он был человеком своего времени — эпохи революционных потрясений и Гражданской войны, индустриализации.

Дьяконов родился 24 ноября 1898 года в городе Серпухове в семье механика суконной фабрики. В 1916 году, после окончания с золотой медалью серпуховской гимназии, он поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Но продолжить учебу студенту Дьяконову не удалось — в 1916 году его призвали в армию, направив на курсы при Михайловском артиллерийском училище. Революцию 1917 года он уже встретил в чине прапорщика. В годы Гражданской войны служил в Красной Армии — командовал артиллерийской бригадой, дивизионом на Южном и Юго-Западных фронтах. После демобилизации он получил диплом инженера-механика. В 1929 году было создано Всероссийское автотракторное объединение (ВАТО). Дьяконов стал сначала заместителем управляющего, а вскоре исполняющим обязанности управляющего ВАТО.

В сентябре 1932 года он был назначен директором Горьковского автозавода. Сергею Сергеевичу тогда было всего лишь 34 года. В это время на автогиганте сложилось тяжелое положение: не удавалось наладить ритмичную работу, программа по выпуску машин срывалась, особенно по легковому автомобилю модели «А». Дьяконов, вспоминая первые месяцы работы предприятия, писал: «В заводском архиве сохранился снимок времен 1932 года. Главный конвейер, прекрасное оборудование, а кругом люди в лаптях». В заводские цеха пришли деревенские, которым недоставало знаний и навыков, чтобы сразу осилить все премудрости производства. «Наша затаенная мечта — заговорить на «ты» с этим блестящим иностранцем», — отмечал новоиспеченный инженер Юрий Жуков.

Молодой директор сразу окунулся в водоворот событий. В декабре 1932 года положение на заводе стало улучшаться, конвейер перестало лихорадить; на предприятии наладили выпуск «легковушек». За шесть лет работы Дьяконова на посту директора завода было освоено 17 моделей и модификаций автомобилей. Главный инженер автогиганта Кучумов писал, что Дьяконов сам руководил и других учил научным методам руководства. В директоре сочетались требовательность и чувство такта к подчиненным. Это был настоящий русский инженер-интеллигент. «Человек творческой мечты», — так отзывались о Дьяконове автозаводцы. Многих поражало его прекрасное знание технических вопросов, которые решались им быстро и грамотно.

Большое внимание уделял Дьяконов развитию Автозаводского района. Благодаря его стараниям на месте пустырей и болот выросли замечательные кварталы №4 и №8, киноконцертный зал и универмаг. Однажды Леонид Гринман спросил Дьяконова: «Что вы считаете основным в своем характере? «Крепкие нервы», — ответил он. «А что вы считаете своей мечтой?» — продолжал он интересоваться. Дьяконов сказал: «Выпустить миллион машин на нашем автозаводе».

К сожалению, эту мечту воплотить Дьяконову в жизнь не удалось. В апреле 1938 г. его сняли с занимаемой должности, обвинив в «развале завода» и антисоветской деятельности. В центральной печати, на партийных собраниях была развязана настоящая травля директора. «В трех статьях «Правды» было разоблачено гнилое, негодное руководство нашего завода... Посмотрите клубочек родства Дьяконова... всякая мразь шипела, обжиралась на нашем заводе. До какого нахальства доходили! Вы посмотрите на жену Дьяконова — имела связь с гнилицким попом и монашками, ведь срамота одна, на директорской машине разъезжал поп», — негодовали обвинители директора. 7 сентября 1938 г. Дьяконова расстреляли.

Прошли годы. В апреле 1948 года с конвейера Горьковского автозавода сошел миллионный автомобиль — то, о чем мечтал Сергей Сергеевич, сбылось. В 1956 году честное имя директора автозавода Дьяконова было восстановлено.

Жизнь идет своим чередом. Сменяются поколения. Но память о человеке-легенде, с которым связано становление Автозавода, живет в сердцах людей.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дьяконов Сергей Сергеевич (1898-1939) Рубцов Б.И. Дьяконов Сергей Сергеевич (1898-1939) // Улицы помнят их имена : Биографические очерки о людях, именами которых названы улицы Нижнего Новгорода / Б.И. Рубцов. – Н.Новгород, 2010. – с. 68-69
2 Память о нем живет Память о нем живет // Автозаводец. – 2008. – 22 нояб. (№ 175). – С. 2.
3 Директор с большой буквы Степанов С. Директор с большой буквы : [о С. Дьяконове, бывшем директоре ГАЗа] // Автозаводец. –1998. – 24 нояб.
4 Арестованного Дьяконова увезли в «Эмке», которую он же и создал Колесникова Н. Арестованного Дьяконова увезли в «Эмке», которую он же и создал // Автозаводец. – 1998. – 24 нояб. – С. 2
5 Человек творческой мечты Львунин Ю. Человек творческой мечты : [о С.С. Дьяконове] // Коммунист. – 1986. – 25 окт. – С. 3
6 Сергей Сергеевич Сергей Сергеевич : [о С.С. Дьяконове] // За рулем. – 1984. – № 5. – С. 4
7 Первый директор Ефимова В. Первый директор : [о С.С. Дьяконове] / В. Ефимова, К. Шаганова // Горьковский рабочий. – 1970. – 23 дек.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
8 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
9 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
10 Ценность для истории Честнова И. Ценность для истории : [о гашении конверта в честь 100-летнего юбилея бывшего директора ГАЗа И.И. Киселева] // Автозаводец. — 2017. — 7 окт. (№ 114). — С. 1.

Страницы