Бусыгинцем можно быть везде

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Честнова И. Бусыгинцем можно быть везде : [о рабкоре «Автозаводца» П.М. Михайлове] // Автозаводец. – 2020. – 21 мая (№ 21). – С. 16.

28 мая 2020 года исполнится 105 лет со дня рождения рабкора «Автозаводца» Павла Михайловича Михайлова. Он сотрудничал с редакцией более 65 лет, писал о родном инструментальном производстве, о значимых событиях в истории завода и района.

Рабкоровское движение зародилось в 1920-е годы. Есть мнение, что длинное «рабочий корреспондент» до энергичного «рабкор» сократил сам Владимир Маяковский, написав однажды: «Вперед, рабкоры! Лозунг рабкорин: «Пишите в упор! Смотрите в корень!»

Первая заметка рабкора Михайлова появилась в газете в 1934 году. Несколько строк дались юноше нелегко, но муки творчества того стоили. Увидев свою подпись под публикацией, он захотел и дальше писать о коллегах.

«Своей работой я покажу, что бусыгинцем можно быть везде, – обращается к читателям в сентябре 1935 года Павел Михайлов. – Я, как комсомолец, руководитель «легкой кавалерии» и рабкор, поставил перед собой серьезную задачу – перестроить свою работу. Постараюсь на своем опыте доказать, что бусыгинцем можно быть везде. Главный упор в своей рабкоровской работе сделаю на то, чтобы поднять молодежь сборочного цеха, сделав ее застрельщиком в дальнейшем развитии бусыгинского движения в цехе».

Четырнадцатилетним мальчишкой Павел приехал в чужой город. Его взрослая жизнь началась с участия в строительстве Канавинского моста.

– Отец жил при соборе Александра Невского, – вспоминает дочь П. Михайлова Елена. – Ему выдали спецовку и башмаки на деревянной подошве. Единственные брюки папа с вечера аккуратно положил на табуретку, а утром их уже не было. Так он и ходил в штанах от спецовки. Время было голодное. В консервной банке отец варил пшено, да еще брат подкармливал. Он работал водителем при воинской части в кремле, тайком собирал хлеб, который не доедали солдаты, и складывал в мешочек. Те спасительные сухари папа вспоминал всю жизнь.

По комсомольской путевке П. Михайлов был направлен на ГАЗ.

«Автозавод стал для меня родным с самого начала его строительства, – вспоминал он в одном из интервью «Автозаводцу». – В сентябре 1932 года я учился в школе ФЗУ. Помню, как после занятий вместе с канавинской комсомолией под звуки оркестра собирался на строительной площадке под навесом столовой, чтобы помочь в строительстве корпусов. Здесь получали паек, который преимущественно состоял из 200 граммов хлеба и банки консервированной фасоли на двоих. А в 1933 приняли меня обойщиком в сборочный цех № 1».

Автозаводский парк – любимое место отдыха жителей и гостей района. Павел Михайлов – один из тех, кто принимал участие в озеленении Соцгорода.

Продолжаем листать подшивку газеты, которая бережно хранится в семейном архиве Михайловых:

«Июнь 1935 года. В Центральном клубе к 17 часам на комсомольское собрание собрались бригадиры – вожаки «легкой кавалерии, – рассказывал историю создания парка П. Михайлов. – У стола президиума – Виктор Сорокин, секретарь комитета комсомола завода, перепоясан по-солдатски ремнем с большой бляхой, на груди блестит орден Трудового Красного Знамени. В повестке дня – отчет о работе отрядов «легкой кавалерии» и о формировании новых. Принимается решение – комсомольцам принять активное участие в закладке и благоустройстве парка, отработать в год не менее 100 часов. За каждым цехом был закреплен свой участок. Нашему первому сборочному дали задание посадить по 6 рядов лип и тополей. День за днем после смены на производстве с огоньком трудились в парке».

Когда началась война, «Автогигант» создал выездную редакцию газеты в ночных сменах. Призыв «Работать ночью для фронта, как днем» стал девизом спецвыпусков.

Павлу Михайлову предложили войти в состав редколлегии. «Страшно было, когда начиналась бомбежка, – вспоминал рабкор. – Четыре бомбы упали на инструментальное производство, три взорвались (в цехе кузнечных и холодных штампов знатный слесарь-стахановец Масленников погиб во время взрыва), а четвертую, неразорвавшуюся, нашли и обезвредили уже после войны…»

А вот о чем писала газета 7 июля 1944 года:

«В цехе моторов № 1 образцы производительности труда показывает в ночной смене фронтовая бригада тов. Черных на участке коленчатых валов. Его смена изо дня в день строго по графику выполняет сменное задание. Стахановец тов. Мурнев работает на 3 станках и норму выполняет на 180 процентов ежедневно. Тов. Мурнев – универсал, работает на любых операциях. 3 июля он обслуживал 6 станков, выполнял 13 операций и за смену дал три нормы».

«Резко увеличить выпуск военной продукции можно было только за счет жесточайшей дисциплины. Полуголодные, уставшие от 12-часовых смен рабочие выполняли по две, три, а то и пять норм».

Из номера в номер газета сообщала о трудовых свершениях двухсотников, трехсотников и пятисотников. Какой ценой доставались рекорды, можно только догадываться.

Рабкор П. Михайлов неустанно писал о самоотверженных коллегах, вдохновленных успехами на фронте.

«Услышав о новой победе Красной армии, освободившей от немецких захватчиков древний город Псков, комсомолец, сварщик цеха № 5 тов. Ромашов взял обязательства работать ночью за двоих. Обслуживая 25 июля две операции, стахановец выработал 338 проц. нормы».

Газета справилась с задачей, которую поставило руководство завода: помочь увеличению выпуска военной продукции.

К 20-летию завода руководство предприятия решило преподнести в подарок тем, кто работает на ГАЗе со дня его основания, квартиры в новом доме в 7-м квартале Соцгорода. Но стройка буксовала. П. Михайлова вызвал директор завода Георгий Веденяпин и поручил освещать ход строительства дома, смело критиковать виновных в срыве установленных сроков, невзирая на лица. Выездная редакция снова сработала эффективно. Дом был построен в срок.

Еще одна выездная редакция была организована уже после войны, в 1946 году, когда коллектив завода приступил к подготовке производства легкового автомобиля «Победа».

Инструментальщикам предстояло изготовить комплекты оснастки штампов, пресc-форм режущего, мерительного и крепежного инструмента. Колоссальный объем работ нужно было сделать в сжатые сроки. Поэтому повсеместно распространялся опыт стахановского метода. Все начиналось с инструментального производства, где ответственным назначили Павла Михайловича.

Изготовление столь необходимого инструмента вновь взяла под контроль заводская газета. Свою выездную редакцию создала на автозаводе и газета «Правда»: страна должна знать, как идет подготовка производства легкового автомобиля «Победа». П. Михайлов сотрудничал и с местной, и с центральной прессой.

Затем редакция газеты, которая в сентябре 1946-го стала называться «Автозаводец», поручала опытнейшему рабкору освещать ход изготовления инструментальной оснастки для грузовиков ГАЗ-66, ГАЗ-63 и ГАЗ-24 «Волга».

В родном инструментальном производстве Павел Михайлович Михайлов проработал полвека. Оттуда он ушел на заслуженный отдых старшим инженером отдела труда и заработной платы, но продолжал сотрудничать с газетой. Заслуженного автозаводца, ветерана труда и автомобильной промышленности П. Михайлова не стало в 2007-м. Старейшему рабкору был 91 год.

Ирина Честнова

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Нас подружила газета Махин В. Нас подружила газета : [воспоминания журналиста В. Махина о работе в газете «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2020. – 9 апр. (№ 15). – С. 14.
2 Шкатулка признаний Мухина Е. Шкатулка признаний : [встреча с читателями на праздновании юбилея газеты «Автозаводец»] / Е. Мухина, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 20 февр. – С. 16-17
3 Радость общения Целибеев С. Радость общения : [о журналисте газеты «Автозаводец» Н. Балакиной] // Автозаводец. – 2020. – 13 февр. (№ 7). – С. 15.
4 В сердце каждого читателя Мухина Е. В сердце каждого читателя : [о журналисте газеты «Автозаводец» Т.А. Погорской] // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№ 6). – С. 14. – (Летопись редакции).
5 Кружева из «шестиренок» Владимирова П. Кружева из «шестиренок» : [о мероприятии в библиотеке им. В. Бианки, посвященного юбилею газеты «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№ 6). – С. 16. – (90 лет вместе).
6 По рубрикам разных лет Целибеев С. По рубрикам разных лет : [о встрече сотрудников газеты «Автозаводец» с читателями в библиотеке им. В.В. Маяковского] // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№ 6). – С. 6.
7 Зеркало развития Панова О. Зеркало развития : [к 90-летию газеты «Автозаводец»] / О. Панова, А. Гусев // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№ 6). – С. 3-4. – (Путешествие во времени).
8 С газетой навсегда Целибеев С. С газетой навсегда : [о редакционном секретаре газеты «Автозаводец И.Н. Лукичевой] // Автозаводец. – 2020. – 30 янв. (№ 5). – С. 14. – (Наши ветераны).
9 Жизнь среди легенд Честнова И. Жизнь среди легенд : [о журналисте газеты «Автозаводец» Л.П. Шахровой] // Автозаводец. – 2020. – 23 янв. (№ 4). – С. 15. – (Дата).
10 Жизнь Горького как художественное произведение Прибутковская, Н. Жизнь Горького как художественное произведение : беседа с драматургом Н. Прибутковской / Н. Прибутковская ; беседовала О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 22 мая (№ 18). – С. 13.

Страницы