Болид ГЛ-1: возвращение легенды

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Мещерская А. Болид ГЛ-1: возвращение легенды : [из истории ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 5 апр. (№37). – С. 1-2

В тот день перед центральным офисом нашей компании вновь выстроился широкий модельный ряд современной автомобильной техники «Группы ГАЗ», с которой с интересом знакомились гости завода и бизнес-партнеры. Но внимание нет-нет да и приковывал стоящий рядом экспонат под плотной черной тканью с едва угадываемым силуэтом...

Интрига под черной мантией

Да, ГАЗ имел право сохранять интригу — на заводе воссоздали легендарный гоночный болид довоенных лет ГЛ-1.

Так совпало, что «путевку в жизнь» болиду выдали в присутствии журналистов ведущих международных автоизданий. Представители авторитетных газет и журналов приехали на Горьковский автозавод, чтобы увидеть, каков он, российский автопром.

— Нет различий между цехами ГАЗа и любого европейского автозавода, например, Skoda или Volkswagen, — говорит Герхард Нюрер из австрийского журнала Kleine Zeitung, — вы можете поменять их местами и не заметить никаких изменений. Я поражен тем, как высока здесь культура производства.

— Нам показывали фотографии того, какими были производственные помещения всего лишь несколько лет назад и какими они стали сейчас, — восхищается Сюзанна Хофбауэр, журналист издания Autorevue, — по-моему, это чудо. Не могу поверить, что за такой короткий срок вам удалось выполнить гигантский объем работы.

Для Сюзанны российский автопром — не только предмет журналистского исследования, но и хобби. Она признается, что искренне влюблена в наши машины, хорошо знает историю и сегодняшний день автопрома, и, казалось бы, чему удивляться, но все равно — ГАЗ не смог оставить ее равнодушной.

Гонки со временем

Председатель совета директоров корпорации «Русские машины», председатель совета директоров ОАО «ГАЗ» Зигфрид Вольф подходит к болиду, закрытому «черной мантией», и срывает покров тайны. ГЛ-1, как магнит, притягивает всеобщие взгляды.

— Восхитительно! — не сдерживается кто-то из гостей.

Черный с антрацитовым оттенком кузов. Хромированная решетка радиатора. Блестящие крылья над узкими и высокими колесами — но какую скорость эти колеса развивали! Панель приборов — безоговорочно стильное ретро.

Гоночный болид ГЛ-1 был создан, чтобы удивлять. Но самое сильное удивление — это его вторая жизнь.

— Это невероятное зрелище! — признается Сюзанна Хофбауэр. — Очень элегантный и фантастически отреставрированный. Я имела удовольствие поездить на довоенных автомобилях и могу сравнивать. ГЛ-1 восхитителен!

Журналисты по очереди садятся в машину, чтобы сделать круг почета на площадке перед зданием КИСа, на скорости прокатиться до Главной проходной и обратно. Генеральный директор корпорации «Русские машины» Манфред Айбек, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин также участвуют в гонках со временем.

Зрители, ожидающие своей очереди, обсуждают уникальную историю обретения болида, казавшегося утраченным навсегда.

Автомобильная реинкарнация

До недавнего времени и правда считалось, что болид ГЛ-1 ушел в прошлое безвозвратно. Созданный гениальным конструктором Е. Агитовым в 1938 году, он в первом же заезде показал скорость 143 км/ч — ошеломляющие цифры по тем временам. Уже через месяц газовский гонщик Аркадий Николаев смог улучшить собственный рекорд, разогнав болид до 147 км/ч. Всесоюзный рекорд скорости (161 км/ч) был установлен в 1940 году — все тем же Аркадием Николаевым и болидом ГЛ-1.

А дальше была война. И машины, которые являлись гордостью завода (и одновременно — тренировочной площадкой для авиационных двигателей, ибо именно на ГЛ-ках проводили их испытания), канули в Лету.

Уже в 90-е годы энтузиасты пытались найти хотя бы один «живой» болид ГЛ-1 — увы, полное фиаско.

И все же не таковы машины ГАЗа, чтобы уходить в небытие. Сначала реплику ГЛ-1 создали энтузиасты кузовной мануфактуры Александра Бушуева. На шасси «эмки» мастера построили болид 30-х годов. Это было настоящее «лечение по фотографии»: в распоряжении Александра Бушуева, кроме снимков и технических рисунков, ничего особо и не было. Но болид был построен. Он собирал вокруг себя толпы поклонников и все-таки не мог называться полностью аутентичным. Скорее, это была мечта о несбыточном.

Как заставить чудо случиться?

Но несбыточное сбылось. Специалисты ГАЗа приняли решение восстановить машину с нуля. К работам по восстановлению автомобиля, являющегося важной частью истории Горьковского автозавода, приступили в 2015 году. Был организован поиск фото- и технической документации, а также людей, которые могли обладать информацией о проекте ГЛ-1. Важно было сделать не просто автомобиль-символ, а настоящий гоночный болид, достойный наших предков-энтузиастов. Автомобиль успешно прошел ходовые и ресурсные испытания в различных динамических режимах на полигоне Горьковского автозавода.

— Мы работали 5 месяцев, — рассказывает художник-конструктор Валерий Челноков. — Фактически создали машину заново.

Впрочем, понятие «новая» для машины в стиле ретро достаточно спорное: большинство деталей здесь — из прежних времен, но приведенных в идеальное состояние руками мастеров. Оригинальный двигатель, шасси, задние фонари, характерное ветровое стекло сложной конфигурации — это наследие ГЛ-1.

— Мы внесли современные конструктивные изменения в кузов ГП-1, — говорит В.Челноков, — сделали дополнительную боковую дверь (в оригинале гонщику предлагалось садиться в кокпит через борт), дополнили автомобиль различными элементами, например, фарами и сигналами поворота, чтобы машина получила право выезжать на дороги общего пользования.

Требования современности — панель с полным набором контрольно-измерительных приборов, рулевое колесо с кнопкой звукового сигнала, 100-литровый топливный бак, боковое и салонное зеркала заднего вида, багажник с крышкой, эргономически выверенная посадка, защитные щитки колес.

— Вы создали гениальную машину! — Герхард Нюрер не стесняется собственных эмоций. — Это бесценный автомобиль, по сравнению с ним любой «феррари» или «порше» — ничто! В ГЛ-1 чувствуешь себя словно в 30-х годах, здесь все такое, каким должно быть, — и тяжелый, без гидроусилителя, руль, панель приборов и структура ткани, кожи, пластика, даже запах — все именно такое, каким было в 30-е годы. Это фантастика!

Слова Нюрера заглушает автомобильный клаксон — тоже из тех, 30-х годов, когда машины на дорогах «крякали», как манок для утки.

Журналисты международных СМИ не скрывали восхищения гоночным автомобилем марки «ГАЗ»

— Эти машины — основа российской автомобильной культуры, нельзя позволить, чтобы такое наследие пропало бесследно, — рассказывает председатель совета директоров ОАО «ГАЗ» Зигфрид Вольф. — В то же время воссоздание ГЛ-1 — еще одно доказательство, что специалистам «Группы ГАЗ» по плечу задания любой сложности. Скоро этот болид примет участие в известнейшем в Европе ралли машин-олдтаймеров. Мы должны показать, что даже в 30-е годы Россия выпускала отличные автомобили. А современные инженеры могут создавать и создают коммерческий продукт, который имеет спрос на западном рынке. В 1940 году ГЛ-1 установил всесоюзный рекорд скорости. А в наше время мы планируем установить рекорды экспортных продаж благодаря созданию современных автомобилей, не уступающих по качеству и надежности импортным аналогам.

Анна МЕЩЕРСКАЯ

Фото Михаила СОРОКИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Первая представительская Гусев А. Первая представительская : [к 70-летию со дня выпуска первого автомобиля ЗИМ] // Автозаводец. – 2020. – 15 окт. (№42). – С. 5
2 Символ оттепели Гусев А. Символ оттепели : [65 лет с начала производства легендарной «Волги» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2021. – 21 окт. (№ 42). – С. 5. - (Дата).
3 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
4 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
5 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
6 Юбилей трудового подвига Честнова И. Юбилей трудового подвига : [к 75-летию бомбежки автозавода во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 3
7 Они покоряли Каракумы Лукина Н. Они покоряли Каракумы : [к 85-летию пробега автомобилями ГАЗ в Каракумах] // Автозаводец. – 2018. – 29 сент. (№ 109). – С. 7
8 Как создавались легенды Честнова И. Как создавались легенды : [о легендарных автомобилях марки ГАЗ] / И. Честнова, Е. Мухина // Автозаводец. – 2017. – 19 дек. (№ 145). – С. 3
9 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
10 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4

Страницы