Блицкриг по-автозаводски

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Иконникова С. Блицкриг по-автозаводски : [об успехах НАМТа на международном чемпионате роботов] // Автозаводец. – 2013. – 12 окт. (№ 154). – С. 2

Команда автомеханического техникума

заняла 1-е и 3-е места на международном чемпионате роботов

Немецкий город Берхтесгаден — горнолыжный курорт в предгорьях Альп. Несколько улиц, множество гостиниц и кафе — типичный городок, подавляющее большинство жителей которого заняты в сфере туризма.

В конце сентября гостиницы Берхтесгадена пережили массовый наплыв приезжих, причем ни один из визитеров не собирался тестировать горнолыжные трассы — здесь прошли европейские испытания робототехнических систем Eurathlon-2013. Россию представляла команда базового учебного заведения Горьковского автозавода — Нижегородского автомеханического техникума — и... завоевала первое место в номинации «Лучшее инновационно-научное решение» и третье — в «автономной навигации».

Победить Европу за 4 дня

— Когда мы узнали, что стали третьими после Германии и Франции, долго не могли поверить, — вспоминает капитан команды НАМТа и руководитель кружка «Робототехника» Игорь Кудряшов. — По нескольку раз подходили к итоговым протоколам, чтобы удостовериться: мы ничего не перепутали? Но когда нас объявили победителями в номинации «Лучшее инновационно-научное решение», это стало настоящим потрясением.

Соревнования Eurathlon — крупнейшее в Европе состязание роботов-беспилотников. Сюда со всех концов Старого Света съезжаются лучшие представители робототехнической науки. Как правило, свои разработки выставляют ведущие университеты Европы: Eurathlon —это цвет робототехники. Если что-то существует новое в программировании — это можно увидеть на Eurathlon.

Сюда и приехала команда НАМТа — единственная, представлявшая Россию. И единственная не вузовская. За четыре дня, что длились соревнования, команды успевали не только вывести свой робот на трассу и набрать баллы, но и познакомиться с разработками коллег-конкурентов, а потом оценить их, проголосовав за понравившуюся, — своеобразный вариант «приза зрительских симпатий». И этот приз достался не европейским университетам, а опять же НАМТу. Команде, которая первый раз приехала на Eurathlon. Команде, о которой в Европе никто не знал. И команде, которую за четыре дня признали лучшей профессионалы.

Пополнение в рядах «ГАЗелей»

Все началось несколько лет назад, с проекта «Робототехника» Благотворительного фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело». Тогда программу активно поддержала «Группа ГАЗ», а в Нижнем Новгороде первыми, кто сказал: «Да, мы участвуем!», стали студенты и преподаватели НАМТа.

На своем первом «Робофесте» в 2010 году (всероссийском соревновании, которое «Вольное Дело» организует для школьников и студентов) команда автомеханического техникума наряду с вузовскими коллективами завоевала главный приз — автомобиль «ГАЗель БИЗНЕС». Так благодаря «Группе ГАЗ» началась эра «Робокроссов» — соревнований автомобилей-беспи-лотников.

В 2012 году очередной «Робокросс» выиграла «ГАЗель» НАМТа. И организаторы соревнований сказали ребятам: «Готовьтесь к испытаниям в Германии».

— Если бы не поддержка «Группы ГАЗ», мы бы просто не решились на участие, — признается Игорь Кудряшов. — И дело даже не в деньгах (хотя для техникума стоимость участия была бы непосильной ношей), дело — в отношениях. Нам помогали во всем — от оформления документов до переговоров с таможней. Огромное спасибо директору по персоналу «Группы ГАЗ» Татьяне Викторовне Лапаевой, руководителю управления внутрикорпоративного PR Инне Валентиновне Петровой, директору департамента развития персонала Елене Александровне Марштупе, главному специалисту департамента развития персонала Надежде Евгеньевне Глуменковой. Они сделали для нас невозможное.

От идеи везти на Eurathlon победительницу «Робокросса» «ГАЗель БИЗНЕС» пришлось отказаться, хотя машина-робот вполне могла справиться с заданием. Но растаможить автомобиль, буквально напичканный электроникой (а вдруг это техника военного назначения?), было делом нереальным. Да и на самих соревнованиях альпийские тропинки оказались бы узки для грузовика.

Поэтому, используя уже накопленные с «ГАЗелью» знания, команда НАМТа решила строить новый робот.

— Мы понимали, что на европейских соревнованиях будем представлять уже не только наш техникум, но и Россию в целом — ответственность очень большая, — рассказывает Игорь Игоревич. — Поэтому, готовя робот, консультировались со специалистами Московского университета имени Баумана.

Консультации проходили в заочном режиме — профессора Бауманки живут в Москве, студенты НАМТа — в Нижнем Новгороде, так что средством коммуникации для них стали электронная почта и телефон.

— Мы сами писали программу для робота и если вдруг понимали, что не можем разобраться с каким-то ее этапом, звонили в Москву, — вспоминает Алексей Лобанов, четверокурсник НАМТа. — Я был удивлен тем, как понятно все объясняют профессора. Думал, где они, а где — мы. Но, оказывается, мы общаемся на одном языке.

Гибкость мышления

На «Робокросс», который летом 2013 года прошел на полигоне ГАЗа в Березовой пойме, команда НАМТа привезла уже не «ГАЗель», а робот, которому спустя пару месяцев предстояло ехать в Германию.

— Нам было нужно проверить его в действии, — говорит четверокурсник Сергей Поляков. — Именно там выставили все основные настройки.

— Мы «учили» робот ориентироваться на открытой местности по спутникам ГЛОНАСС, — продолжает Алексей Лобанов. — Он должен был пройти маршрут, а потом вернуться к точке старта, объезжая все препятствия. Сегодня на робототехнических соревнованиях задания предлагают на основе реальных сценариев, которые возникают в случае чрезвычайных ситуаций. Мы, выбрав направление «автономная навигация», должны были подготовить робот для прохождения извилистого маршрута с кочками и обрывами: «увидеть» препятствие, «догадаться», как его объехать, и двигаться дальше.

На «Робокроссе» команда НАМТа за призовым местом не гналась — отрабатывали детали. Поэтому, когда на середине дистанции робот вдруг замер и отказался двигаться дальше, начали в первую очередь разбираться в его электронных «мозгах». Но все оказалось проще: лидар (можно сказать, «глаза» робота) покрылся пылью и искусственный интеллект решил, что впереди — глухая стена, в которую ехать — себе дороже. После того, как лидар протерли, машинка резво покатилась вперед.

— Очень хорошо, что это случилось с нами именно на «Робокроссе», — говорит Алексей Лобанов, — было бы невероятно обидно вот так проколоться в Германии. А здесь мы просто добавили ему в программу опцию «не реагировать на пыль», и робот смог ездить хоть в пустыне. Кроме того, нас предупредили: на трассе в Германии будут высокие обрывы — поэтому отлаживали не только программы, но и тормозные системы.

Точно так же, с ориентацией на реальные условия работы, готовят искусственный интеллект и в мировых корпорациях. Разве что бытовые роботы-пылесосы универсальны и могут убирать пыль в любой квартире. Остальная же техника создается непосредственно под заказ, чем еще раз доказывает: искусственному интеллекту пока еще далеко до «естественного» — гибкости мышления не хватает.

Экстремальная трасса

В этом году в Eurathlon-2013 участвовали более 15 команд из Германии, Австрии, Англии, Польши, России, Финляндии, Франции. Перед командами стояли задачи по выполнению различных сценариев, основанные на реальных ситуациях, которые происходят в городских условиях при чрезвычайных обстоятельствах.

Например, робот в режиме дистанционного управления должен был выполнять задания по перекрытию вентилей и перемещению опасных веществ, распознавать и разминировать бомбы и взрывчатые вещества, производить разведку в задымленных подвальных помещениях и т.д.

Российская команда НАМТа принимала участие в самом сложном сценарии — автономной навигации с использованием систем GPS, ГЛОНАСС и GALILEO. Испытания созданного ими робота проходили в тяжелых погодных условиях, в горной и лесистой местности, где трасса имеет большие уклоны, а также перепады по освещенности. Для приема спутниковой навигации такая обстановка далеко не идеальна.

Еще одно препятствие поставила погода — в день соревнований начался дождь. Две команды снялись с гонки сразу же: побоялись рисковать. Робот НАМТа отправился на старт. Он проехал полтора километра по извилистой горной тропинке — со спусками и подъемами, развернулся и вернулся назад.

— Судейство было предельно жестким, — говорит Игорь Игоревич, — рядом с роботом шел один член жюри, наблюдая за тем, чтобы участник команды никоим образом не помогал искусственному интеллекту. Другой член жюри в это же время контролировал, чтобы оставшиеся участники команды не корректировали движений робота через ноутбук. Мы имели право нажать команду «старт» и дальше лишь наблюдать на видео, как движется наш робот. Если честно... было немного обидно сознавать, что за границей тех, кто занимается робототехникой, поддерживает, кто только может. Военные специально изучают, какие вузы добиваются наибольших успехов, помогают их студентам освоить все тонкости программирования, вкладывают любые деньги — и потом сразу же забирают специалистов себе. В России же единственные, кто реально развивает робототехнику, — это «Вольное Дело» и «Группа ГАЗ». Без поддержки компании, повторюсь, мы бы просто не смогли выехать за пределы России. Но даже сам факт появления робототехники в НАМТе — заслуга именно «Группы ГАЗ». Сейчас в нашем кружке робототехники занимаются 16 человек. Это не лекции, где все готовые ответы есть в учебнике, это именно исследовательская деятельность, мы ищем верные решения вместе — в Интернете, в справочниках, в собственном прошлом опыте.

Расширение горизонта

Сейчас первые выпускники кружка уже работают на Горьковском автозаводе, учатся в вузах — они говорят, что робототехника дала им компетенции, которых нет у их ровесников и которые востребованы в реальном производстве.

— Это расширяет горизонты, — добавляет Сергей, — за время занятий я успел познакомиться со многими очень интересными людьми из самых разных городов. С ними приятно общаться, у них можно учиться... Да и просто заниматься роботами — это очень интересно!

Руководители и сотрудники «Группы ГАЗ» разделяют вместе со своими студентами радость победы своих студентов и поздравляют команду с удачным выступлением на Eurathlon.

— Мы гордимся, что команда базового учебного заведения Горьковского автозавода — Нижегородского автомеханического техникума — достойно представила Россию на престижных международных соревнованиях, — говорит президент«Группы ГАЗ» Бу Андерссон. — Наша компания уже несколько лет поддерживает программу «Робототехника» и молодежь, занятую творческим поиском инженерных решений, увлекается созданием автоматизированных устройств. Мы готовим таких ребят для работы на наших предприятиях, ставим перед ними конкретные задачи, чтобы пополнить ряды производственных подразделений и инженерно-конструкторской школы талантливой инициативной молодежью.

Светлана ИКОННИКОВА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы