Битва за автозавод. Часть 1

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 18 марта до особого распоряжения библиотеки Автозаводского района приостанавливают очное обслуживание читателей.

Основание:  Приказ Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 18 марта 2020 г. № 37 «Об организации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Доступ к информационным ресурсам библиотек осуществляется в удаленном режиме. Также вы можете воспользоваться электронной библиотекой ЛитРес.


Баженов Н. Битва за автозавод : [о бомбежках автозавода в годы войны] / Дегтев Д. // Автозаводец. – 2003. – 20 июня. – С. 2. – Продолж. следует

60 лет назад в июне 1943 года наш автомобильный завод пережил серию самых ожесточенных налетов немецкой авиации. Являясь одним из крупнейших предприятий г. Горького, производившим различную боевую технику для Красной Армии, он с ноября 1941 года периодически подвергался бомбардировкам. После этого в течение года, несмотря на постоянное усиление противовоздушной обороны города, немецкие самолеты много раз появлялись в небе и причиняли автозаводу новые разрушения. Однако героическими усилиями рабочих они быстро устранялись, и предприятие продолжало бесперебойно отправлять на фронт танки, самоходные установки и "катюши".

И вот в июне 1943 года, готовясь к летнему наступлению под Курском, немецкое командование решило нанести массированный удар по промышленным центрам Поволжья, в т.ч. по Горькому. На этот раз противник намеревался не просто нанести повреждения нашему автогиганту, а раз и навсегда стереть его с лица земли.

К сожалению, наша разведка не располагала никакими данными о подобных планах врага и не смогла помочь ПВО заранее подготовиться к отражению налетов. Кроме того, длительное отсутствие бомбардировок, успешное наступление Красной Армии прошедшей зимой и отдаленность линии фронта от границ области способствовали ослаблению бдительности и самоуспокоению. На некоторых предприятиях укрытия и противопожарные водоемы стали приходить в запустение, пожарный инвентарь растаскивался, обучение работников действиям во время бомбежек было пущено на самотек. В жилом секторе ночные дежурства не соблюдались, часто нарушалась светомаскировка.

В мае 1943 года немцы запустили дезинформацию о том, что 5-6 июня готовится массированный налет люфтваффе на Москву. Но вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков "Хейнкель-111" из эскадр KG-27 и KG-55 поднялись с аэродромов люфтваффе в районе Орла и Брянска и взяли курс на Горький. На этот момент для защиты города в составе ПВО имелись крупные силы: 433 зенитных орудия среднего калибра, расположенные в трех секторах, 231 зенитный прожектор, а также 47 истребителей, базировавшихся на аэродромах в Стригине, Правдинске и Дзержинске. За оборону 2-го сектора ПВО, в котором находился и автозавод, отвечал 784-й зенитный артполк, орудия которого находились на расстоянии 5-7 километров от обороняемого объекта, а некоторые батареи располагались вокруг предприятия и на его территории.

В 23.40 в городе была объявлена воздушная тревога. Первыми открыли огонь зенитки 742-го ЗАП, затем начала стрелять артиллерия всех секторов, ставя на предполагаемом курсе самолетов неподвижную огневую завесу. Вскоре на высотах 4000-6000 метров появились "Хейнкели". Пройдя над кремлем, который был отчетливо виден и являлся прекрасным ориентиром, они повернули в сторону автозавода. Первая волна бомбардировщиков сбросила на парашютах осветительные "люстры", или САБы, которые освещали местность ярко-белым светом, а также зажигательные бомбы, четко обозначив цель для последующих групп бомбардировщиков, которые уже несли мины ВМ-1000, фугасные 70- килограммовые бомбы, осколочные и тяжелые зажигательные бомбы. В результате налета на завод были выведены из строя главный сборочный конвейер, рессорный цех и кузница №3. В районе было разрушено несколько домов и больница. Вспыхнули десятки пожаров, нарушились подача воды и связь. Потери понес и 784-й зенитный полк: несколько авиабомб разорвалось на позициях батарей, и бойцам впервые пришлось хоронить своих товарищей, в основном девушек, на автозаводском кладбище.

В ночь с 5 на 6 июня враг совершил второй налет, в котором участвовало 80 "Хейнкелей". Подходя к городу, немецкие самолеты рассредотачивались и на разных высотах с разных направлений входили в зону ПВО мелкими группами и в одиночку. Выключая двигатели, они бесшумно снижались к цели. Бывший командир взвода управления 784-го ЗАП Н. Егорычев вспоминал: "Светящиеся авиабомбы (а их сбрасывали сотни) обеспечивали противнику хорошую видимость района бомбометания, сами же самолеты врага были при этом не видны и не слышны". Такая тактика затрудняла наведение и централизованное управление зенитными батареями. Несмотря на интенсивный заградительный огонь, бомбардировщики из KG-27 и KG-55 вновь нанесли заводу и району большой ущерб. И хотя первый налет выявил много недостатков в организации ПВО, руководство корпуса не сделало своевременных выводов и не приняло мер по улучшению противодействия налетам. Большинство жителей Автозаводского района стали по ночам уходить в леса, чтобы там пережидать бомбежки. Однако формирования МПВО, пожарные дружины и боевые пожарные расчеты оставались на месте и продолжали в последующие ночи вести жестокую битву за спасение завода.

Подготовили по архивным материалам

Н. БАЖЕНОВ, Д. ДЕГТЕВ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Июнь 43-го Гордин А. Июнь 43-го : [о бомбардировках Автозавода] // Автозавод online. – 2013. – 14 июня (№ 67). – С. 4
2 Горячее небо 43-го Колесникова Н. Горячее небо 43-го : [о бомбежках автозавода] // Автозаводец. – 2013. – 4 июня (№80). – С. 3
3 «Мы у станков стоим, как у орудий». Часть 3 Гордин А. «Мы у станков стоим, как у орудий» : [о трудовых подвигах автозаводцев в годы войны] // Автозаводец. – 2012. – 15 мая. – С. 2. – Оконч. Начало в №66 от 8 мая, № 67 от 11 мая
4 «Мы у станков стоим, как у орудий». Часть 2 Гордин А. «Мы у станков стоим, как у орудий» : [о выпуске военной продукции на автозаводе в годы войны] // Автозаводец. – 2012. – 11 мая. – С. 3. – Продолж. Начало в №66 от 8 мая
5 «Мы у станков стоим, как у орудий». Часть 1 Гордин А. «Мы у станков стоим, как у орудий» : [автозавод в годы войны] // Автозаводец. – 2012. – 8 мая. – С. 2
6 «Война и нас покрыла своим крылом» Гордин А., Колесникова Н. «Война и нас покрыла своим крылом» : [Немецкие авиационные удары по Горьковскому автозаводу] // Военно-исторический журнал. – 2011. – № 11. – С. 27-33
7 Как нас бомбили Димова Т. Как нас бомбили : [о бомбежках Автозавода во время Великой Отечественной войны] // Народная весть. – 2005. – 13 мая. – С. 12
8 Битва за автозавод. Часть 2 Баженов Н. Битва за автозавод : [о бомбежках автозавода в годы войны] / Дегтев Д. // Автозаводец. – 2003. – 21 июня. – С. 2. – Нач. 2003, 20 июня
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
9 Сто дней и ночей Колесникова Н. Сто дней и ночей : [о восстановлении автозавода после бомбежки 1943 года] // Автозаводец. – 2018. – 23 окт. (№ 119). – С. 3
10 Танки Великой Отечественной Шерстинский В. Танки Великой Отечественной : [о выпуске ГАЗом военной продукции] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С.4

Страницы