Автозаводский парк Культуры и отдыха

Михайлов, П. Автозаводский парк Культуры и отдыха : [из истории создания] // Автозаводец. – 2005. – 28 мая (№ 79). – С. 2. – фот.

Из истории создания

«Автогигант» 21 марта 1935 г. на первой странице публикует решение бюро райкома ВКП (б) о плане благоустройства района. В одном из пунктов записано: «Утвердить строительство городского сада в районе между базаром и площадкой будущего дворца культуры с перспективой расширения его за счет базарной площади. Предложить тт. Максимову (УКХ) и Цицугину (Зеленстрой) посадить в 1935 г. не менее 4.000 шт. деревьев, установить временную изгородь и поставить охрану посаженных деревьев».

12 апреля состоялся комсомольский субботник по озеленению Соцгорода. Районный и заводской комитеты комсомола призывали: «Проведем дружную организованную борьбу за I культуру нашего города, поможем ему очиститься от грязи и мусора, одеться в зелень и цветы!» Первым по важности объектом стал городской сад. Комсомольцы цехов механического, инструментального, прессового, литейного, сборочного, кузницы №1 собрались в 8.30 у поликлиники, получили инструмент и, разделившись на бригады по 20 человек, отправились на отведенную площадку.

Июнь 1935 года. В Центральном клубе к 17 часам на комсомольское собрание собрались бригадиры — вожаки «легкой кавалерии». У стола президиума — Виктор Сорокин, секретарь комитета комсомола завода, перепоясан по-солдатски ремнем с большой бляхой, на груди блестит орден Трудового Красного Знамени. В повестке дня — отчет о работе отрядов «легкой кавалерии» и о формировании новых. Принимается решение — комсомольцам принять активное участие в закладке и благоустройстве парка, отработать в год не менее 100 часов.

После окончания собрания ко мне подошел Андрей Токарев, инструктор завкома комсомола. Его знали, без преувеличения, все. Худощавый, с буйной шевелюрой темных волос, «огненным» взглядом, он обладал удивительным умением работать с людьми. Предложил пойти в будущий парк на танцы. Шли мы по узкой тропке, вьющейся между дубов, путь указывали и электрические провода, протянутые из Центрального клуба.

В центре дубовой рощи увидели на прорубленной  полянке заасфальтированную огороженную площадку, по бокам — скамейки. Хоть и ночь, а светло как днем от подвешенной на столбе электролампы. Кстати, этот столб и сейчас все еще стоит, а вот площадка заросла травой. Мы присоединились к веселящимся парням и девчатам, под гармонь кружащимся в танце. Тогда в моде были краковяк, падеспань, вальс, композиции Утесова. Новенькая танцплощадка, множество молодежи свидетельствовали: начало парку культуры положено, у него есть будущее.

Завод рос не по дням, а по часам. Мужали, закалялись в борьбе с трудностями автомобилестроители. Вчерашние крестьяне становились квалифицированными рабочими, кузнецами своего счастья. Все вокруг кипело и бурлило, строились жилые дома Социалистического города, клубы, подрастали тоненькие липки, высаженные на субботниках, на месте бывших болот появлялись асфальтированные дороги. Автозавод стал для меня родным с самого начала его строительства. В сентябре 1932 года я учился в школе ФЗУ. Помню, как после занятий вместе с канавинской комсомолией под звуки оркестра собирались на строительной площадке перед навесом столовой, чтобы помочь в строительстве корпусов. Здесь получали паек, который преимущественно состоял из 200 граммов хлеба и банки консервированной фасоли на двоих. А в 33-м после ФЗУ приняли меня в сборочный цех №1 обойщиком. В моей комсомольской группе стали стахановцами Виктор Слободин, Надежда Наумова. Раису Красоткину назначили сменным мастером на конвейере обойки кабин.

Руководство района обратилось к населению с предложением принять участие в благоустройстве городского парка, коммунальщики заготовили саженцы деревьев, рассаду цветов, приготовили лопаты, носилки, стройматериал для ограждения территории. В один из воскресных дней сотни жителей, молодые и не очень, вышли на работу в новом парке. Одни размечали главный проезд, другие разбивали клумбы и заваливали землей ямы, третьи вбивали колышки на месте будущих аллей. За каждым цехом был закреплён свой участок. Нашему первому сборочному дали задание посадить 6 рядов лип и тополей. День за днем после смены на производстве с огоньком трудились в парке. Мы не просто копали ямы под деревья, а представляли, какой замечательный  уголок отдыха создадим своими руками, каким  чудесным он будет. И нисколько не сомневались в том, что наши мечты сбудутся.

В 1937 году отменили карточную систему на хлеб и ряд других продуктов, был построен новый рынок взамен старого, временного на территории будущего парка. Появилась парашютная вышка (люди постарше помнят, где она располагалась). Крутилось «Колесо обозрения». Комсомольские группы сдавали в парке зачеты на значок (ТО по плаванию, бегу, метанию гранаты и т.д.) В День авиации с мызинского аэродрома прилетали самолеты-«кукурузники», приземлялись на территории, где сейчас дома народной стройки. Молодежь из парка бежала туда, чтобы прокатиться на самолете, увидеть с высоты Нижний Новгород.

Прошли годы, подросло новое поколение. Но с годами, увы, не молодел парк, а наоборот. Реорганизации последних лет принесли немало вреда. Нет здесь таких, какие были раньше, клумб, от горделиво возвышавшихся десятилетиями деревьев остаются пни. Лишь в воспоминаниях остались летний театр и кафе-мороженое рядом с ним, разрушается помещение шахматного клуба. Но хочется надеяться, что возродится наш старый любимый парк, будет в нем уютно и детям, и старикам.

Павел МИХАЙЛОВ, общественный корреспондент с 1934 года.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Стопор для топорной работы Гаврилова О. Стопор для топорной работы : [о аквапарке на автозаводе] // Российская газета. – 2014. – 13 февр. (№ 33). – С. 19. – (Неделя)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Отдых в тени дубов Честнова И. Отдых в тени дубов : [об Автозаводском парке] // Автозаводец. – 2019. – 5 сент. (№ 36). – С. 16. – (Маршрут выходного дня).
3 Книги, воздух и летний зной Солкина О. Книги, воздух и летний зной : [о работе «Летней читалки» в Автозаводском парке, организованной ЦБС Автозаводского района] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 26 июня-2 июля (№54). – С. 8.
4 «Автомобили — это мое» Ростокина А. «Автомобили — это мое» : [о Б.Н. Крохине, директоре «Автозаводского парка»]. – Автозаводец. – 2016. – 2 авг. (№ 85). – С. 3
5 В парке заводском... Федотова М. В парке заводском... : [о парке Автозаводского района] // Нижегородские новости. – 2016. – 13 июля (№ 79). – С. 14
6 Автозаводскому парку 80 лет Автозаводскому парку 80 лет // Автозавод on-line. – 2015. – 20 июня – С. 7
7 Парк советского периода Штейман М. Парк советского периода : [об Автозаводском парке культуры и отдыха]. – Патриоты Нижнего Новгорода. – 2015. – 3 июня (№ 19). – С. 12-13
8 Начало положено Сомов А. Начало положено [Электронный ресурс] : [История парка Культуры и отдыха Автозаводского района] // Автозаводцы – Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 19 марта. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252 (Дата обращения: 22.04.2015)
9 Альтернатива есть всегда Вожегов С. Альтернатива есть всегда : [о судьбе кинотеатра «Родина» и ДКШ] // Автозавод online. – 2013. – 14 окт. – С. 2
10 Урок истории Гордин А. Урок истории : [о судьбе кинотеатра «Родина»] // Автозавод online. – 2013. – 14 окт. – С. 2

Страницы