Автозаводские альпинисты: от травяных склонов Малиновой гряды до пика Ленина

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Власова Е. Автозаводские альпинисты: от травяных склонов Малиновой гряды до пика Ленина // Автозаводец. – 2005. – 14 дек. – С. 3

Об удивительных и отважных людях,
которые прославили родной автозавод на всю страну

Ровно 20 лет назад, 14 декабря 1985 года, в «Автозаводце» появилась корреспонденция «Мы были первыми». Автор — Евгений Яковлевич Тур, заведующий кафедрой «Тракторы и автомобили» Горьковского сельскохозяйственного института, мастер спорта международного класса по альпинизму. До сих пор многие автозаводцы помнят его как человека, который объединил «влюбленных в горы людей».

«Сегодня исполняется 30 лет альпинистской секции спортклуба «Торпедо», — с этих слов начиналась газетная публикация, — а в далеком 1955 году мы вместе с А. Щепкиным, опытным инструктором туризма, альпинистом И. Виноградовым, конструктором КЭО, написали заметку в газету «Автозаводец». Заводская газета — большой пропагандист спорта — посвятила нам целую страницу и небольшую передовицу, в которой приглашала молодежь во вновь созданную секцию. Более 20 лет после этого я каждую весну принимал пополнение, но тех, первых, помню до сих пор. Вот, как сороки, влетели четыре девушки: все небольшого роста, смешливые... Обрушили на меня град вопросов. Одна из них, Муза Тарабакина, впоследствии стала первой среди горьковчанок мастером спорта по альпинизму. Аркадий Крутов, позже — перворазрядник, инструктор альпинизма, пришел вместе с женой, бесцеремонно протянул в моем направлении руку с вытянутым указательным пальцем и, громко рассмеявшись, произнес: «Это ты-то перворазрядник по альпинизму?».

Сегодня, 14 декабря 2005 года, автозаводской секции альпинизма уже 50.

«Ты помнишь, как все начиналось?»...

Павел Михайлович Кирпичев и его жена Дина Николаевна проработали на ГАЗе почти по 4 десятка лет. Геннадий Васильевич Шаров встал к станку еще до армии... Они появились в редакции «Автозаводца» задолго до юбилея секции.

«Мы, когда прочитали объявление в газете, — рассказывает Павел Михайлович, — сразу к Туру пришли. Он нас всех собрал, рассказал, что это за вид спорта такой. Слайды показал, а там — красота необыкновенная! Величественные горы в заснеженных шапках, природа — сказка. Нам, конечно, все это жутко понравилось, мы все загорелись новым делом. Но Тур нам сказал: «Вам, братцы, пока еще до этого далеко. Для начала давайте-ка сходим на Малиновую гряду. Полазим там по земляным склонам, поучимся. Я вам покажу, что такое веревка, как ей пользоваться, как страховать. Да и на вас посмотрю — кто на что способен». Ведь даже на таких простых склонах видно, может человек другого держать или ему лучше иным видом спорта заняться. В альпинизме очень важно, чтобы каждый относился с большой ответственностью даже к пустяковым, на первый взгляд, обязанностям, потому что от этого зависят здоровье и жизнь идущих с тобой в связке людей».

«Вот все как раз на Малиновой гряде, — с любовью перебирает черно-белые фотографии Дина Николаевна (снимок в центре), — это Евгений Яковлевич, Ваня Шиндин (Павел Михайлович вместе с ним потом на пик Ленина будет подниматься), Алик Зильперт, Аркадий Кругов... Кто с ледорубом, кто просто с палочкой. Первое восхождение».

На другом фото — парни и девушки с огромными букетами цветущей калины, черемухи. Это автозаводские альпинисты возвращаются с «Малого Кавказа» — так ребята окрестили каменистые склоны на другой стороне Оки, где-то напротив аэропорта. «Нас всегда Евгений Яковлевич учил, — говорит Дина Николаевна, — когда идете с рюкзаками, вы не только вниз смотрите, но и вокруг, чтобы не пропустить эту природную красоту».

А рюкзаки, надо сказать, у альпинистов не были легкими. Там тебе и запасная одежда, и куртка теплая, и спальный мешок, и продукты, и веревки...

«А мы как-то на Кавказе были, — отмечает Г. В. Шаров, — там как раз для горнолыжников в горах хижину строили. И нас, альпинистов, попросили помочь. Нагрузили доски, строительные материалы, мы должны были все это в горы поднимать. Я взвесил на весах рюкзак — 32 килограмма, а мне тогда всего 18 лет было. Ничего, все подняли, часа два тащили».

Однажды побывав в горах, понимаешь, что не любить их просто нельзя. Кажется — протяни руку, и достанешь до рыхлых облаков, зацепившихся за соседний перевал. Посмотри вниз — и весь мир у твоих ног. Словно алмазная пыль, переливается наичистейший снег, покрывая тонны льда. Но даже у без памяти влюбленных в горы альпинистов иногда бывают ситуации, когда так и хочется себя спросить...

«И оно мне надо?»

«Со мной как-то случай был, — улыбается Д. Н. Кирпичева, — совершали мы восхождение на МНР. Это у нас на Кавказе есть три вершины, названные в честь Монгольской Народной Республики. Поднимаемся, передо мной плита, решила я к ней прижаться и уже дальше найти зацепку. Прижимаюсь, а она закачалась, «живая» оказалась. Вот тогда я и подумала: «Мне что, на море было плохо?» Или как-то раз были мы в альплагере. Только что пришли с восхождения, и мне наш доктор говорит: «Не хочешь еще со мной сходить, мне надо «руководство получить»? (Для того, чтобы человеку дали право водить группы, он должен совершить определенное число восхождений по маршрутам требуемой сложности. — Е. В.). А мне все это очень нравилось, и я, не отдохнув как следует, согласилась пойти с ним. К нам еще несколько человек присоединились, и мы стали подниматься. Доктор наш высоченный такой был — метра под два ростом, мы с ним — в одной связке. Нам надо было по «троечному» маршруту идти, а он, видимо, сбился и зашел на «четверочный», который был гораздо сложнее (маршруты альпинистов различаются по сложности от один «А» до пять «Б». — Е. В.). И вот стоим мы, перед нами — огромная стена, зацепиться не за что, маленькие полочки сантиметра три, и больше ничего. Доктор-то длинноногий, до чего-то дотянулся, раз, раз — и забрался выше. А я — никак. Вниз посмотрела, думаю, нет — надо лезть только вверх. Если сорвусь, внизу меня просто не найдут. Сцепила зубы и кое-как выступ немного в стороне нашла. Лезу и думаю: «Дура, ну кто же тебя сюда тащил!?» А наши ребята, что остались в лагере, за нами все это время наблюдали. Когда мы спустились, наш руководитель накинулся на доктора: «Да я тебе за такое восхождение не то что руководство, то, что есть, сниму!».

Или ходили мы на Эльбрус. Подъем там в принципе несложный, а вот высота — 5100 метров. Очень трудно дышать. Порой кажется, что просто нечем. Это потухший вулкан, но, возможно, там до сих пор выделяются какие-то газы, кислорода не хватает».

«Альпинизм — это вид спорта, где нужно быть очень внимательным, — отмечает Павел Михайлович, — надо следить за каждым движением впереди идущего. Например, совершили мы один раз восхождение, стали спускаться. А при спуске тот, кто тебя страхует, должен каждый сантиметр веревки чувствовать. Мой же напарник на что-то отвлекся. И у меня получилось метра полтора свободной веревки. Я стал спускаться, веревку дернул, ну и пролетел метров 10. Потом нашел в себе силы подняться, сделать это было нелегко. Требуется внимание, внимание и еще раз внимание».

«Бывают, конечно, и трагические случаи, — говорит Г. В. Шаров, — как-то мы должны были восхождение совершать, а мимо нас несут троих ребят, завернутых в белые простыни, — молнией их убило, все трое в одной связке шли. Металлические предметы, которые на одежде были, фотоаппарат — все расплавилось».

«Человеку, который ни разу в горах не был, — делится наблюдениями Павел Михайлович, — объяснить, зачем люди туда идут, невзирая на опасности, сложности, травмы, а порой и смерть, просто невозможно. Всю эту красоту надо видеть, все эмоции, которые там возможны, испытать на себе. Горами надо заболеть...»

«Я вот, — смеется Дина Николаевна, — всю зиму прилежно езжу на подготовительные курсы, занимаюсь, чтобы поступить в институт. Приходит лето, пора экзамены сдавать, а я вещи собираю и уезжаю в горы. Родители ругаются, а я через год снова туда отправляюсь. Так и не окончила вуз, ограничилась техникумом».

«Лучше гор могут быть только горы»

В 1958 году группа автозаводских альпинистов отправилась совершать восхождение на Эльбрус. Потертая на уголках фотография оставила этот поход в памяти участников на долгие годы. На фоне белоснежного склона растянулась людская цепочка. Надвинуты на глаза капюшоны, за плечами огромные рюкзаки. Двадцать человек под руководством Музы Тарабакиной и Аркадия Крутова успешно штурмовали Эльбрус. Когда он был покорен, на его вершине остался стремительно бегущий олень — металлическая фигурка, являющаяся символом ГАЗа. «В честь 40-летия ВЛКСМ и 35-летия советского альпинизма группа альпинистов Горьковского автозавода совершила восхождение на высочайшую вершину Европы — Эльбрус», — гласила надпись на табличке.

Были в активе автозаводских альпинистов Казбек и Тянь-Шань, но одно из самых знаменательных событий, конечно, восхождение на пик Ленина, что на Памире.

«Это одно из самых сложных восхождений, в котором мне приходилось принимать участие, — рассказывает П. М. Кирпичев. — Пик Ленина расположен на высоте 7125 метров. Стали мы подниматься, на полпути заночевали в снежной пещере — вырыли ее на склоне. Утром просыпаемся, а один наш товарищ встать не может, мычит только чего-то, у него горная болезнь началась. Пришлось нам его обратно спускать, два дня на этом потеряли. Ну, ничего, дошли все же. Поднялись когда — вид просто чудо: весь мир перед тобой открылся. Иран, Ирак видно. Впечатления, конечно, словами не передать, насколько захлестывают эмоции. Надо сказать, восхождение на пик Ленина даже по тем временам, когда альпинистам очень хорошо помогал спорткомитет, было удовольствие не из дешевых: на Памир надо было добраться, при восхождении требовалось специальное питание. Но все равно люди ехали туда со всего Союза. И нас, горьковчан, альпинисты из других городов и республик очень хорошо знали».

«Глиссером»? Можно только горьковчанам!

«Наш Евгений Яковлевич Тур был известен в альпинистских кругах не только как спортсмен высочайшего уровня, многие его ценили и как тренера, — вспоминает Дина Николаевна. — Например, со временем стали запрещать альпинистам спускаться после восхождения «глиссером». Это когда ледорубом упираешься в склон и едешь на ногах. Со стороны кажется, просто, на самом же деле это надо уметь. Люди, не очень хорошо владеющие этой техникой, частенько получали травмы — достаточно было только зацепиться за расщелину. И только горьковским спортсменам разрешали такой спуск. Слышим: «Горьковчане, на «глиссер!» И ух! Несемся вниз, скорость развивается очень приличная, но травм у нас никогда не было: Евгений Яковлевич нас этому виду спуска хорошо обучил».

...Увы, по всей видимости, альпинизм в нашей стране уже пережил свои лучшие времена, когда тысячи юношей и девушек со всего Советского Союза с невероятным упорством и оптимизмом штурмовали горные вершины. Какие они пели песни! Как невероятно у них было развито чувство локтя! Нашим детям вряд ли в ближайшем будущем удастся вот так же подняться на Эльбрус — сегодня Кавказ — не самое спокойное место на земле. А жаль...

От всей души поздравляем альпинистов — ветеранов спорта с юбилеем. И хотя сегодня секция альпинизма «городу не по плечу», у нас на Автозаводе живут и работают люди, которые уже никогда не забудут то время, которые спустя годы будут рассказывать своим внукам о том, как это здорово — влюбиться в горы и на всю жизнь остаться верными им. И кто знает, может, пройдет время, и их места в связке займут те, кому еще только суждено родиться, и слава об автозаводских альпинистах, штурмующих все новые и новые вершины, будет снова греметь по всей стране...

Елена ВЛАСОВА.

• Фото из архива супругов Кирпичевых и Г. В. Шарова.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Великие не уходят насовсем Рылов А. Великие не уходят насовсем : [об открытии памятника хоккеисту нижегородского «Торпедо» Александру Суворцову на Бугровском кладбище] // Нижегородский спорт. – 2023. – 6-12 сент. (№35). – С. 3. – (Память).
2 Александр Скворцов: легенда отечественного хоккея Александр Скворцов: легенда отечественного хоккея : [самый титулованный игрок нижегородского «Торпедо» А. Скворцов] / подготовил С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2023. – 6-12 сент. (№ 79). – С. 22. – (Спортплощадка).
3 Под номером один Лотова К.Н. Под номером один : [беседа со знаменитой автозаводской спортсменкой – чемпионкой СССР по прыжкам в длину Капитолиной Лотовой] / беседовала Е. Власова // Нижегородский спорт. – 2023. – 12-18 июля (№ 27). – С. 6-7.
4 «Чайка»: воплощение мечты Панова О. «Чайка»: воплощение мечты : [о реконструированном стадионе «Чайка» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2023. – 12 янв. (№2). – С. 3.
5 Хранительница спортивных традиций Андайкин С. Хранительница спортивных традиций : [о руководителе клуба ветеранов спорта Автозаводского района О.И. Коптюх] // Автозаводец. – 2020. – 17 дек. (№ 51). – С. 14
6 Посвящение легенде Федотова, О. Посвящение легенде : [граффити с изображением В.С. Коноваленко в Автозаводском районе] // Автозаводец. - 2022. - 8 дек. (№ 49). - С. 17. – (Память).
7 Молотобоец №1 Гусев А. Молотобоец № 1 : [об автозаводском спортсмене В. Пронкине] // Автозаводец. – 2021. – 19 авг. (№33). – С. 18. – (К вершинам Олимпа).
8 Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный Алешин А. Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 28 апр. – 4 мая (№ 32). – С. 22. – (Знай наших).
9 Самая яркая Гусев А. Самая яркая : [об автозаводской конькобежке Наталье Ворониной] // Автозаводец. – 2021. – 8 апр. (№14). – С. 16. – (К вершинам Олимпа)
10 Кубкам и медалям счет потеряли! Знаменитая спортивная династия Коптюх-Садовых Коптюх И. Кубкам и медалям счет потеряли! Знаменитая спортивная династия Коптюх-Садовых : [о своих знаменитых родственниках-спортсменах пишет ученик И. Коптюх в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 183-184.

Страницы