Автозаводцы в четвертом поколении
На белом листе множество фотографий соединены линиями: на нем изображено родословное древо четырех поколений семьи Поповых. И все линии «ведут» на ГАЗ. Общий стаж трудовой династии на Горьковском автозаводе почти 300 лет!
Валерий Александрович Попов, начальник участка технического обслуживания оборудования проекта VWSkoda — автор графического изображения поколений семьи и мой собеседник. Я вглядываюсь в лица на старых фотографиях, а мой герой поясняет:
— Во главе генеалогического древа — мои бабушка с дедом, Мария Васильевна и Иван Прокофьевич Поповы. С них все и началось.
В далеком 1932 году эта молодая семья приехала из Мордовии на строительство автогиганта. Закрепилась. Родились сыновья Евгений и Александр. Пережили тяжелые лихолетья войны. Глава семьи — труженик тыла, во время Великой Отечественной ковал победу на заводе в литейном производстве, где и проработал всю жизнь. Сыновья Александр и Евгений, как подросли, пришли к отцу на завод: Женя, отслужив в армии, — в литейное производство, а Саша — в цех крупной штамповки производства легковых автомобилей.
— Отец Александр Иванович, как устроился в 1947 году слесарем-инструментальщиком, так 46 лет на одном месте и проработал. В передовиках ходил, не раз про него в «Автозаводце» писали, рассказывает Валерий Александрович. — Он и общественной деятельностью активно занимался, несколько раз его избирали депутатом в райсовет.
Александр Иванович Попов
На ГАЗе Александр Иванович познакомился и со своей будущей женой — Изольдой Николаевной Коломенской. Кстати, она тоже представитель знатной газовской династии. Ее младший брат Лев Николаевич Коломенский — человек на заводе известный. Он прошел путь от электромонтера до начальника конструкторского отдела в управлении главного механика ОАО «ГАЗ». Удостоен званий «Заслуженный рационализатор», «Инженер года». Изольда Николаевна в ЦКАЗ кладовщицей работала. И была во всем мужу первым помощником и другом. Александр Иванович — ветеран автомобильной промышленности, Изольда Николаевна — заслуженный автозаводец.
Валерий Александрович Попов
— То, что мы с сестрой Людмилой оказались на заводе, закономерно, — продолжает знакомить с членами трудовой династии Валерий Александрович. — Дома родители всегда обсуждали заводские дела. Мы, дети, участвовали во всех цеховых мероприятиях: и на лыжах ходили, и в лагерь ездили, да и школьные друзья в основном из газовских семей. Словом, когда после школы отец помог устроиться в цех сборки легковых автомобилей, я пришел туда, как в родной дом, — вокруг знакомые лица.
Одним из самых ярких впечатлений детства у десятилетнего мальчишки стало первое посещение автозавода.
— В наше время лучших учеников награждали экскурсией на ГАЗ. Я был как раз таким. Помню, пришли в цех крупной штамповки, а там громадные механизмы — из листа металла получалась деталь автомобиля, просто чудо. А потом нам показали, с чего начинается автомобиль, как все происходит. Конечно, в то время все обожали «Волгу». Казалось, лучшего автомобиля и не существует. А тут своими глазами увидели ее рождение.
Неудивительно, что вся трудовая деятельность Валерия Александровича связана с легковыми автомобилями. В 1972-м пришел сам, потом и жену, Людмилу Алексеевну, привел. И так, через все перипетии вместе с ГАЗом, — вот уже 42 года. — У меня в трудовой книжке записей полно, — смеется собеседник. — А я никуда с места не трогался. Много раз нас переименовывали, но мой участок как был, так и остался в цехе сборки легковых автомобилей, только сейчас «Участок технического обслуживания оборудования проекта VWSkoda называется. Я очень благодарен руководству СЦРиТОО Автозавода «ГАЗ» за то, что в самые трудные времена сумели сохранить костяк трудового коллектива.
Когда пришло время, уже сын Валерия Александровича — Дмитрий — пришел к отцу на ГАЗ.
— Я его привел в свой цех, в службу механика, слесарем-ремонтником. Дмитрий отслужил в армии, довелось повоевать в Чечне, а сейчас благополучно трудится на предприятии. Он работает в энергоремонтном отделе СЦРиТОО, освоил несколько смежных профессий.
Сестра Людмила Мартынова тоже всю свою жизнь заводу отдала: сначала в МСЦ-2, а сейчас в ООО «Нижегородские моторы» работает. Так что на всех у нас уже 286 лет газовского стажа приходится.
— Чем объясняется такая преданность?
— Я думаю, это кровные связи, гены, можно сказать. У меня все родственники так или иначе связаны с заводом, — размышляет В. А. Попов. — Все уже здесь родное и знакомое. Ну и, конечно, работа на таком промышленном гиганте дает чувство уверенности в завтрашнем дне. Оно и сейчас есть, все-таки разными способами всегда из трудных ситуаций выходили. И я убежден, хуже не будет, только — лучше. Да и работа у меня интересная. После модернизации оборудования под новый проект и его запуска еще есть место для творчества. Ну и то, что дом близко, уже хорошо. И потом, я квартиру от завода получил, согласитесь, это дорогого стоит.
— Автозаводцы очень патриотично настроены по отношению к ГАЗу, на ваш взгляд, почему?
— Именно для меня важно, что я продолжатель дел моих предков. Ведь дед и отец, не жалея сил, с полной отдачей работали на заводе. Здесь получили путевку в жизнь, обрели кров и семью. И это родственное отношение передается от поколения к поколению. Основная масса людей нашего района «корнями» связана с заводом. ГАЗ — это центр нашего притяжения. Может быть, это звучит иррационально, но я так чувствую. И вижу этому подтверждение. Например, я смотрю на своих одноклассников, многие работали где-то в других местах, а потом вернулись на завод. Недаром я и сына сюда привел. Потому что во мне живет надежда на мощь, устойчивость, традиции предприятия. Наши руководители смотрят вперед. Я уверен, что будет развитие и будет хорошо тем, кто верит в завод.
К. Ерофеева
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Честно служить — ни о чем не тужить | Честнова И. Честно служить — ни о чем не тужить : [о рабочей династии Моисеевых] // Автозаводец. – 2017. – 21 фев. (№ 20). – С. 2 |
2 | Заглянуть в семейный альбом | Честнова И. Заглянуть в семейный альбом : [о рабочей династии ГАЗа Захаровых-Трифоновых-Хониных] // Автозаводец. – 2016. – 17 дек. (№ 143). – С. 2 |
3 | День трудовых династий | Честнова И. День трудовых династий : [о встрече на ГАЗе с представителями трудовых династий] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 1. |
4 | Наследие семьи | Ростокина А. Наследие семьи : [о трудовой династии автозаводцев Калягиных-Теньковых] // Автозаводец. – 2016. – 18 окт. (№ 118). – С. 3 |
5 | От одного дома к другому | Калюлина Г. От одного дома к другому : [о рабочей династии Волковых-Богдановых] // Автозаводец. – 2016. – 16 авг. (№ 91). – С. 2 |
6 | Линии судьбы | Ростокина А. Линии судьбы : [о трудовой династии Чивкуновых-Потаповых-Емелиных] // Автозаводец. – 2016. – 11 авг. (№ 89). – С. 3 |
7 | Секрет в трудолюбии | Калюлина Г. Секрет в трудолюбии : [о рабочей династии Едемских-Булановых] // Автозаводец. – 2016. – 28 июля (№ 83). – С. 3 |
8 | Соединяя судьбы и сердца | Махонина А. Соединяя судьбы и сердца : [о рабочей династии Шабаниных-Маховых] // Автозаводец. – 2016. – 2 июня (№ 60). – С. 4 |
9 | Детство под бомбежками | Мухина Е. Детство под бомбежками : [о заслуженном автозаводце, ветеране автомобильной промышленности России И.И. Юдине]. – Автозаводец. – 2016. – 14 апр. (№ 41). – С. 4 |
10 | Работали честно... | Калюлина Г. Работали честно... : [о трудовой династии Жулиных] // Автозаводец. – 2015. – 23 апр. (№ 45). – С. 5 |