60 лет в игре

Зинина М. 60 лет в игре : [о З.Н. Куликовской, народном театре и его актерах] // Автозаводец. – 2008. – 29 марта. – Добрый день. – С. 1-2

Старинные часы мирно соседствуют с масками, неподалеку от кресла-качалки прислонились к стене резные наличники... Не комната, а какой-то факультет ненужных вещей! Впрочем, несмотря на преклонный возраст многих из них, вещи эти очень даже нужные. Это реквизит для спектаклей народного театра Дворца культуры ГАЗа, в уютной гримерке которого мы сейчас находимся.

— Обратите внимание на эту оконную раму, — проводит экскурсию по своему «острову сокровищ» главный режиссер театра Зоя Николаевна Куликовская. — Она появляется на сцене в нашем спектакле «Дарья» по произведению Распутина «Прощание с Матерой». Там идет речь о том, как была затоплена деревня, в том числе дом главной героини. Так вот, наличники эти сняты с дома, который тоже пережил наводнение. И когда в гримерку приходят люди чувствительные, они говорят, что ощущают энергетику этой рамы. В принципе, ничего удивительного — едва не утонула бедняга, такое потрясение было!

Собственно, с того момента в судьбе наличников мало что изменилось, ведь хороший спектакль — а «Дарья» таковым является — это эмоциональное потрясение для зрителей. Еще Шиллер назвал театр панорамой переживаний и отметил, что он  «наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон». Народный театр ДК ГАЗа занимается этим уже 60 лет — именно столько ему исполнилось сегодня.

«Театр не должен играть в поддавкп...»

Хрупкая невысокая Наташа Токмачева отважно взгромоздила на плечо колонку от музыкального центра и осторожно несет этот «черный квадрат» из гримерки в театральный зал.

— Сейчас репетиция будет? — догадываюсь я.

— Ага, «Балда»! — кивает Наташа.

Это вовсе не оценка умственных способностей вашего корреспондента — через несколько минут артисты начнут репетировать спектакль «Балда приглашает» по сказкам Пушкина. В репертуаре он уже давно. А вот «Медея», которую театр представит в свой юбилей, — спектакль премьерный.

— Мы не старались специально приурочить его к юбилею, просто так совпало, — уточняет З. Н. Куликовская. — Поставить эту трагедию мне хотелось давно, но почему-то не складывалось: возможно, время было неподходящее. А сейчас, как мне кажется, воплощенные в «Медее» мысли просто витают в воздухе. Не случайно почти одновременно с нами ее поставили еще несколько театров. Видимо, многие с грустью ощутили, что в нашем обществе дефицит сильных, цельных личностей. Готовых при необходимости пожертвовать многим, совершить поступок, который, быть может, граничит со злодеянием, но отражает верность своим принципам, идеалам, своей мечте. Нам захотелось раскрыть эту тему, а миф позволяет это сделать как нельзя лучше — у него ясный четкий сюжет, не нужно строить догадки.

— Но вы взяли не миф как таковой, а произведение Ануя. Почему заинтересовал парафраз, а не оригинал?

— Пьеса Ануя написана в 50-х годах прошлого века, когда вторая мировая война посеяла сомнение в разумности и гуманности такого существа, как человек — ведь он проявил неслыханную, кровавую жестокость. И когда в финале трагедии Медея говорит: «Поздравляю тебя, Язон, теперь ты человек», она отнюдь не гордится им. Ануй пытается заново осмыслить это многогранное понятие.

— Сегодня многие театры чрезмерно увлеклись комедиями, приносящими большие кассовые сборы, но скудную пищу для размышлений. А ведь еще Станиславский говорил: «Если бы смысл театра был только в развлечении, не стоило бы посвящать ему столько труда». Приятно, что вас это веяние не затронуло — вы продолжаете ставить драмы, трагедии...

— Понимаете, наш театр — некоммерческий, и вопрос «а как бы привлечь побольше зрителей, пусть в ущерб репертуару» нас абсолютно не волнует. Мы идем своим путем, говорим о том, что чувствуем, а не о том, что выгодно. Наши спектакли — не развлечение, а размышление, даже потрясение. Я разделяю мнение Эфроса, говорившего, что зрители в финале спектакля должны испытывать чувства, которые они ощущают, когда видят закат солнца. Нельзя рассуждать: «зритель хочет отдохнуть, не «загружая» голову — значит, надо делать комедию». Театр не должен играть в поддавки!

— Какие театры Нижнего, на ваш взгляд, не участвуют в этой «игре»?

— Наверное, все они по большому счету «заражены» этим коммерчески выгодным комедиантством, поэтому ни один из нижегородских театров мне на данный момент не интересен. Зато очень нравится мастерская Петра Фоменко. Это совершенно особенный театр, он затрагивает самые актуальные, сложные человеческие проблемы. Они преподносятся в произведениях Чехова, Толстого, Пушкина, поэтов Серебряного века, современных драматургов... В этот театр тянет, потому что знаешь: тебе предложат то, о чем захочется размышлять, вспоминать. Словом, что-то настоящее. Причем это не «ископаемый» театр — режиссер уважает модерн, хороший юмор. Но это ни в коем случае не подчинено коммерческим целям.

— Кстати о режиссерах. За все 60 лет существования народного театра главный режиссер менялся три раза. Как «смена власти» отражалась на репертуаре, стиле театра?

— С 1952 по 1992 год им руководил Николай Васильевич Никольский, и тогда это был классический психологический театр: с традиционной «коробкой» сцены, реалистичными декорациями. Такая направленность мне не то чтобы неинтересна — просто у меня иные темперамент и мироощущение. Мне близок театр поэтический, условный, символический. Хочется, чтобы в спектакле была какая-то деталь, вокруг которой разворачивается действие. И пока я до этой детали не докопаюсь, мне вообще неинтересно над пьесой работать, она мертвым грузом лежит!

— Например, это часы без стрелок в трагедии «Ромео и Джульетта»?

— Да, а еще в этом спектакле все актеры, за исключением главных героев, носят маски. Вечное, бесстрастное время и люди, которые тщательно скрывают истинные чувства — а те, кто осмеливается жить ими, погибает... Как только эти идеи возникли, сюжет ожил! У меня, скажем так, авторский подход к произведениям. Я видоизменяю их в первую очередь потому, что свои коррективы вносит время. Я не могу поставить ту же «Медею», как ее ставили в Греции, да и зачем? Но я всегда стараюсь сохранить суть...

— Какие спектакли выйдут на подмостки в юбилейном году?

— Мы задумали проект под названием «Весь Серебряный век». Репетируем моноспектакль по стихотворениям Мандельштама, он называется «Пешеход». Еще будет постановка «У моря», рассказывающая историю любви Гумилева и Ахматовой. Гумилевские «Капитаны» в нашем репертуаре с 1997 года... Школьная программа сегодня уделяет большое внимание поэзии Серебряного века, и я думаю, что этот проект заинтересует и детей, и учителей.

Спектакль на... лестнице

Биография самой Зои Николаевны запросто могла бы стать сюжетом какого-нибудь приключенческого спектакля. Отец моей собеседницы — военный, поэтому семье пришлось поколесить по стране. Ее родители белорусы, она появилась на свет в Сибири, потом Куликовские осели на Урале, а учиться Зоя поехала в Москву... Окончив Московский институт культуры, в 1965 году она приехала в Горький и около 10 лет руководила студией при народном театре ДК ГАЗа. Это некая подготовительная ступень — после обучения в студии молодые актеры начинали играть в театре.

— Кстати, студия существует и сейчас, ей руководят Елена Куликова, Алексей Жирнов и Жанна Мордкович, — говорит З. Н. Куликовская. — Так вот, постепенно студия окрепла, и получилось два театра под одной крышей. И хотя Николай Васильевич Никольский, руководивший тогда народным театром, очень хорошо ко мне относился и во всем меня поддерживал, я решила уйти. Заочно окончив Щукинское училище, я уехала в Казань. Спектакли театра, в котором я работала, вызывали большой резонанс. Мы любили нестандартные пространства — играли на лестнице, в спортзале... Только на крыше, наверное, не играли! Но у жителей Татарстана менталитет, естественно, несколько иной, чем у русских. Поэтому и спектакли воспринимались не всегда так, как хотелось бы. В итоге я вернулась в Горький, принимала участие в создании театра при Доме культуры железнодорожников, 15 лет там работала. А потом заболел Николай Васильевич Никольский, и меня пригласили во Дворец. Так в 1995 году я стала руководить народным театром. Кстати, в нашей труппе есть несколько человек, игравших еще у Николая Васильевича! Например, Галина Зонова пришла в театр в начале 50-х. Ее можно будет увидеть в «Медее» в роли кормилицы. В этом году исполняется 40 лет, как в народном театре играет Елена Куликова. Более 25 лет на нашей сцене Владимир Неумоин — он и Крутицкий, и Юстиниан. У нас уже династия появилась — в театре играют его дети, Марина и Виталик. У нас вообще немало талантливых молодых ребят.

«Апельсиновая» актриса

Знакомлюсь с одним из представителей театральной молодежи, Дмитрием Гладышевым. Его сценический «стаж» — 14 лет, играть Дима начал в 12.

— Первым спектаклем был «Шарф Айседоры», — рассказывает он. — А потом в «Дюймовочке» играл сына главной жабы! В «Отравленной тунике» сначала был расстрельщиком, затем вырос до евнуха. А что вы смеетесь, это на самом деле более серьезная и объемная роль! В общем, спектаклей было много, но выходя на сцену, я всегда волнуюсь, как в первый раз. Конечно, помидорами не закидают, но... зрителей ведь не обманешь. Поэтому свои проблемы нужно оставлять за кулисами, «включаться» в настроение главного героя. Даже не играть, а просто жить его жизнью...

Тина Смолина в народный театр пришла еще раньше, в 11 лет. Но беседа наша началась не с обсуждения ее актерского дебюта — уж очень заинтересовало меня необычное имя девушки.

— Оно имеет французские корни, происходит от слова «апельсин», — с улыбкой просвещает меня Тина. — Стараюсь ему соответствовать, быть такой же яркой, солнечной... Наверное, родители пытались таким образом побудить к тому, чтобы я заинтересовалась лингвистикой. И надо сказать, у них это получилось. Когда пришло время выбирать вуз, была дилемма: то ли в театральный поступать, то ли в лингвистический. Я съездила в Москву, прошла первый тур в Щукинское училище, а на второй уже не поехала — языки «перетянули». К тому же я столицу недолюбливаю. А Нижний Новгород обожаю, это город моего сердца, лучший на планете! Мне есть с чем сравнивать — после окончания вуза я поехала в США, работала там... Но это неинтересно! Самое захватывающее в моей жизни — это театр! Кстати, здесь еще мой отец играл. Я пришла сюда в 11 лет. Театр для меня — питание души, что ли. При современном напряженном ритме жизни нечасто находишь время, чтобы прочесть книгу, посмотреть серьезный фильм — словом, чтобы развиваться духовно. А театр дает такую возможность...

«Время — это настольная гильотина, если хотите. Каждой секунде отрезает голову. А театр должен остановить руку того, кто управляет этой машинкой...», — говорил один из персонажей книги Михаила Шишкина «Венерин волос». Уходя из театра, я мысленно пожелала ему победить время: несмотря на солидный возраст, оставаться молодым, креативным и востребованным.

Мария ЗИНИНА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 5
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Зоя Куликовская: «Я всю жизнь делаю свой театр» Жукова А. Зоя Куликовская: «Я всю жизнь делаю свой театр» : [интервью с гл. режиссером Народного театра ДК ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 3 мая (№ 17). – С. 13
2 Истории из чулана как лекарство от равнодушия Зинина М. Истории из чулана как лекарство от равнодушия : [о спектакле народного театра ДК ГАЗ по пьесам Т. Уильямса] // Автозаводец. – 2006. – 18 окт. – С. 3
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 4
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Театр из народа Назарова А. Театр из народа [Электронный ресурс] : [о Народном театре ДК ГАЗа]. // Патриоты Нижнего. – 2014. – 21 нояб. – Режим доступа: http://nn-patriot.ru/?id=1271 (Дата обращения: 11.03.2015)
4 Алхимический сосуд театра Чернова Е. Алхимический сосуд театра [Электронный ресурс] : [о Народном театре и его руководителе З. Куликовской в ДК ГАЗа]. // Новая газета. – 2011. – 18 марта. – Режим доступа: http://novayagazeta-nn.ru/2011/180/alhimicheskii-sosud-teatra.html (Дата обращения: 10.03.2015)
5 Нижегородский театр Зои Куликовской ждут в Санкт-Петербурге! Криночкина Н. Нижегородский театр Зои Куликовской ждут в Санкт-Петербурге! [Электронный ресурс] : [отзывы о спектаклях «Подруга» и «Пешеход»]. // Plastelinka. – 2011. – 15 марта. – Режим доступа: http://ni-plastelinka.livejournal.com/18332.html (Дата обращения: 13.11.2015)
6 Народному театру ДК «ГАЗ» исполняется 60 лет Народному театру ДК «ГАЗ» исполняется 60 лет [Электронный ресурс]. // Время. – 2008. – 28 марта. – Режим доступа: http://www.vremyan.ru/news/narodnomu_teatru_dk_gaz_ispolnjaetsja_60_let.html. (Дата обращения: 15.11.2015)
7 Материя рождества сквозь призму театра Материя рождества сквозь призму театра [Электронный ресурс] : [о спектакле «Капитаны» юношеской студии при Народном театре ДК ГАЗа]. // Нижегородские новости. – 1999. – 6 янв. – Режим доступа: http://www.pressarchive.ru/nijegorodskie-novosti/1999/01/06/127122.html. (Дата обращения: 15.11.2015)
8 «...Театр — поле вечного сраженья» Шестерова Т. «...Театр — поле вечного сраженья» : [о 50-летии народного театра ДК ГАЗ] // Автозаводец. – 1998. – декабрь
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
9 Зоя Николаевна Куликовская Зоя Николаевна Куликовская [Электронный ресурс] : [о себе и своей работе режиссера]. // Белый мост. – 2015. – Режим доступа: http://white-bridge.ru/. (Дата обращения: 13.11.2015)
10 «Простые» нижегородцы Назарова А. «Простые» нижегородцы : [о Народном драматическом театре ДК ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2014. – 21 нояб.(№ 38). – С. 20

Страницы