24-я «Волга» – изящность вне времени

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук, С. 24-я «Волга» – изящность вне времени : [как создавалась 24-я "Волга"] / С. Сторожук // Автозаводец. – 2011. – 7 сент. (№ 133). – С. 2. – фот.

Как создавалась 24-я «Волга»

«Волгу» ГАЗ-21 называли танком во фраке. О её дизайне можно говорить много, но не найдется человека, который не признал бы: стиль 21-й можно охарактеризовать одним словом — «ретро».

«Волга» ГАЗ-24 была полностью готова для постановки на конвейер уже в 1965 году — больше сорока лет назад. Однако она, в отличие от предшественницы, до сих пор не выглядит раритетом — внешний облик 24-й оказался вне времени. А ведь эта машина могла смотреться совсем по-другому. О том, как проходил процесс постановки на производство

24-й «Волги», вспоминают В. Н. НОСАКОВ, бывший главный конструктор легковых автомобилей, Л. Д. КАЛЬМАНСОН, бывший начальник отдела по коробкам передач, В. Б. РЕУТОВ, бывший начальник отдела легковых автомобилей среднего класса, и Р. П. ШКАПИН, бывший главный конструктор грузовых автомобилей. Наша встреча проходит в музее истории ГАЗа, в гостях у его директора Н. В. Колесниковой.

К сожалению, в формат газетной страницы совершенно невозможно вместить сведения, которых хватит на пару книжных томов, а потому постараемся рассказать о 24-й «Волге» максимально насыщенно и сжато.

Победила молодость

В сентябре 2011 года исполнится ровно 50 лет с начала проектирования кузова 24-й «Волги».

— Первый вариант кузова был страшно неудачным, — вспоминает В. Б. Реутов, — по сути, он представлял собой увеличенный «Москвич». Узнать в том макете привычный облик «Волги» просто невозможно — прямые рубленые линии, широкие, плоские крыша и капот, почти прямой угол между задним стеклом и багажником — эдакая этажерка на колесах.

— Не дай Бог, завод бы взялся за эту машину, — качает головой В. Н. Носаков, — она бы просто не дожила до наших дней. Хотели уйти от обтекаемой 21-й, а в результате получили машину а-ля панельный дом: без единой индивидуальной особенности. От рубленых линий сильно страдала аэродинамика — на первых испытаниях машина ездила процентов на 20 хуже, чем 21-я. Но, знаете, у конструкторов есть пословица: «Первый образец строится, чтобы узнать, как не надо делать».

Первый вариант «Волги» проектировал заслуженный дизайнер Лев Михайлович Еремеев, автор ЗиМа, 21- й «Волги» — на момент проектирования 24-й он был мэтром отечественного автомобильного дизайна (хотя в 60-е годы в ходу было понятие «внешний вид»). Второй вариант создавали совсем молодые конструкторы Лений (от «Ленин») Иванович Циколенко и Николай Иванович Киреев — он оказался гораздо более презентабельным, чем первый.

— Решающая битва случилась в 1964 году, когда на худсовет были представлены два образца: творение Циколенко и Киреева и еще один вариант Еремеева — он, преодолев себя, создал еще один скульптурный макет, — рассказывает В. Н. Носаков. — Новый, уже третий, вариант «Волги» от Еремеева очень напоминал американские автомобили — масштабные, внушительные, с длинными капотами и багажниками. Циколенко и Киреев, представляя на худсовет окончательный вариант своей машины, убрали из образца все острые углы, при этом сохранив плоские поверхности и грани. Получилась удачная компиляция из плавных линий и ровных поверхностей.

На техсовет собралось больше сорока человек — спорили едва не до драки. По свидетельствам очевидцев, большинство собравшихся выступали не столько за машину Еремеева, сколько за самого Льва Михайловича (казалось просто неприличным, чтобы молодежь обошла мэтра). Циколенко и Киреева даже упрекали в том, что из машины они сотворили стиральную доску (привет граням!).

Перелом произошел после слов секретаря партбюро И. С. Мухина. Он, внимательно осмотрев оба образца, произнес:

— Американизмы нам не нужны. У «Волги» должен быть свой, узнаваемый стиль — такой, как на образце Циколенко и Киреева.

В результате «молодежный» вариант, который мы уже больше сорока лет встречаем на дорогах страны, выиграл с минимальным преимуществом.

—У машины были настолько удачные формы, что она не выпадала из потока, — объясняет магию дизайна Л. Д. Кальмансон. — Она никогда не выглядела супермодной, но за счет классической изящности кузова и точно выверенных пропорций оказалась автомобилем вне времени. Если 24-я черная и вымытая – будьте уверены, эта машина во все века будет смотреться прекрасно.

Командировка «На улицы Москвы»

Советский Союз был страной достаточно закрытой. Выезд за границу — событие, которое можно было готовить год, и все без толку. Однако конструкторам требовалось быть в тренде мировых автомобильных тенденций. Спасение находили в журналах.

Мы выписывали очень много автомобильных изданий, — вспоминает Р. П. Шкапин, — особо удачные иллюстрации из журнала вырезали и вешали на стену. У конструкторов порой все стенки были завешаны фотографиями иномарок — эти снимки воспринимались как фон, мы видели их ежедневно, что помогало в работе над новыми моделями.

Любая поездка в Москву гоже становилась поводом для изучения автомобильной моды. В столице иномарки были всегда — наши специалисты их фотографировали в самых разных ракурсах.

— У меня даже была однажды командировка, которая так и называлась: «На улицы Москвы», — улыбается Р. П. Шкапин. — Машины на дороге всегда смотрятся чуть-чуть не так, как в статике автосалона.

Кроме того, автозаводу порой удавалось покупать самые передовые иномарки исключительно с целью «разобрать и посмотреть». Подопытный автомобиль изучался в деталях.

Глава семейства

— Когда мы только приступили к проектированию будущей модели, технологические службы получили задание — каждый день приходить в КЭО и уже в процессе конструирования решать вопросы технологического характера, — вспоминает Л. Д. Кальмансон, — этот порядок был заведен еще при проектировании кабины ГАЗ-53 и полностью сохранился при создании ГАЗ-24. Автомобиль — лучший пример коллективного творчества...

— Уже в процессе проектирования мы заложили много модификаций: от праворульной машины до универсала (кстати, потом многие говорили, что универсал получился даже красивее «базовой модели»), — произносит В. Н. Носаков, — самые сложные штампы заказывали во Франции.

Решали три задачи: первая — сделать машину комфортабельной и экономичной, вторая — в два раза снизить трудоемкость технического обслуживания и третья, чисто наша, заводская, — облегчить создание модификаций, — рассказывает В. Б. Реутов. — Универсал мы освоили малой кровью, «догонялку» — автомобиль для КГБ с восьмицилиндровым двигателем — тоже достаточно легко «вывели в свет».

— Машина стала прорывом для всего ГАЗа, — перечисляет Л. Д. Кальмансон, — впервые — четырехступенчатая коробка передач, впервые на советских легковых автомобилях — гидровакуумный усилитель тормозов, впервые — безопасный руль, спасающий водителя при лобовом столкновении, впервые — новые износоустойчивые шины...

В принципе, именно 24-я стала настоящей главой «волговского» семейства. Технические решения оказались настолько удачными, что они применялись потом и на -3102, и на -31029, и даже на -31105.

Отсрочка на 5 лет

24-я «Волга» вполне могла увидеть свет в 1965 году — вся документация уже была готова. Но мирной «Волге» помешала война. Из-за разразившегося арабского кризиса правительство СССР львиную долю финансирования отправляло на военные нужды — автозаводцам просто не хватило денег для постановки новой модели на производство.

— В принципе, в пятилетней задержке можно найти и свои плюсы, — говорит В. Н. Носаков, — мы смогли провести дополнительные испытания, и 24-я «Волга» стала, пожалуй, самой беспроблемной машиной в плане подготовки производства. В июле 1970 года впервые в истории европейского автомобилестроения без остановки конвейера был осуществлен переход со сборки 21-й «Волги» на сборку 24-й.

Хотя те пять лет, что машина банально ждала своей очереди, простыми для горьковских конструкторов не назовешь. Новые модели «Волг» появлялись примерно в одно время с новыми «Москвичами». Вышла «Победа» — увидел свет первый «Москвич». Появилась на конвейере 21-я «Волга» — начали собирать 402-й «Москвич». А вот 408-й «Москвич» вышел на улицы городов в 1965 году. Новой же «Волги» все не было.

— На фоне более свежих «Москвичей» наша 21-я смотрелась архаично, — вспоминает В. Н. Носаков, — в те годы нам, горьковчанам, в министерстве хоть не появляйся: «Вам не стыдно? Сидите, штаны просиживаете! Сколько можно ждать нашу новую «Волгу»?!» Но как только 24-е «Волги» стали сходить с конвейера, отношение к нам резко изменилось. В Москве нас воспринимали как героев.

У первых машин, только-только сошедших с конвейера, не могли не проявляться «детские болячки». Конструкторы про это знали и каждый раз, запуская новую модель «в люди», надеялись, что пилотная партия авто отправится в таксопарки.

— Это было бы очень удобно для нас, — вспоминает Р. П. Шкапин, — у такси большие пробеги, суровые условия эксплуатации и адекватное отношение обслуживающего персонала. Мы могли бы максимально быстро выявить «болячки» и устранить их. Но, увы, — политика важнее. Считалось, что первые партии новых автомобилей должны поставляться в гараж особого назначения. Нелогично? Да, но зато чиновники довольны.

Испытания, покрытые мраком

Не сохранилось ни одной фотографии с первых испытаний 24-й «Волги». Не потому, что они затерялись, а потому, что их просто не было. Новая модель ГАЗа стала, пожалуй, самой засекреченной за всю историю завода.

— Это могло показаться странным — о подготовке производства 21-й «Волги» писали в газетах, ее снимки печатали много и охотно. Все, что касалось 24-й, покрывала завеса тайны, — вспоминает В. Н. Носаков.

Покрывала в буквальном смысле слова: первые дорожные испытания «Волги» проходили ночью, а все хромированные детали (чтоб, но дай Бог, не засветиться) замазывали гудроном.

— Водителям строго-настрого было запрещено что-либо рассказывать о новой модели, — произносит Владимир Никитович, — помню, однажды я увидел, как нашего шофера на Московском вокзале обступили любопытствующие. «А что это у вас за автомобиль? Это иномарка?» — допытывались они, а водитель отвечал лишь: «Да я сам но знаю, что за машина. Наше дело маленькое: дали авто — крути баранку. Вот я и рулю».

Причина секретности объяснялась термином, понятным сегодня даже первокласснику, — коммерческая тайна. Продажи 21-й «Волги» очень успешно шли за границей (в Бельгии таксисты выбирали, какую машину им приобрести в таксопарк, — «Мерседес» или 21-ю «Волгу»), и информация о том, что она вот- вот перестанет сходить с конвейера, негативно сказалась бы на объеме продаж.

Так что гудроном на молдингах 24-я обязана своей предшественнице. Но зато 24-я изначально проектировалась и под левый, и под правый руль.

Что касается дорожных испытаний, то конструкторы современные белой завистью позавидовали бы своим предшественникам. Для того, чтобы можно было проверить автомобили на скорости, ГАИ выделяла автозаводцам «мерный километр»: просто перекрывали одну полосу на части автомагистрали М7 и давали возможность газовским конструкторам свободно работать.

— Рядовые водители на нас не жаловались, — улыбается В.Н.Носаков, — тогда была крайне низкая интенсивность движения: одна машина проехала — другую полчаса ждешь.

«Когда сигнал хрипует, падает авторитет машины»

Первые отзывы на новую «Волгу» были прямо противоположными. Кто-то восхищался стилем и дизайном, а кто-то, не стесняясь в выражениях, называл 24-ю колодой.

— Ничего удивительного. Во-первых, 24-я пришла на смену обожаемой народом 21-й, а во-вторых, с легкой прохладцей у нас встречают любой новый автомобиль, это традиция, — улыбается В. Б. Реугов, — то же самое было с 21-й, когда на ГАЗ приходили письма: «Верните «Победу»!», аналогичный прием устроили и 24-й.

Кстати, о письмах. В. Н. Носаков хранит письмо, которое пришло на ГАЗ из Азербайджана. Цитируем дословно: «В Горьковский автозавод. От Айвазова Резвана. В моей машине установленные звуковые сигналы при пасмурной погоде меняют звук. Хрипует как ангинозный человек. При солнечной погоде очень хорошо звучит. Когда сигнал хрипует, падает авторитет машины ГАЗ-24. К вам просьба — дайте мне совет, чтобы сигнал в моей машине не хрипел при пасмурной погоде».

На юге вообще «Волги» пользовались космической популярностью. К испытателям, гонявшим машины по горным серпантинам, подходили местные джигиты: «Ребята, сколько денег надо, чтоб вы машину здесь забыли?»

Ее полюбили ничуть не меньше, чем 21-ю. И, кстати, не менее охотно покупали за границей. Л. Д. Кальмансон говорит, что в Европе особенно по душе 24-я пришлась сельским священникам, почтальонам, врачам. В капиталистические страны ежегодно отправлялось около 5 тысяч наших машин, а число «Волг», бегавших по дорогам Чехословакии, Болгарии, Польши, исчислялось десятками тысяч.

Машина удалась — так же, как и любое творение инженерной мысли горьковских конструкторов.

Светлана СТОРОЖУК.

Фото Михаила СОРОКИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы