130 лет на ГАЗе

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Кулькова И. 130 лет на ГАЗе : [об истории ГАЗа и его работниках рассказывает В.А.Пахомов] // Автозаводец. – 2012. – 14 янв. – С. 2

130 лет на ГАЗе

Говорят, что это один из последних экземпляров сборника, посвященного 15-летию завода, — Владислав Александрович ПАХОМОВ показывает книгу с пожелтевшими страницами. — Решил взять с собой на встречу, думаю, дополнит мои воспоминания. Кстати, я здесь фамилию деда своего нашел. Вот, Иван Петрович Пахомов, кузнец, ставил рекорды вместе с Фаустовым, Бусыгиным... Очень приятно было услышать, что ветераны кузницы его помнят и тепло отзываются. Родители мамы и папы приехали в 30- х годах в Нижний, один мой дед стал кузнецом, другой модельщиком. Отец, Александр Иванович, 40 лет работал на заводе штампов и пресс-форм, прошел путь от главного технолога до директора завода, потом в течение 9 лет возглавлял Совет ветеранов ОАО «ГАЗ». Я из третьего поколения Пахомовых. А теперь и мои сыновья на ГАЗе трудятся, значит, уже четвертое поколение выросло. Так что стаж Пахомовых на ГАЗе — 130 лет. Два внука и внучка у меня, кто знает, может, и они родителям на смену придут, как я когда-то...

Полистайте книгу, посмотрите, как наш завод строился (Владислав Александрович по-прежнему с гордостью произносит «наш», хотя уже 7 лет не работает на ГАЗе. — И. К.), как преображался район. Очень интересные снимки. Вот строятся дома на проспекте Жданова (сейчас Молодежный), вот митинг по случаю открытия инструментально-штампового корпуса, здесь «серо-бусыгинский» квартал — какие деревца маленькие... А это — праздник в «Мечте», ее всем миром строили. Борис Павлович Видяев каждому подразделению фронт работ определил, ПГА достался спальный корпус. Название ему сами придумали — «Солнышко». Теплое, яркое, все-таки детям предназначался.

— А вы когда на завод пришли?

— В 1973-м, после окончания института, 9 месяцев в КЭО работал. А потом написал заявление о переводе на главный конвейер.

— Почему такой резкий поворот?

— Понял, что не мое дело — писать отчеты об испытаниях. 1 июля 1974 года — тогда на том месте, где сейчас четырехэтажное административное здание ПГА, был зеленый скверик и синий фонтанчик — меня, 23-летнего мастера, смене представлял Вячеслав Тихонович Терешкин. Он и стал моим наставником, его уроки никогда не забуду. Через полгода, в декабре, назначили меня старшим мастером. С 1978-го по 1981- й — командировка в Ирак, город Багдад. Вскоре начались военные действия, многие специалисты вернулись на Родину.

— В Ираке вы выполняли обязанности...

— Специалиста «Автоэкспорта» по автомобилям ГАЗ. В основном там эксплуатировались 66-е и еще «Волги» ГАЗ-24. Помогали с гарантийным обслуживанием ГАЗ-66, обучали персонал, оснащали СТО всем необходимым для ремонта.

В 1981 году вернулся на главный конвейер: заместитель начальника цеха, начальник цеха, заместитель управляющего Бориса Павловича Видяева. С 16 февраля 1986 года — управляющий ПГА. Уже началась горбачевская перестройка. В то время в производстве собирали 52-е, 53-и, 66-е и их модификации. Суточный темп — 1200 машин! Некоторые спрашивают, много это или мало? Вот смотрите. В среднем длина грузовика — 7 метров, 1200 грузовиков — 8 с лишним километров, бампер к бамперу. Сто дней — чуть побольше, чем 4 месяца работы — уже 800 километров, это расстояние от Нижнего до Москвы и обратно. Еще 300 комплектов 53-х отправляли ежемесячно в Болгарию.

— Как же люди выдерживали?

— До 76-го трудились в 3 смены, после реконструкции, с вводом третьего и четвертого конвейеров, перешли на двухсменку. Привлекали временных помощников — до 1000 человек из Средней Азии, Молдавии, Белоруссии... Еще была эпопея с китайцами — год мы с ними мучились.

— Владислав Александрович, как был организован процесс под такое огромное задание?

— На первом конвейере собирали 52-е, на втором — 53-и плюс шасси для Курганского автобусного завода — помните, были такие без кабины. Третий конвейер — бортовые, экспорт, четвертый — ГАЗ-66. Прежде, до ввода 4-го конвейера, они шли вместе с «пятьдесят первыми» на 1-м конвейере.

Постепенно жизнь подвела к организации гибкого производства. То есть, при необходимости, при наличии большого числа заказов, 53-и пускали на конвейер №1, на конвейер №2 — кузовные... В общем, знали что делать, чтобы выполнить задание в срок.

В то же время, в 1985-1986 годах, большая работа шла по подготовке к выпуску автомобилей с дизельным двигателем. Тогда вышло постановление Политбюро по дизелизации автомобилей Горьковского автозавода. В результате появился северный пристрой к корпусу для организации 5-го конвейера. Очень много возможностей предоставлялось для инициативы на местах, в том числе для молодежи. Началось перевооружение завода.

— В то время какой-то конвейер считался элитным, например, первый?

— Нет. Первый — потому что он появился раньше остальных и некоторое время был единственным. И, между прочим (молодые об этом вряд ли знают), располагался на том месте, где сейчас второй конвейер. Потом построили остальные и стали называть их по порядку, по месту расположения.

Между коллективами смен шло трудовое соревнование — кто добьется лучших показателей, а за право собрать юбилейный автомобиль, например,10-миллионный, начиналась настоящая борьба между конвейерами. «Автозаводец» на первой странице под рубрикой «На конвейерах завода» регулярно информировал: «Смена старшего мастера такого-то с заданием справилась, собрано столько-то автомобилей...»

Вот на снимке начальник ПДС главного конвейера Константин Николаевич Щеголев, в войну был разведчиком, много наград у него, начальник смены Иван Павлович Лосев, пулеметчик, в битве за Москву в него, 19-летнего пацана, попала разрывная пуля. В 1986 году в производстве было 486 участников войны, а к 2005-му их осталось чуть больше 80... Еще фото — с конвейера сходит 14- миллионный автомобиль.

— Интересная история у него, — говорит мой собеседник. — Решили подарить юбилейный грузовик своей подшефной школе №111. Это был миллионник, так сказать, в эксклюзивном исполнении: пурпурного цвета, с латунной отделкой, белым ободочком, специальными дисками... Пригласили на сборку школьников — вот, на снимке, в кабине дети сидят, рядом директор школы Галина Александровна Абросимова... По-моему, эта машина до сих пор жива.

А это сборка 30-тысячного дизеля, встречали его тепло, по-домашнему, без излишнего официоза. Кстати, впервые в стране для дизельного автомобиля сделали конвейер на втором этаже — в той стороне корпуса, где сейчас варят цельнометаллические кузова. Работали вместе с французами. Только-только начали дизельные грузовики собирать — и наступили лихие 90-е, все в стране развалилось. Грузовики не закупались ни армией, ни селом. Четвертый конвейер, где делали около 40 тысяч грузовиков ГАЗ-66, практически остановился. Поскольку у ГАЗ-66 грузоподъемность всего 1,5 тонны, предложили ГАЗ-66-31 — с ходовой частью, как у 53-й, и, соответственно, большей грузоподъемностью. Но и на эту машину заказчиков не нашлось. Поэтому приняли решение спустить дизель со второго этажа и поставить его на 4-й конвейер. Со временем освободившиеся площади передали прессово-рамному производству.

Рассказал Владислав Александрович и историю о том, как появились у входа в ПГА грузовики на постаментах.

— Когда в сквере у Главной проходной установили исторический ГАЗ-АА, задумались мы с руководителями цехов: почему нет памятника прославленной 51-й, вывозившей страну из послевоенной разрухи? Решили, что несправедливо это, и ГАЗ-51 встал на стоянку у производства. В канун 60-летия завода появилась идея установить рядом полуторку. В журнале «За рулем» нам дали два адреса. Один автомобиль находился где-то в Сибири, другой поближе — в Марийской республике. Иван Васильевич Челышев отправился туда посмотреть, что и как. Приехал, доложил, что владеет машиной дед, она у него всю войну прошла, залатанная, конечно, но все еще на ходу, даже запасной комплект резины имеется. Сын того дедушки согласен отдать нам полуторку, но взамен просит «Волгу». А тогда «Волга» была круче, чем «Мерседес» сегодня, и, естественно, «бартер» с новым автомобилем не состоялся. Но «Волгу» после испытаний все-таки выделили.

Полуторку мы разобрали по винтику, промыли, почистили, восстановили — заметьте, ни одной железяки чужой нет, все родные. Главным консультантом для нас стал Иван Васильевич Челышев, он в молодости собственноручно полуторки собирал. Довели до ума, завели, я сел за руль и с тяжелоагрегатного участка доехал до постамента — все это корреспондент Нижегородского телевидения Юрий Яворовский снимал.

Ну, а уж если начали модельный ряд, как его не продолжить, тем более что ГАЗ-53 тоже добрую славу заслужил. Решили последнюю модель не в музей передать, а в качестве памятника оставить, а после и ГАЗ-66 встал у ПГА на почетную стоянку. Вот такая история.

...Подготовка к выпуску «ГАЗели» велась в сложной обстановке. Отсутствие заказов, резкий спад производства, машины собирали в одну смену. А во вторую специальные бригады занимались техперевооружением. В.А.Пахомов показывает снимок: отгороженный брезентом комплекс «Драйсис», где красят кабины, а рядом копают 11-метровый котлован для нового окрасочного комплекса «Хайден».

— Не менее сложным оказался и второй этап — подготовка к постановке цельнометаллического фургона, — вспоминает Владислав Александрович. — Он уже был рожден в прессово-рамном производстве, а окрасочный комплекс под него еще не запустили. Приняли решение отдать под фургон третью линию окраски, но опять проблема: как протащить кузов по конвейерам? Ломали-ломали голову над этим, а потом в одно воскресенье решили определиться на месте. Навесили цельнометаллический фургон, впереди него пустили двухгазорезчиков с резаками. Задевает кузов на повороте — вырезаем, мешает что-то – опять вырезаем. Так и протащили кузов, образно говоря, прорубили ему трассу.

Или вспомнить установку «Хайдена» в условиях действующего производства, тоже интересных моментов пережили немало. Такую махину втиснуть — это не шутка! Тем более, что объем выпуска полуторок из месяца в месяц увеличивался и устанавливать комплекс надо было максимально быстро.

Знаете, как появился люк на крыше? Когда впервые опустили фургон  в  катафорезную ванну, увидели, что он не тонет — воздушная «подушка» не позволяет. Стали искать выход из положения, и пришла мысль сделать люк. Его сначала вырезали вручную...

Какая команда тогда в производстве была! Евгений Леонидович Жуков, Евгений Васильевич Филатов, Олег Николаевич Кутепов, Владимир Иванович Белышкин, Анатолий Михайлович Козицин, Игорь Евгеньевич Забавин...

Владислав Александрович расстался с заводом в 2004 году, когда только начиналось внедрение производственной системы.

— Мое мнение — это отличный инструмент для достижения определенных целей, скажем, повышения производительности, снижения потерь, — считает он. — Помню, как консультант по производственной системе обратил мое внимание на выполнение операции на участке обойки: «Скажите, а это обязательно, чтобы операторы поднимались к кабине через ступеньку, потом спускались, опять же через ступеньку, на пол к столу? Сто пятьдесят кабин обить — столько же раз за смену подняться и спуститься...» Сделали ровный подиум, поставили на него рабочие столы, разместили оснастку — и насколько легче и производительнее стал труд! Или вот появились фартуки с кармашками для инструмента — вроде бы мелочь, но сборщикам опять дополнительное удобство. И таких примеров можно привести массу.

Рациональной организации производства внимание на ГАЗе уделялось всегда, но не было такой четкой, как сейчас, визуализации проблем и достижений, не было системного подхода, который позволил бы по- другому взглянуть на уже привычные вещи.

Ирина КУЛЬКОВА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы