Лоскутов Иван Кузьмич

Независимая оценка качества оказания услуг учреждения

Призыв к участию в независимой оценке услуг учреждения

Добрый день!

С целью повышения качества условий оказания услуг просим Вас принять участие в анонимном анкетировании.

Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Чтобы принять участие в анкетировании пройдите, пожалуйста, по ссылке https://nsok.su/опрос_ноко/

По возникшим вопросам обращаться по электронной почте info@nsok.su
 

Иван Кузьмич Лоскутов стоял у руля автозавода в тяжелейшие для нашей страны годы — с 1938 по 1948 годы. Именно при нем ГАЗ за считанные дни наладил выпуск танков Т-60, а потом — и Т-70. И именно при нем разбомбленный фашистами завод всего за сто дней был поднят из руин.

На харизматичного и деятельного Лоскутова много лет точил зуб всемогущий Берия. Но Ивану Кузьмичу удивительным образом удавалось избежать несчастья. За свою долгую жизнь он сменил несколько городов: Питер, Москву, Ульяновск, но Нижний Новгород стал для него самым любимым. Не случайно до последних дней Иван Кузьмич повторял: “Автозавод — судьба моя”...

Иван родился 7 июля 1900 года в Марий Эл в многодетной крестьянской семье. В 19 лет вступил в партию, а через месяц ушел добровольцем в Красную Армию. Но воевал недолго — после тяжелого брюшного тифа его отправили “на гражданку”, где Лоскутов работал сначала в уездном, а затем областном комитете комсомола.

Иван Кузьмич рано женился. Познакомился в библиотеке с такой же, как и он, крестьянкой Марией Курбатовой. Со свадьбой не тянули и уже в конце 1922 года стали родителями дочки Валентины, а в начале 1925 — Светланы.

В 1922 году его направили учиться на рабфак при Ленинградском горном институте. По специальности Лоскутову поработать не довелось — он продолжил партийную карьеру. В те годы Иван Кузьмич квартировал на Невском проспекте в коммуналке с 22 соседями. В 1929 году партия направила Ивана Кузьмича получать второе высшее — на этот раз в Ленинградский политех.

В 1932 году практикант Лоскутов впервые переступил порог Горьковского автозавода. В “Отзыве о производственной практике на заводе “ГАЗ им. Молотова” мы читаем, что “уезжая, товарищ Лоскутов оставил в рабочих живую струю. С такими товарищами можно гордо держать знамя техники”. На время практики Иван Кузьмич поселился в так называемых “пятках” (сейчас — проспект Ильича). Тогда район еще только строился, на улицах царила непролазная грязь, и как-то питерского гостя даже угораздило потерять в луже калоши!

В 1934 году Лоскутова, уже дипломированного специалиста, направили на работу в Горький. На завод он пришел инженером-конструктором, потом стал начальником прессового цеха, а затем — и производства завода.

Вместе с семьей — а к этому времени они с женой воспитывали уже двух дочек — Лоскутов жил в двухкомнатной квартире в Бусыгинском квартале. Первые четыре года работы на автозаводе — одни из самых радостных и беззаботных в жизни Лоскутова.

Наступил 1938 год. Черные воронки одного за другим увозили лучших представителей автозавода. Когда арестовали первого директора ГАЗа, 39-летнего Сергея Дьяконова, на его место назначили 38- летнего Лоскутова.

Его дочь Светлана Ивановна так вспоминала этот апрельский день: «У нас дома упал буфет с посудой. Мама позвонила отцу на работу и сообщила печальную новость. На что папа ответил: “Не переживай, Маруся. Посуда бьется к счастью. Меня назначили директором”. Лоскутов пропадал на заводе сутками, руководя строительством новых цехов: кузовного, моторного, литейного, цеха автоматов. К началу войны мощности ГАЗа выросли в 3,5 раза, а оборудования стало вчетверо больше.

В те годы семья Лоскутовых жила в пятикомнатной “сталинке” на проспекте Октября, который тогда именовался проспектом Сталина. В большой квартире было не протолкнуться. В 1938 году у Лоскутовых родился долгожданный сын Валерий. Потом у родителей Марии Николаевны сгорел дом в деревне, и они переехали к детям. А вскоре вышла замуж дочь Валентина и родила ребенка...

22 июня 1941 года обещал быть для заводчан радостным днем. Многотиражка “Автогигант” вышла с заголовком “Есть миллионный мотор!”. А в час дня из репродукторов послышались удары метронома и объявили, что началась война.

Лоскутов тут же организовал митинг на площади у главной проходной. Заводчане решили: отныне ГАЗ переходит на круглосуточную работу в две смены по 12 часов. Чтобы выдать требуемое количество танков, решили разместить оборудование по новому плану, пересмотреть технологическую цепочку изготовления узлов и деталей. Сделали новые инструменты, штампы, приспособления. А в только что построенном кузовном корпусе №5 разместили цех по сборке танков.

20 октября 1941 года пришла телеграмма от Сталина: необходимо еще увеличить производство танков. Вскоре с конвейеров ГАЗа на фронт непрерывным потоком пошли Т-60, полуторки и трехоски с деревянными кабинами и подножками (стали катастрофически не хватало), а затем и новые танки Т-70. В марте 1942 года “всесоюзный староста” Михаил Калинин лично вручил заводу орден Ленина.

В те годы Иван Кузьмич практически не показывался дома. В соседней с кабинетом комнате поставил раскладушку. Но поспать удавалось редко и то — урывками. Весть о том, что фашисты бомбят родной завод и на цеха сброшено около сотни фугасных бомб, застала Лоскутова в Москве. В октябре 1942 года его с ГАЗа отозвали в Министерство электростанций СССР. Однако на следующий же день после первой бомбежки Иван Кузьмич сдал дела и поспешил в Горький. Его глазам предстали пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции... Почти три недели — с 4 по 22 июня — фашисты методично бомбили ГАЗ.

Мало кто верил, что автозавод вообще подлежит восстановлению. То, что заводчане подняли его из руин всего за сто дней, стало настоящим чудом. Цеха стояли еще без крыш, а на заводе вновь начали собирать танки. У людей словно открылось второе дыхание: в 1944 году продукции было выпущено на 25 % больше по сравнению с предыдущим годом.

До Победы было еще неблизко, а на автозаводе уже вовсю готовились к мирной жизни, конструировали грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легковушку М-20. Это была идея Лоскутова. Он с нетерпением ждал того дня, когда с конвейера ГАЗа начнут выходить элегантные лимузины.

7 ноября 1944 года опытный образец М-20 представили Сталину. Сравнив горьковский лимузин с фордовскими авто и московскими машинами, вождь народов посоветовал не копировать известные конструкции, а искать свою. Но похвалил экономичность двигателя и малый вес машины. Отвечая на прощальное рукопожатие Сталина, Лоскутов попросил его закрепить за М-20 название “Победа”. Генералиссимус еще раз окинул машину взглядом и изрек: «Хоть это и не та победа, которую заслужил советский народ, но пусть будет “Победа”. В 1947 году первые горьковские лимузины сошли с конвейера.

По словам Татьяны Лоскутовой, до 1938 года, пока наркомом внутренних дел был его питерский знакомый Николай Ежов, Иван Кузьмич жил относительно спокойно. Но когда в 1938 году к власти пришел Берия, все изменилось. Однако Иван Кузьмич был на хорошем счету у Сталина, и Берия решил отыграться на его старшем брате — Якове. Тот был расстрелян в 1938 году. «Дед был очень сдержанным на слова, — рассказывает Татьяна Лоскутова. — Наверно, это и позволило ему выжить в те годы. Никогда не говорил ни слова лишнего. Даже дома. Только один раз он сухо, без деталей рассказал мне, как в молодости ездил по церквям и реквизировал утварь, чтобы собрать средства для Красной Армии».

Однако в 1948 году Лоскутов все же пал жертвой интриги. Какой-то участник войны написал в Москву жалобу на качество “Побед”. Директора ГАЗа тут же сняли с должности и... перевели в Ульяновск. До 1953 года Иван Кузьмич возглавлял Ульяновский автозавод, и именно при нем здесь началась большая работа по подготовке производства к выпуску новых автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, которые до этого собирались на нашем автозаводе.

В 1953 году Лоскутов переехал в Москву и остался там до самой смерти. От дел Иван Кузьмич отошел лишь в 72 года, а до этого служил начальником Главка, работал в Министерстве автомобильной промышленности. Долгое время он с женой и сыном жили в большой трехкомнатной квартире на Цветном бульваре, но когда Валерий собрался жениться, разменяли ее на две.

«Если на работе дедушка был взыскательным начальником, то дома превращался в самого исполнительного подчиненного, — улыбается Татьяна Лоскутова. — Мария Николаевна была очень властной женщиной. Бывало, дед заслушается музыкой по радио, а бабушка кричит: “Выключи немедленно!”. И он никогда не спорил, сразу же выключал. Он ради нее делал все, что угодно. Когда уже был старенький и больной, катался по Москве, чтобы привезти обеды из кремлевской столовой или объезжал булочные, чтобы найти для бабушки любимую выпечку. Но это не значит, что он был мягкотелым. У него всегда была своя линия, которую он проводил. Но без всяких споров и скандалов».

Все эти годы Лоскутов часто бывал в нашем городе и при случае всегда заходил на родной завод.

«Никаких богатств у дедушки не было, — продолжает Татьяна Николаевна. Денег он много не нажил — после его смерти осталось около 8 тысяч рублей. Всю жизнь он был “безлошадным”, пользовался служебным авто».

21 ноября 1982 года Иван Кузьмич вышел погулять и почувствовал себя плохо. Тем не менее, он нашел в себе силы вызвать “скорую” из телефона-автомата. Но было уже поздно... Похоронили Лоскутова в Москве. Но, зная любовь Ивана Кузьмича к Нижнему Новгороду, дочь Светлана Ивановна перевезла горсть земли с могилы отца на Староавтозаводское кладбище и поставила там памятник.

В 1996 году улицу Автомобильную переименовали в честь Лоскутова. А в музее автозавода бережно хранится любимое кресло Ивана Кузьмича, которое дочь долгое время хранила как память об отце...

Фото из архива Татьяны Лоскутовой

Материал с сайта: http://www.mk.ru/regions/nijniy-novgorod/article/2010/07/07/514718-beriya-vsyu-zhizn-tochil-zub-na-direktora-avtozavoda.html

Материал с сайта: http://www.kokina.ru/art2010-27.htm

Ссылки:

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Директор перемен Лоскутова Т. Директор перемен : [о третьем директоре ГАЗа И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2017. – 21 сент. (№ 107). – С. 7
2 Директор военных лет Колесникова Н. Директор военных лет : [о директоре ГАЗа И.К. Лоскутове ] // Автозаводец. – 2015. – 7 июля (№ 74). – С. 4
3 Лоскутов Иван Кузьмич (1900-1982) Рубцов Б.И. Лоскутов Иван Кузьмич (1900-1982) // Улицы помнят их имена : Биографические очерки о людях, именами которых названы улицы Нижнего Новгорода / Б.И. Рубцов. - Н.Новгород, 2010. - с. 31-32
4 А душа звала на завод… Лукина Н. А душа звала на завод… : [о И.К. Лоскутове, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 2005. – 6 июля. – С. 2
5 Военный директор ГАЗа Суворова В. Военный директор ГАЗа // Автозаводец. – 2003. – 8 июля. – С. 2
6 Дорогой нам человек Дорогой нам человек // Автозаводец. – 2000. – 7 июля. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
7 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
8 Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный Алешин А. Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 28 апр. – 4 мая (№ 32). – С. 22. – (Знай наших).
9 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
10 Легенда № 20 Гусев А. Легенда № 20 : [о знаменитом хоккейном вратаре В.С. Коноваленко] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6

Страницы