Кригер Анатолий Маврикиевич (1910-1984)
График работы в праздничные дни
Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:
1 мая — День Весны и Труда
27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни
Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.
9 мая — День Победы
8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.
Зам. главного конструктора ГАЗа
Конструктор автомобилей
Кригер А. М. родился 5 июня 1910 года в заводском поселке Краматорск Харьковской губернии (ныне г. Краматорск Донецкой области Республики Украина) в семье представителей трудовой интеллигенции. После школы поступил в Харьковский технологический институт.
В 1928 году Кригер поступает на механический факультет Харьковского технологического института, выбирая автомобильную специализацию. В 1930 году Кригера неожиданно исключили из комсомола по обвинению в сокрытии своего социального происхождения. Одновременно он был исключен и из института, правда через несколько месяцев обвинение сняли и в институте восстановили.
В 1930 году Анатолия Кригера вместе со всем курсом переводят в Московский автотракторный институт им. М. В. Ломоносова (ныне - Московский государственный технический университет «МАМИ»), который он оканчивает в мае 1932 года. Тогда, практически весь выпуск института по приказу наркома тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе был направлен на Нижегородский автозавод им. Молотова (позже — ГАЗ) — место становления Кригера как автоинженера. Там он делает стремительную карьеру от рядового специалиста до заместителя главного конструктора.
В 1935 году отец Анатолия — Маврикий Людвикович, замначальника ОТК КМЗ, был арестован органами НКВД и по сфабрикованному делу выслан в Караганду, где в 1937 году скончался. Только в 1955 году его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления.
Как ни странно, эта история практически не сказалась на карьере Анатолия Кригера в 30-е годы, более того, в 1935 году конструктора направили в годичную командировку в США, а в 1937 году его назначают начальником КБ двигателей и шасси. Он работает вместе с главным конструктором ГАЗа А. А. Липгартом, участвует в разработке легковых автомобилей ГАЗ 11-73 и ГАЗ М1. В 1941–1945 — танков Т-60 и Т-70, за что вместе с А. А. Липгартом, Н. А. Астровым и др. в 1943 получил Сталинскую премию.
В 1946 году Кригер занял пост заместителя главного конструктора "ГАЗ". В 1947 году вместе с А. А. Липгартом получил Сталинскую премию за разработку грузовых автомобилей ГАЗ 51 и ГАЗ 63.
За 16 лет работы на ГАЗе Анатолий Маврикиевич сумел добиться профессионального признания не только в родном коллективе, но и по отрасли в целом. И хотя в довоенном советском автомобилестроении приоритет отдавался грузовым автомобилям (да и в дальнейшем деятельность Кригера была связана в основном именно с грузовиками), особые заслуги молодого конструктора в период работы на ГАЗе были связаны с созданием нового поколения легковых автомобилей. Участие в проектировании ставшей впоследствии легендарной «Эмки» – пятиместного седана ГАЗ-М1 («М» — от фамилии Молотов) стало фактически одной из первых серьезных работ для 24-летнего Кригера. «Эмка» стала одной из самых распространенных машин того времени, всего с 1936 по 1942 годы было произведено почти 63 тысячи автомобилей.
Из высказываний Астрова Н. А., конструктора автомобилей:
«Человек аналитического склада ума и редкой работоспособности, всю войну трудившийся по 14 часов в сутки, он отличался педантизмом. Кригер не пропускал ни единой цифры, фразы, запятой на чертежах, выпускавшихся КЭО, без личного контроля и около каждого проверенного знака, будь то сборочный чертеж, деталировка и даже спецификация, ставил птичку толстым синим карандашом. Со свойственными ему четкостью и неизменной благожелательностью Анатолий Маврикиевич руководил работой конструкторов. Держался суховато, даже замкнуто, всегда подтянутый, тщательно, пусть и скромно одетый».
С 1948 года Кригер — главный конструктор Кутаисского автозавода (КАЗ), а с 1954 — главный конструктор автозавода им. Сталина (ЗИС, с 1956 — ЗИЛ). Под его руководством в 1955 были созданы первые в стране междугородные автобусы ЗИЛ 127, в 1957 — городские автобусы ЗИЛ 158. Организовал создание грузового автомобиля ЗИЛ 130 (выпускался с 1964 по 1994) и его модификаций, за что в 1967 получил Государственную премию. В 1967 вместо трехосного ЗИЛ 157 завод начал выпуск ЗИЛ 131. В 1969 начал строиться КамАЗ. ЗИЛу была поручена разработка трехосных грузовых автомобилей для КамАЗа. Работа была успешно выполнена, А. М. Кригер получил в 1972 Государственную премию.
Ссылки:
- Кригер Анатолий Маврикиевич
- А. М. Кригер: Биография
- Ю. Н. Мрост. Главный конструктор автомобилей ЗИЛ
- А. Зарубин. Пятьдесят конструкторских лет. «За рулем» № 12 (1984)
- Виртуальная выставка «А. М. Кригер»
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Автопромом мобилизованный и призванный | Автопромом мобилизованный и призванный : [о конструкторе ГАЗа А.М. Кригере и о заводе в годы Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2010. – 5 июня (№ 82). – С. 2. |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
2 | Концепция лидерства | Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект). |
3 | Разработчик и испытатель | Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа). |
4 | Незаурядный человек | Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память). |
5 | В честь Липгарта | Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14. |
6 | Завод судьбы | Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей). |
7 | Мастер библиотечного дела | Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память). |
8 | Аллея славы | Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей). |
9 | В ответе за завод | Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей). |
10 | Человек двух стихий | Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны). |